Технологическая карта к уроку музыки по теме:Темповое развитие музыки (6 класс)


Технологическая карта к уроку музыки для 6 класса по теме:
Темповое развитие музыки
Составила учитель первой квалификационной категории Фефелова Ирина Станиславовна.
Учитель музыки МАОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением немецкого языка» г. Перми
2017 г.
Технологическая карта урока «Темповое развитие музыки»
Учебный предмет музыка
Класс 6 класс
Тип урока
Урок усвоение умений и навыков
Цели, задачи урока Цель: понять, что такое темповое развитие и проследить за изменением темпа в рамках одного произведения
Задачи. Познавательные: научиться проводить простые аналогии между музыкальным произведениями, опираться на известные картины изобразительного искусства при выполнении заданий на уроке.
Развивающие: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели, умение припоминать и воспроизводить ранее изученный материал, вокально – хоровые навыки и творческую самостоятельность.
Воспитательные: воспитывать интерес к классической музыки через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу и работу одноклассников.
Технологии, методы Словесные проблемные и частично поисковые
Информационно – поисковые
Наглядно – образные
Практические методы
Метод рефлексии
Метод создания художественного контекста
Основные понятия, термины Темповое развитие музыки, кантата piu mosso, meno mosso, accelerando, rallentandoОрганизация пространства
Формы работы Ресурсы
Рабочая программа
учебного курса «Музыка»
для «5-7 классов» УМК «Музыка». Науменко Т.И., Алеев В.В.
Поурочное планирование 6 класс. Автор – составитель О.П.Власенко. Издательство «Учитель» - Волгоград, 2013.-165.
Учебник «Музыка», 6 класс под. Редакцией Т.И. Науменко, В.В.Алеев.11 – е изд., стереотип – М.Дрофа, 2011. – 159:ил., нот.
Интернет ресурсы.
Рисунки учащихся 6-х классов МАОУ «СОШ №12 с углубленным изучением немецкого языка» г.Перми
]
Технология обучения
Этапы урока Задачи этапа Оформление доски, наглядность Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация начала урока Настроить на урок музыки учащихся. Знакомство с листом самооценки (Приложение №1). Лист самооценки (Приложение № 1) Проверяет готовность кабинета, раскладывает на партах дидактический материал, оценивает готовность детей к уроку (наличие тетради, письменных принадлежностей и дневника) Оргмомент.
Приветствуют учителя
Постановка учебной задачи.
Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний. Озвучивание цели и задачи урока. ИКТ Формулирует задачи и корректирует цель урока по необходимости.
Учитель начинает урок со стихотворения Вадима Семернина «Мелодии: та хороша, а эта прелестна…». Задает вопросы:
1.Что помогает нам понять музыку? (учитель обращает внимание на темп)
Предлагает определить темп в рисунках (если это возможно).
(Слайд с 1 по 8)
2. Почему нам легко запомнить некоторые мелодии? (учитель обращает внимание на слово «развивается»)
3. Изменение в музыке называется развитием. Какие виды развития Вы знаете?
Учитель по необходимости корректирует и дополняет ответы детей.
Постановка цели урока
1.Ответ: средства музыкальной выразительности. Называют какие они бывают.
Дети определяют темп в рисунках Например, 1 слайд – леопард (быстрый темп), 2 слайд – черепаха (медленный), 3 слайд – интернет(все виды темпов) и т.д.
2.Ответ: музыка легко запоминается, когда в ней есть яркие запоминающиеся интонации, когда она развивается.
3.Ответ: ладовое развитие, мелодическое развитие и т.д.
Дети самостоятельно называют тему урока.
(Слайд № 9)
Ставят цель и предлагают как ее достичь.
Основной этап урока.
Пробное применение знаний
ИКТ Учитель говорит, что темповое развитие можно наблюдать в произведениях крупной формы, например кантате. Знакомит с кантатой Свиридова.
(Слайд №10 и 11)
Задает вопрос:
Прочитайте стихотворение «Поет зима аукает».
(Слайд № 12)
Если оно стало частью кантаты, значит Свиридов сочинил музыку, использовал темп. Какой он будет?
Учитель дает задание перед слушанием 2-ой части кантаты «Поет зима аукает»
Послушать и сравнить свои собственные мысли о темпе и характере музыки.
Разделите произведение на части и определить темп музыки в каждой части, пользуясь темповыми обозначениями (Приложение №2 и №3)
Перед слушанием музыки учитель знакомит детей и темповыми нюансами: piu mosso, meno mosso, accelerando, rallentando.
Учитель корректирует и дополняет ответы детей.

Дети слушают учителя и записывают термин «кантата», а также название кантаты Свиридова.
Дети отвечают на вопрос.
Слушают музыку, выполняют в парах задание учителя.
(Слайд № 13)
Дети записывают новые музыкальные термины в тетрадь.
Дети объясняют, как разделили произведение на части, какие темповые обозначения выбрали и почему.
Контроль и самопроверка знаний. Оценивание своей деятельности и одноклассников на этом этапе урока. Лист самооценки, объясняет задание.
Перед Вами лист самооценки. Мы послушали 2-ю часть из кантаты, обсудили музыкальный образ и темп музыки , оцените свою работу по 5-ти бальной системе. Поставьте знак «+» напротив той оценки, которую по Вашему мнению Вы заслужили.
Теперь обменяйтесь с соседом по парте и оцените его деятельность точно также. Если не согласны с той оценкой, которую он себе поставил, отметьте нужную.
(Приложение №1)
Если оценки не совпадают, то работу этой пары на данном этапе урока оценивает класс, помогает учитель.
Оценивают себя и соседа по парте
Дети обсуждают оценки.
Ритмическая минутка Переключение вида деятельности, отдых и закрепление пройденного материала, Раздает шумовые инструменты, объясняет задание.
Если музыка звучит в быстром темпе, играют деревянные шумовые инструменты , если в медленном – метеллофоны и треугольники.
Дети выполняют задание
Упражнения с перенесением знаний в новые условия Послушать песню, вспомнить ее название и определить изменение темпа музыки. Исполняет песню «Калинка»
Корректирует ответы детей.
Исполняет песню, совместно с детьми, обращает внимание на распевы дикцию и темп. Слушают, вспоминают название песни, определяют темповое развитие. Объясняют свой ответ.
Исполняют с учителем песню, работают над распевами и дикцией.
(Приложение № 4)
Подведение итогов. Рефлексия.
Информация о домашнем задании. Сделать вывод урока, оценить свою работу и одноклассников на уроке, выставить оценки.
Дети выбирают домашнее задание и записывают его в дневник. ИКТ Учитель задает вопросы:
1. Часто ли встречается темповое развитие музыки в произведениях?
2. Какова роль темпового развития?
3.В произведениях какой формы встречается темповое развитие?
По необходимости учитель корректирует и дополняет ответы детей. Выставление оценок совместно а учащимися.
Учитель знакомит детей с домашним заданием, просит выбрать одно из предложенных и записать в дневник.
(Слайд № 14)
1.Ответ: В любом произведении встречается темповое развитие?
2. Темповые изменения необходимы для полного раскрытия образа, они четко следуют всем поворотам сюжетной линии и дополняют его.
3.В произведениях любой музыкальной формы встречаются темповые изменения. Музыки без развития нет!
Дети выбирают домашнее задание, задают вопросы по необходимости и записывают в дневник.
Приложение № 1
Лист самооценки
Слушание музыки
5 Я внимательно слушал (а) музыкальное произведение, смог (а) самостоятельно определить образ, характер, смог (а) отметить темповые нюансы , активно отвечал (а) на вопросы учителя.
4 Я внимательно слушал (а) музыкальное произведение, определил (а) характер, но неточно отметил (а) темповые нюансы в музыке, не всегда был (а) готов (а) отвечать на вопросы учителя.
3 Я слушал (а) музыкальное произведение, но не смог (а) определить характер музыки, сделал (а) много ошибок, когда отмечал(а) темповые нюансы, редко отвечал(а) на вопросы учителя 2 Я слушал (а) музыкальное произведение, не смог определить характер и образ, неверно отметил (а) темповые нюансы.
Приложение №2
«Поет зима – аукает» Сергей Есенин
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца яснаяКрасавица весна
Приложение № 3
Медленные темпы
Adagio медленно
Lento медленно
Largo широко, протяжно
Умеренные темпы
Moderato умеренно
Andante умеренно медленно
Sostenutoсдержанно
Быстрые темпы
Allegro оживленно, скоро
Vivo живо
Presto быстро
В течение музыкального произведения
в темп часто вносятся изменения:
accelerandoаччилерандоускоряя
rallentando  раллентандозамедляя
piu mosso  пиу моссоболее подвижно
meno mossoмено моссоменее подвижно

Приложение № 4
КалинкаАх! Под сосною под зеленою,Спать положите вы меня;Ай, люли, люли, ай, люли, люли,Спать положите вы меня.Калинка, калинка, калинка моя!В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Сосенушка ты зеленая,Не шуми же надо мной!Ай, люли, люли, ай, люли, люли,Не шуми же надо мной!Калинка, калинка, калинка моя!В саду ягода малинка, малинка моя!Ах! Красавица, душа-девица,Полюби же ты меня!Ай, люли, люли, ай, люли, люли,Полюби же ты меня!Калинка, калинка, калинка моя!В саду ягода малинка, малинка моя!