«Использование программно-методических комплексов для развития фонематического восприятия младших школьников»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 города Льгова»
Курской области
Статья для регионального общества логопедов города Курска «Использование программно-методических комплексов для развития фонематического восприятия младших школьников»
Учитель-логопед
МБОУ СОШ №3 г. Льгова
Воротынцева
Наталья Александровна
Льгов – 16 марта 2016г.
Использование ПМК для развития фонематического восприятия младших школьников
С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Дети поступают в школу педагогически запущенные, имеют различные речевые нарушения. У многих детей отмечаются множественные нарушения звукопроизношения. Нарушены не одна группа звуков, а несколько (свистящие, шипящие, соноры). Речь невнятная, смазанная. Бедный словарный запас слов. Дети затрудняются составить связное высказывание самостоятельно. Грамматический строй речи не соответствует возрасту. В потоке речи часто встречаются аграмматизмы. У многих детей фонематические процессы сформированы недостаточно. В дальнейшем у таких детей возникают проблемы с письменной речью.
Недостатки произношения и письма отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. С самого начала обучения в школе особое внимание необходимо уделять развитию фонематического восприятия. С раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2 – 4 недели от момента рождения, а в 6- 7 месяцев откликается на слово, но только на интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой. Оно формируется в период от года до четырёх лет.
И в норме к поступлению в школу у ребенка должны быть сформированы фонематические процессы и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова. Обучающийся должен:
-различать звуки на слух и в произношении ;
-слышать и выделять первый и последний звук в слове;
-определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
-определять количество и последовательность звуков в слове;
-называть слова с заданным звуком;
-определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;
-слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;
-уметь составлять слова из звуков и т .д.
Должна быть развита и связная речь. К 7 годам ребёнок должен уметь:
-пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
-составлять рассказ по сюжетной картинке;
-составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок.
В окружающем мире мы слышим множество звуков. Их можно разделить на две группы: неречевые (шелест листьев, шум дождя, свист, треск и т. д. ) и речевые. С первых лет жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые соотносятся с определенными образами предметов. Слово, воспринимается нами, как одно целое - предмет, признак, действие. Оно создает у нас определённый образ, когда мы его слышим. Когда же надо это слово написать, нам необходимо разложить его на звуки, звуки соотнести с буквами. Таким образом, чтобы ребёнок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит. Таким образом, развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму.
Правильное развитие фонематического слуха лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Но не у всех детей фонематическое восприятие формируется полно, правильно и своевременно.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Если фонематические процессы не сформированы, развивается дисграфия. Поэтому в школе особое внимание учитель-логопед уделяет развитию фонематического восприятия.
Фонематический слух - в отличие от физиологического слуха (как способности слышать звуки окружающей среды и речь) фонематический слух характеризует способность к слуховому восприятию звуковой речи и умение различать звуки речи и их последовательность в словах, а также различать близкие по звучанию звуки. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании».
В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его, что переходит и на письмо.
Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:
-недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
-недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонематических групп при относительно сформированном их произношении;
-глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.
Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные, аграмматичные фразы. Для детей характерны недоговаривание слов, перестановки звуков в словах, замедленный темп речи, деформация слов, словарный запас накапливается медленно, развитие фразовой речи сильно затруднено, Таким образом, нужна длительная коррекция. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку. В результате имеющихся трудностей возникает дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требуется в первом классе, оказываются несостоятельными при написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой. В их диктантах встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза:
пропуски гласных букв в середине слова;
недописывание гласных букв на конце слова;
пропуски слогов;
перестановки букв;
вставка лишних букв;
Патология речи оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, на формирование личности ребенка (И. Т. Власенко, В. А. Ковшиков, Е. Ф. Соботович, О. Н. Усанова, С. Н. Шаховская и др.). Так, у детей с отклонениями в речевом развитии вследствие нарушения отдельных звеньев речевой системы или всей речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков запаздывает, встречает затруднения, которые могут усугубляться дефицитом средств общения, вследствие отсутствия условий для накопления необходимого речевого опыта.
Основными задачами предупреждения дисграфии является:
1.Формирование фонематического слуха.
2.Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
3.Формирование правильного произношения.
4.Развитие познавательных процессов.
5.Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи.
И учитель-логопед постоянно находится в поиске наиболее оптимальных путей преодоления речевых нарушений, что представляет собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Исходя из опыта работы, необходимо отметить, что одним из наиболее эффективных путей является применение информационных технологий, а именно-программно-методических комплексов. Использование ПМК:
- значительно расширяет возможности обучения и развития ребенка,
-дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков,
-позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Для эффективного развития и коррекции фонематического слуха на индивидуальных занятиях я использую компьютерные программно-методические комплексы «Развитие речи» (Авторы программы Г.О.Аствацатуров, Л.Е.Шевченко. ) и «Буквария» (Авторы программы З.А.Зарецкая, Д.В.Зарецкий.) Основная задача ПМК «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным» (К.Д.Ушинский). С целью повышения эффективности учебного процесса в комплексы включены задания, способствующие, прежде всего, развитию фонематического восприятия, а также творческого и логического мышления, развитию речи, расширению словарного запаса. ПМК обеспечивают образовательный ресурс для индивидуальных и групповых занятий по развитию и коррекции фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Работа с программой предполагает многообразные формы речевой деятельности детей: речевую, познавательную, практическую. Данные ПМК предполагают:
1.Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире.
2. Развитие фонематического восприятия. Формирование у детей направленности на звуковую строну речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению.
3. Формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи, способности к творческому высказыванию, умению строить связный письменный рассказ, развитие текстовой деятельности учащихся.
4. Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности у ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки двух основных групп русского языка - гласных и согласных.
5. Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка. Программа предлагает варианты логопедических занятий на дифференциацию звуков, а также даются варианты учебно-тематического планирования по темам.
Так, при использовании ПМК наиболее эффективно реализовываются следующие методы коррекционно-развивающей логопедической работы:
- метод осмысленного достижения учебных целей логопедического занятия;
-метод максимального включения различных анализаторов учащихся при осуществлении учебной деятельности (акустического, зрительного, кинестетического);
-метод взаиморазвития речи и мышления, поэтапного формирования умственных действий;
-метод формирования регулятивных навыков и адекватной самооценки и другие методы.
Система логопедического воздействия по формированию фонематических процессов в системе коррекционной работы включает следующие этапы:
Начальный ( подготовительный) этап
Основной этап
Заключительный этап
1.Начальный (подготовительный этап): Основная цель данного этапа развитие фонематического слуха на неречевом материале.
На данном этапе происходит развитие слухового восприятия. Программа включает в себя следующие разделы:
Неречевые звуки и звукоподражание представлены серией тематических и сюжетных интерактивных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. Цель: дифференциация сходных по звучанию звуков, развитие слуховой и зрительной памяти, расширение кругозора , знакомство с окружающим миром.
2. Основной этап. Речевые звуки. Цель:
-развитие фонематического восприятия: навыки распознавания и правильного произношения звуков русского языка;
-автоматизация звуков
-дифференциация звуков
-выделение звуков из определенного числа различных звуков
-нахождение, узнавание и правильное произношение звуков
Работа со звуками условно делятся на разделы: «Голосистые звуки», «Безголосые звуки», «Звуки-двойняшки», «Сердитые и ласковые звуки».
В заданиях предусмотрено 3 вида сложности, которые позволяют развивать фонематическое восприятие на уровне звука, затем на уровне слога, слова и ряда слов. Дети учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове и т.д.
3.Заключительный этап. Развитие связной речи.
Цель: построение связного высказывания от слова к предложению, от предложения к тексту; составление описательного рассказа и рассказа по сюжетной картинке. Этот раздел представлен мультимедийными играми-заданиями трех типов. В заданиях 1 типа представлены упражнения нескольких уровней сложности. Например, в игре «Слово-действие» перед каждым вариантом задания звучит инструкция: «Оживи картинку. Подбери действие. Составь предложение из двух слов». В случае правильного выполнения с помощью мыши можно перейти к следующему варианту заданий. Упражнения второго уровня сложности «Подбери признаки», «Подбери действия» способствует закреплению у детей умения оперировать с несколькими словами-признаками и словами-действиями и соотносить их с предметами, составлять текст-описание( предлагается составить рассказ-описание по следующему плану: форма, размер, качество, вкус, цвет) и рассказ с опорой на визуальный материал задания. Игры-задания «Перескажи рассказ» предполагают работу с опорой на картинки. Учитель-логопед может выбирать задания в зависимости от уровня речевого развития детей.
Кроме всего названного, программа предусматривает интерактивный раздел. Он включает два интерактивных задания, посвященных работе над звуковым и слоговым составом слова. Это-уникальный инструмент для создания авторских учебных заданий. В методическом пособии, прилагаемом к программе, описаны технические и методические приёмы использования интерактивной доски. И, что особенно ценно, в этом пособии предлагаются варианты логопедических занятий с использованием интерактивной доски или компьютера.
ПМК основываются на следующих теоретических положениях и принципах:
1. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.
2. Взаимосвязь речи и моторики.
3. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными фонематическими представлениями, развить память, мышление и речь. Компьютерные обучающие игры с буквами и звуками позволяют повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление у детей вторичных расстройств письменной речи. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный детям. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть. Поэтому, использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности является очень эффективным. Применение компьютерных технологий на логопедических занятиях повышает мотивацию и активность ребенка. Но работа с компьютером имеет свои особенности. При планировании такого занятия мы учитываем следующие правила: продолжительность занятия на компьютере – 5-7 минут и игру используем как часть занятия. Назначение ПМК «Буквария» - компьютерная поддержка начальному этапу обучения чтению. Это - новые информационные технологии, являющиеся максимально привлекательными для ребенка. Секрет успеха в обучении – это то, что учебные действия ребенком переживаются как «актуальная потребность», когда такие стимуляторы как строгость и требовательность неэффективны. Использование сказочных персонажей, красочное оформление, озвучивание диалогов и текстов - все это призвано вызвать положительные эмоции ребенка, повысить учебную мотивацию. Программный комплекс включает следующие темы:
Знакомство с буквой. Состоит из 5 заданий: «Представление буквы», «Вращающаяся буква», «Найди букву». «Звук и буква», «Конструирование буквы»
Обучение слоговому чтению - интерактивный раздел «Читаем слоги»
Составление слов и предложений – интерактивный редактор «Касса букв».
Предлагаемый ПМК материал полезен и необходим для развития речевого мышления ребенка, развития его оперативной памяти, формирования чувства языка, что и должно быть принято в методике обучения именно родному языку. Здесь много игрового занимательного материала, который, как показал опыт моей работы с удовольствием воспринимается детьми, способствует их рабочей активности и формированию устойчивого интереса к логопедическим занятиям.
Использованная литература
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1993.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Издательский Дом “МиМ”, 1997.
Корнев А.Н. О медико-психологических принципах предупреждения дислексии у детей. //Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция. – Л.: Издательство ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1988.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 303с.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения чтения и письма у учащихся общеобразовательной школы. //Дефектология. – 1988. - № 5.