Презентация Неуспевающие или слабо успевающие дети
Слабоуспевающие и неуспевающие дети. Портрет современного школьника
СлабоуспевающиеМы много говорим об одаренных детях, но в каждом классе подавляющее большинство составляют другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники.
-По данным статистики мы можем судить, что число слабоуспевающих и неуспевающих детей год от года неуклонно растёт.-Качество обучения стабильно понижается уже с 6 класса( 5кл.-60% - 11кл.-30%)-Исследование за 3 последних года УУД первоклассников тоже имеет тенденцию к понижению
Исследование первоклассников.Уровень развития УУД
Прежде, чем начать разговор об основных причинах слабой успеваемости детей, мы должны понимать: Изменилась социально-психологическая сфера человека
Необходимо понимать новые социо-культурные условия современного обществаУчёные констатируют: ребёнок стал другим! Но при этом хуже или лучше, попробуем в этом разобраться
Сегодня мы должны признать тот факт, что наше общество стало потребительским!Ребёнок не обладает критическим мышлением, с экрана телевизора он видит сплошную «развлекуху», нарушены причинно –следственные связи(незнание русских народных сказок , увлечение западной кинопродукцией, часто меняющиеся кадры, реклама и т.д.)В сознании ребёнка нет чёткого понимания - чтобы получить результат , нужно потрудиться!
Семья 90% разводов! 50%-браки «по залёту» Снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единенияЗабота о развитии ребенка все чаще передается профессиональным педагогам – няням, воспитателям детских садов, гувернёрам и т.д.Современные родители меньше, чем это необходимо для полноценного речевого развития ребенка, разговаривают со своими детьми, мало читают и рассказывают им (дети не знают сказки 3 лет!),используют развивающие компьютерные игры Возможности средств электронной коммуникации заменили живое общение между людьми
СлабоуспевающийСостояние здоровья(10-12%- здоровые, 60%-хронические заболевания,30% -психоневрологические заболевания)1.Низкий уровень умственного развития.2. Несформированность учебных навыков.3. Дефицит внимания с гиперактивностью(от7-27% по России)4. Отсутствие познавательного интереса.5. Несформированность произвольной сферы.6. Конфликтные отношения с одноклассниками, педагогами7. Низкий познавательный интерес(Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления9. Низкая работоспособность
Основные причины неуспеваемости-Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. -До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс!!!
Ребёнок постоянно нуждается в экранной стимуляцииПо данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка-дошкольника все свободное время проходит у телевизора. У ребёнка возникает потребность в экранной стимуляции, которая блокирует его собственную деятельность .
Современные игрушки формируют унифицированные эталоны восприятия, стандарты и ценностиПодавляющее большинство игрушек, которыми играют современные дети всего мира, произведено в Китае, будь то кукла, мягкая игрушка, оружие,машинка, конструктор, электронная игрушка (малое количество развивающих игрушек). То же самое относится и к детской одежде.Рынок детской продукции задает «стандарт современного ребенка», подсказывая родителям, как должен выглядеть, чем питаться, во что одеваться, что должен знать и уметь ребенок «хороших родителей». О маркетизации детства сегодня говорят практически все детские психологи как в России, так и за рубежом, но преодолеть диктат рынка им не под силу.
«Кризисный» возраст сегодня-11-12 летС 6 класса начинается «психологический уход» из школы, именно с 6 класса мы наблюдаем стойкое снижение качественной успеваемости.Мы , поставленные в жёсткие рамки школьной программы, не всегда понимаем какие трудности испытывает современный ребёнок!
Снижение познавательной деятельности и произвольного регулирования Высокочастотное излучение компьютера, телевизора, мобильного телефона приводит к регрессивным изменениям в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а в сочетании с гормональным процессами, повышенной активностью подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования у современных подростков.Ребёнок не понимает причины своей неуспешности, соглашается с оценкой взрослогоТеряет интерес к обучениюПытается самоутвердиться в другой сфере
Развитие воображенияВоображение задает социальную ситуацию развития, именно оно определяет дальнейший характер познавательного и личностного развития ребенка. Сейчас легко имитируется компьютером: самолет, межпланетный корабль, гоночный болид, городские улицы, даже семейная жизнь и древняя цивилизация. Сегодняшний ребенок, вне зависимости от возраста, находится в плену у технически сложных игрушек, занимающих его внимание и обесценивающих создание воображаемых ситуаций.
Современные дети не испытывают потребности создавать образы, придумывать и рассуждать Современные дети с самого нежного возраста привыкают к готовым образным впечатлениям слабо понимают и запоминают слуховую информацию(«я читал, но ничего не понял…»)ведущий источник познания и психического развития-зрительно воспринимаемая информация
Современные дети испытывают трудности при воссоздании текстаИсследование читательской грамотности современных школьников показало, что развитие способности восстанавливать в воображении те картины, которые изображены в тексте (воссоздающее понимание) находится у учащихся 4-9 классов на одинаково невысоком уровне:четвертая часть всех детей не справляется с соответствующими заданиямикорни этой проблемы уходят в дошкольноедетство, в котором современная цивилизация практически не оставляет места воображению.
Культурный контекст Многие знания современных детей об окружающем мире являются умозрительными, не подкрепленными личным практическим чувственным опытом, что становится серьезным препятствием для усвоения материала школьных учебников. Даже в самых первых своих школьных учебниках дети встречают немало слов, значение которых лишь смутно им знакомо.
Эмоционально-нравственная сфераличности Человек развивается только в социуме! Подмена живого общения.Дети не умеют общаться, не умеют налаживать отношения друг с другом(уровень личностной тревожности зашкаливает),с трудом включаются в общую деятельность, неохотно подчиняются внешним требованиям,особую трудность у них вызывает соблюдение общих для всех правилне умеют принимать во внимание интересы другого, понимать его чувства и желания, обуздывать свои побуждения.
Снизился уровень нравственного развития «Современные дети раскрепощены, более агрессивны, не всегда им присуще сострадание.(затул.)« Сейчас дети живут в другом мире, чем тот, в котором росли мы. В этом мире другие законы, он по-другому устроен. Он дает им многое из того, чего не было у нас, но этот мир и многое отнимает». Приоритет личных интересов в сознании современного ребенка
Современный ребёнок. Легко управляются со сложными техническими устройствами, такими как компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая электроника Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления(за словом не стоит образа! Механическое чтение) Для сравнения: 40-50 лет назад большинство семилетних детей поступали в школу практически неграмотными
НО! Современный ученик:Мотивирован на результат без приложения собственных усилий.Обладает «клиповым» мышлением.Не понимает значения многих слов( язык Гоголя, Пушкина зачастую звучит как иностранный).Слабо развито слуховое восприятие.Испытывает значительные трудности при воспроизведении текста.Школьные учебники непонятны и скучны .Ориентирован на наглядное получение информации.Слабо развито воображение.
Познавательное развитие современных школьников заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы еще 15-20 лет назад. Низкий уровень речевого развития( в середине 70-х годов ХХ века дефицит речи наблюдался только у 4% детей первоклассников сейчас 56%, (порядка 40% в нашей школе) Не умеет общатьсясвоеобразие эмоционально-нравственной сферы, Культура слова в современной цивилизации вытеснена видеокультурой.
Психологический облик современногошкольника гораздо меньше соответствует социально желательному, идеальному(ФГОС ООО), чем это было 20-30 лет назад Сегодня ребенок нуждается не столько в сопровождении его психического развития, сколько в психологической помощи для преодоления разрыва между тем, каким общество хочет его видеть, и тем, какими оно позволяет ему быть.
Ситуация конфликтаИ дети и школьные преподаватели помещены в ситуацию конфликта:С одной стороны - в картину мира детей не вписываются те требования, которые предъявляет к нему школа- ребёнок становится неуспешным, испытывает стрессПедагог испытывает чувство вины, за то что не может научить ребёнка.
Рекомендации:Не подходить к требованиям программы слишком однозначноУчитывать психологическое своеобразие современных школьниковСнизить требования в 6 классе не по основным предметамНесмотря на несовершенство школьных учебников и методических пособий , использовать разноуровневые заданияКак можно чаще менять виды деятельности на уроке, делая основной упор на зрительно-наглядныеСтараться говорить с детьми на понятном им языке
Спасибо за внимание!Педагог-психолог МБОУ СОШ №64Г.Новосибирск