Классные часы Доступные социально – значимые формы по развитию индивидуальных особенностей ребенка

Возможно ли другого изменить? Открыть, сломать и вновь свинтить, Судьбу без колебаний предсказать, Потом туда дорогу смело указать, И не давать с дороги сбиться Толкать и осуждать, мешая ошибиться? А кто нам дал такое право? Того и я не знаю, ох, не знаю, право. Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы, Лишь в чуде внутренней борьбы Ютится взлет людской судьбы


Доступные социально – значимые формы
по развитию индивидуальных особенностей ребенка.
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Воспитание как реальность представляет собой совокупность реальностей, таких, как семейное воспитание, религиозное воспитание, социальное воспитание, коррекционное воспитание. Пришла пора социальных перемен. Произошло социальное, материальное и имущественное расслоение детской среды. Среди школьников всех возрастов усилились индивидуалистические, эгоистические настроения, интерес к вещам и деньгам, тяга к развлечениям и удовольствию.
Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым.
Может ли в таких условиях школа брать на себя ответственность за будущую жизнь своих воспитанников? Конечно, об ответственности говорить трудно, но, тем не менее, помогать детям в такой ситуации школа должна.
Сегодня воспитание - это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность, вплетенная органично в целостную ткань проживания детьми, подростками, старшими школьниками своей индивидуальной жизни среди других людей, сверстников, в своем времени. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей, а также развитие индивидуальных особенностей.
В настоящее время, при наличии разнообразных технологий воспитания, нам более близка технология «Формирования образа жизни достойного Человека» (автор Н. Е. Щуркова). Автор выделяет следующие направления деятельности педагога по работе с детьми:
- обнаружение и предъявление социально - культурной ценности так, чтобы она была воспринята ими в глубоком значении.
- активизирование их духовной деятельности по ценностному осмыслению жизни, учить задумываться над смыслом жизни и о своем предназначении.
- предоставление информации о жизни доступно, но вместе с тем высоко и философично, чтобы ребенок смог строить собственную работу жизни, обучался искусству поиска смысла жизни.
Внеклассные мероприятия, построенные по данной схеме, способствуют пониманию и развитию в личности общечеловеческих ценностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Современные формы и методы воспитательной работы, на наш взгляд, насыщены информационно – коммуникативными технологиями, которые ограничивают непосредственное общение между педагогом и ребенком, педагогом и детским коллективом, детей между собой. И помните, что детство это не время подготовки к взрослой жизни. Ребенок живет в реальной жизни, и поэтому имеет полное право участвовать в ее преобразовании уже сейчас, находясь в школьном коллективе, среди сверстников, педагогов. Становление и развитие личности современного учащегося должно проходить в коллективе, а рядом должен быть педагог, который придет на помощь.
Предлагаем вам разработки внеклассных мероприятий, которые способствуют развитию индивидуальных особенностей каждого ребенка, позволят нам увидеть личность в каждом ребенке.
«Что такое хорошо? Что такое плохо?» 4 класс.
Цель:
Научить правильно оценивать поступки, события, происходящие с окружающими и свои собственные, в соответствии с общечеловеческими нормами и моралью.
Задачи:
Самостоятельный анализ учащимся событий, поступков и деятельности окружающих его людей в течение рабочего дня (родители, учителя, сверстники, прохожие и т.д.).
Анализ собственного поведения, осознание фактов «плохого и хорошего» в его поступках и деятельности.
Поиск приёмов, позволяющих уменьшить или избежать повторного проявления негативного явления.
Для проведения мероприятия понадобится следующее:
- рабочий лист на каждого ребенка:

ВОКРУГ МЕНЯ
(дом, улица, школа, перемена, урок, одноклассники, учителя и др.)
Я
(дом, улица, школа, перемена, урок, одноклассники, учителя и др.)
МОИ ДЕЙСТВИЯ
(приумножить хорошее, ограничить плохое)

ПЛОХО




ХОРОШО





- фломастеры и карандаши
- чистые альбомные листы
Ход мероприятия:
-Добрый день, дорогие ребята. Вот и подошел к концу очередной учебный день, и я хочу предложить вам оглянуться и вспомнить все события, которые произошли с вами: как начинался ваш день; что произошло по пути в школу; на уроках, переменах; но сделаем мы это следующим образом:
Задание № 1.
- Возьмите рабочие листы и ознакомьтесь с содержанием таблицы. Обратите внимание на слова «ПЛОХО» и «ХОРОШО». Дело в том, что вспоминать сегодняшний день мы будем с позиции анализа плохого и хорошего, что произошло вокруг вас и с вами, затем предложим варианты уменьшения или увеличения этого «плохого» и «хорошего». Согласны? Тогда начнем.
Задание № 2.
- Запишите во второй столбик все события, поступки, свидетелями которых вы были, и что произошло ВОКРУГ ВАС. Не забывайте разносить их по категориям «плохо» или «хорошо». (Время 10 минут).
После выполнения задания, можно предложить детям поделиться своими наблюдениями, вместе с ними обсудить, что-то уточнить, похвалить, согласиться, не согласиться, поправить, помочь разобраться и т.д.
Задание № 3.
- А теперь, запишите в третий столбик события и поступки, которые произошли именно с вами за этот день, и тоже оцените их с позиции «плохо» или «хорошо». Будьте честны, откровенны, эти записи останутся у вас. (Время 10 минут).
Можно детям подсказать варианты записей - «Плохо»: получил двойку, опоздал, огрызался, дернул за косичку; «Хорошо»: без ошибок написал диктант, получил пятёрку, приготовил все домашние задания и т.д. После выполнения задания, предложить желающим поделиться своими записями и аккуратно их прокомментировать.
Задание № 4.
- Сейчас самое важное. В последний столбик запишите варианты ваших действий, которые могли бы уменьшить ваше «плохое» и увеличить «хорошее».
После окончания, аналогично проанализировать записи желающих.
Задания № 5.
- Подведем итоги нашего мероприятия. Возьмите чистые листы бумаги и цветные карандаши. На одной половине листа нарисуйте, как, по-вашему, выглядит «хорошо», а на другой, как выглядит «плохо»( 5 -7 минут). Затем, дорисуйте себя в ту часть листа, которая определяет ваше состояние на сегодняшнем мероприятии.
После выполнения задания, предложить прикрепить свои рисунки на доску.
В заключении пожелать детям делать больше хорошего, и прежде, чем что-то сделать, хорошо обдумать и все взвесить.
Аналогичные внеклассные мероприятия можно проводить и в старших классах, меняя тематику: «Полезные и вредные привычки», «Добро и зло», «Нравственно – безнравственно» и т.д.
Простая и доступная форма – тренинги.
«Мечта – журавль в небе, или синица в руке». (4 класс)
Цель: Научить детей планировать свои действия, которые помогут им в осуществлении мечты, а в дальнейшем и поставленной цели.
В течение всего разговора, дети сидят в кругу вместе с учителем. Основное правило любого тренинга – отвечают все, по очереди, не комментируя и не перебивая друг друга.
Порядок заданий следующий:
Как понимаете тему нашего разговора?
Может ли быть мечта ближняя (сейчас) и дальняя (завтра)?
Какая ваша мечта на ближайшие три часа?
Есть ли обстоятельства, которые могут помешать осуществлению этой мечты, и сможете ли вы на эти обстоятельства повлиять?
О чем мечтаете в будущем, на ближайшие 5-6 месяцев?
Что можно, по- вашему, реально сделать сегодня, чтобы осуществить эту мечту завтра? (Предложить написать детям 4-5 пунктов плана действий, после выполнения зачитать по очереди)
Вывод. В процессе обсуждения, подвести детей к мысли, что мечта, цель - это хорошо, но нужно приложить максимум усилий для их осуществления, а не сидеть, сложа руки. Любое желание, мечта станут реальностью, если правильно спланировать свои действия, выстроить индивидуальную траекторию, собственный маршрут, исходя из своих возможностей.
Аналогичные тренинги можно проводить в старших классах по темам: «Счастье», «Любовь», «Семья», «Смысл жизни», «Путь к счастью», «Любимое дело», «Моя профессия» и т.д.