Конспект занятия по экологическому воспитанию «После дождя, капелька воды»
Конспект занятия по экологическому воспитанию «После дождя, капелька воды»
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами воды (бесцветная, прозрачная, жидкая, может течь).
Дать представления о разнообразных состояниях воды (вода, лед, пар).
Побуждать находить примеры в явлениях окружающей среды.
Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
Подвести детей к пониманию того, что лед и пар – это тоже вода.
Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга
Словарная работа: Обогащение словаря (бесцветная, прозрачная, жидкая). Активизация словаря: качественные прилагательные.
Материалы и оборудование: В группе 4 зоны для четырех опытов с подготовленными столами, клеенки на каждый стол, мольберт, магнитофон, конверт с письмом, ручеек, дорожка из капелек, фартуки и нарукавники на каждого ребенка. 1 опыт – на каждого ребенка по одному стакану с молоком и с водой, палочка или ложка и набор бумажных полосок в розетке шести основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный). Картинки с изображением прозрачного кувшина с водой и аквариума с рыбкой, 2 схемы (№ 1, 2). 2 опыт - на столе на каждого ребенка по одному стакану с водой, по одному стакану с клеем и по одной розетке. Схема № 3, две картинки с водой, текущей из крана и ручейком. 3 опыт- на столе салатник для льда, по одной розетке и салфетке на каждого ребенка, поднос для мусора, цифра стола, схемы № 4, 5, 6, картинки из жизни. Чтобы лед не растаял до начала занятия, храню его в термосе и высыпаю в салатник перед самым началом занятия. 4 опыт – для проведения этого опыта дети присаживаются на стулья вокруг стола. На столе термос с кипятком, стекло.
1 опыт. (конспект занятия с ds50.ru) Дети, что налито в ваших стаканах? (Дети называют) Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают). Почему ты выбрал эту полоску? Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. Катя, ты нашла такую полоску? (Нет) Есть у воды цвет? (нет) Так как мы можем сказать о воде? (Она бесцветная. Катя, какая вода? Миша, какая вода? Все вместе.)Открою вам, друзья, секретА у воды ведь цвета нет.Цвет подобрать к ней невозможноОна бесцветна, это точно.
У каждого из вас есть чайные ложки. Опустите одну ложку в стакан с молоком, а другую в стакан с водой. Видно ли нижнюю часть ложки в стакане с молоком? А в стакане с водой? Значит, что мы можем сказать о воде? Какая она? (Прозрачная.) Скажи, Вася, какая вода? Скажи, Оля. Скажите вместе. Посмотрите на схемы, которые помогут нам сделать вывод опыта. (Показ карточек и вывод) – 2-3 ребенка. Подумайте и вспомните, где еще мы можем увидеть, что вода прозрачная и бесцветная
Я предлагаю вам пройти по дорожке из капелек к следующему столу. (Дети идут под музыку.)
Из прозрачной клеенки для теплиц вырезала извилистую дорожку. На нее наклеила контурные изображения капелек разной величины, вырезанные из светло-голубой самоклейки.
2 опыт. У каждого из вас приготовлены стаканы с разными веществами. В одном стакане клей, назовите вещество в другом стакане. (Вода) Перелейте воду из стакана в розетку, а теперь обратно в стакан. Почему вода льется? Какая она? (Ответы детей) (Вода жидкая. Скажи Вася, какая вода? Скажи, Петя, Саша, все вместе.) Теперь перелейте клей из стакана в розетку. Почему клей не льется? (Ответы детей.) Сделайте вывод о том, какая вода с помощью этой схемы: «Она жидкая, может течь» Посмотрите на картинки, что на них нарисовано? Дальше мы отправимся вслед за ручейком. (Дети идут под музыкальное сопровождение)
Ручеек также вырезан из прозрачной клеенки. На него я наклеила тонкие извилистые светло-голубые полоски, чтобы придать сходство со струйками воды.
3 опыт. Вспомните, что написано в письме о том, как капелька превратилась в льдинку. (Напоминаю при затруднении наводящими вопросами.) Посмотрите на эту схему, что на ней нарисовано? (Ответы детей) Эта схема обозначает мороз, а на этой схеме что нарисовано? (Ответы детей.) Эта схема обозначает тепло. Когда капелька воды может превратиться в льдинку? Иди, Маша, покажи правильную схему. Возьмите в ладошку по одной льдинке. Какая льдинка? Что с ней происходит? (Ответы детей) Почему льдинка начала таять? (Ответы детей.) Наклоните ладошку над розеткой. Что вы видите? (Ответы детей.) Да, дети, льдинка снова превращается в воду. Опустите льдинки в розетки, пусть они тают дальше. Вытрите руки салфеткой и посмотрите на мольберт. Когда лед превращается в воду? Иди, Маша, покажи правильную схему. Давайте сделаем вывод нашего опыта: «Лед – это твердая вода». Скажи, Вася. Скажи, Оля. Где мы можем увидеть замерзшую воду? (На катке, на крыше сосульки и др.)
Чтобы познакомиться с еще одной особенностью воды, я приглашаю вас пройти и сесть на стулья.
4 опыт. (Дети сидят на стульях вокруг низкого стола.) Для этого опыта нам понадобится термос. Это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры. Я налила в термос горячую воду Давайте вспомним правило обращения с горячей водой (Ответы детей) Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей) Давайте проверим, так ли это? (Подношу стекло и говорю) Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли. (Пронести стекло и показать каждому ребенку). Что вы видите на стекле? Значит, «Пар – это что? Это вода». Катя, что такое пар? Маша, что такое пар? Скажите все вместе.
Такие занятия вызывают всплеск познавательной активности, большой эмоциональный отклик у детей. Они чаще обращаются к уголку самостоятельного экспериментирования. Если в группе работа ведется в системе, а не от случая к случаю, дети превращаются в любознательных «почемучек». В последнее время появилось много литературы, раскрывающей особенности детского экспериментирования и проведения опытов в ДОУ и семье. Я предлагаю Вашему вниманию литературу, которой пользуюсь в своей работе:
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-190с.
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры /авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007.-286 с.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.:АРТИ,2008.- 64с. (Развитие и воспитание дошкольника)
Рыжова Н.А. воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. илл.
Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно- экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. ТОО фирма «ЛИНКА- ПРЕСС», 1998
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 56с.
Воробьёва В. М. Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы», Архангельск, 1999-61с.
Молодова Л.П. игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. - 128 с.: ил.