Выступление на городском методическом объединении учителей музыки по теме: Развитие творческой активности школьников на уроках музыки.
Выступление
на городском методическом объединении учителей музыки
по теме: Развитие творческой активности школьников на уроках музыки.
Автор:
Овсянникова Светлана Евгеньевна,
учитель музыки 1-й квалификационной категории
МОУ СОШ с УИОП №16
г. Комсомольск-на-Амуре
Раскрыть таланты и способности каждого школьника
Музыкальное искусство обращено к духовному миру человека. Музыка – это человеческий опыт нравственно-эстетического вчуствования в мир, который выражается в художественных образах, языком музыки. Познание музыки осуществляется как самостоятельная художественно-эстетическая деятельность учащихся, которая способствует воспитанию музыкального и поэтического сознания. Художественно-педагогическая деятельность учителя является творчеством в организации художественно-эстетической деятельности учащихся.
Создание условий для художественного развития детей на уроках музыки – это по сути процессуальная форма содержания урока музыки как урока искусства. Цель учителя – помочь детям присвоить духовный опыт человечества, запечатленный в музыкальном искусстве, понять чувства, явления внутреннего и внешнего мира человека, народов, эпохи, выраженные в музыкальных образах в единстве содержания, формы и средств музыкальной выразительности. Методическая идея заключается в том, что учитель помогает детям овладеть художественно-эстетической учебной деятельностью, учит познавать мир душой, тонко его чувствовать, уметь видеть прекрасное в листке клена, в одном движении руки балерины, слышать мир во всем его многообразии, в том числе, в музыкальном его воплощении. Именно музыка является самым распространенным и близким каждому видом искусства. «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителе, можно быть и гениальным слушателем» - говорил Д. Шостакович.
«Прекрасна деятельность народа, обращенная на внешнюю славу, но еще лучше, когда она обращена на внутреннее совершенствование». (В. Одоевский).
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен постичь это собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением…» (А. Дистервег).
Без личного желания, личных усилий ученика никакой учитель не сможет научить ребенка чему-либо. На занятиях ученик сам решает, как и что придумать, как оценить себя. Учитель лишь подскажет, как надо заниматься, чего стремиться достичь, что запомнить и каких трудностей можно избежать. Ученику предоставляется возможность «побыть» и композитором, и музыкантом-исполнителем, и актером, и хореографом, исследователем, и изготовителем музыкальных инструментов. Задача учителя – помочь раскрыть дар Божий каждому ребенку: красиво петь, замечательно рисовать, сочинять стихи, танец. Многие дети и не подозревают, какие духовные сокровища они в себе хранят. Творчество, как золотой ключик, поможет открыть эти сокровища нам всем, испытать ни с чем несравнимые чувства, проявить фантазию.
Главные человеческие ценности – ЛЮБОВЬ, КРАСОТА, ИСТИНА, БЛАГО! Каждому человеку они даны от природы, но не всем удается сохранить эти духовные сокровища, а нередко происходит подмена их на явления противоположного характера.
Как же помочь школьнику не только сберечь, но и развить в сердце своем эти сокровища, эти вечные, всеобщие ценности как для каждого человека, так и для всего мироздания?
Универсальным средством введения ребенка в мир любви, Красоты, Истины и всеобщего блага является музыка, интегрирующая с другими видами искусства и с наукой.
Но что есть музыка? В чем проявляется ее благодатное влияние на человека? Как сделать, чтобы музыка, ее ценности (и физические, и духовные, в полной мере оказали благодатное влияние на всех участников процесса учения : учителя, ученика, семью, общество?
Эти и другие вопросы мы ставим перед собой. Из вопросов исходят и задачи: общечеловеческие, познавательные, мировоззренческие и, конечно, музыкально-педагогические.
К каким же результатам в процессе формирования мировоззрения, воспитания личностных качеств, приобретения истинных знаний и ценностей могут и должны привести занятия музыкой? Как все только что перечисленное поможет ученику успешно осваивать этот предмет?
Наша цель – воспитать человека, наполненного светом высокой духовности, способного любить и себя, и себе подобных, и все живое вокруг, человека, стремящегося к познанию истины, обладающего потребностью и необходимыми умениями творения блага. Такой человек будет тонко мыслить и чувствовать, соотносить свои переживания и мысли с тем, что чувствуют и о чем думают другие(одноклассники, учитель, автор музыки). Среди его качеств – любознательность, творческое отношение к изучаемому,
Иными словами, наша цель – создание и формирование нового духовного пространства, объединяющего всех участников учебно-воспитательного процесса (учителя, ученика, композитора, исполнителя, поэта, писателя, семью, общество) и открывающегося перед ними неограниченные возможности самосовершенствования.Содержанием учебно-воспитательного процесса, в русле идей Д. Б. Кабалевского, является духовный диалог культур, возникающий при духовной коммуникации музыки, детей и учителя. «Содержанием становится процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности самим искусством, художественной деятельностью ребенка как жизнью в искусстве», творение своего духовного пространства, себя как личности. «Человек должен родиться дважды, - писал Гегель, - один раз естественно, а затем духовно… Духовное, конечно, связано с творчеством, но больше чем творчество… Духовность есть любовь ко всему сущему».
«В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, то есть нравственные изменения, которые возникают в детях. (Л. В. Горюнова). Это главный результат творческой деятельности учителя и ученика.
Познание себя в жизни через переживание, чувство и впечатление, увлеченность музыкой всегда будет стержневой идеей урока, его содержанием при разнообразном художественно-педагогическом воплощении.
На уроках необходимо звучание православной музыки, а также ее разучивание и исполнение. Направленностью уроков музыки является воспитание человека в процессе общения с музыкальным искусством, освоение ребенком нравственных ценностей, которые во все века были сущностью искусства, раскрывали, возвышали дух человека.
Решение этих задач и осуществляется путем введения учащихся в мировую социокультурную среду через художественно-эстетическую деятельность.
Проживание музыки в процессе создания музыкального образа:
- погружение в музыку; созерцание музыки;
- исполнение попевок, песен, хороводов и других вокальных и инструментальных произведений;
- пластическое интонирование.
2. Художественный анализ музыкального произведения:
- рассуждение о музыке («Что рассказал композитор своей музыкой? Как он сумел «рассказать»? );
- выражение переживания музыки в цвете (определение цвета, созвучного музыке, словом; красками на бумаге, на холсте );
- художественные ассоциации, вызываемые произведением;
- жизненные ассоциации, связанные с тем или иным музыкальным произведением, и т.д.
3. Овладение языком музыки:
-знание основных музыкальных жанров, терминов.
4. Вокально-хоровые умения:
- овладение певческим дыханием, звукообразованием и другими умениями;
- навыки пения соло, в ансамбле, хоре;
- развитие у детей способности выражать голосом тончайшие чувства, создавать художественный образ.
5. Инструментальное музицирование:
- игра на соло, в ансамбле, в оркестре на фольклорных, ударных и духовых инструментах – ложках, трещотках, свистульках и др.
- игра на музыкальных инструментах оркестра К.Орфа и по возможности на фортепиано и др.
6. Развитие у детей способности сердцем откликаться на музыку, чтобы через нее глубоко проникнуться чувством сокровенного родства каждого человека со всем сущим в мироздании. Восприятие музыки сердцем.
Любая музыкально-эстетическая совместная деятельность предполагает органичное владение всеми названными (как минимум)компонентами художественной деятельности детей на уроке музыки. Однако методически целесообразно варьировать и перераспределять объекты внимания, целевые установки, формы внешнего и внутренного контроля (и самоконтроля) в сложном процессе вхождения в мир музыки и раскрытия в самом себе музыкальных творческих способностей. Таким образом, каждый из названных видов деятельности лишь дает ориентир, акцентирует внимание на одной из составляющих частей единого потока музыки и ее освоения.