классные часы в 3 классе
Тема: 1 сентября -день знаний Цель:укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира;
Задачи:
демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;
повышение мотивации учащихся к усилению собственной бдительности;
воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.
Ход мероприятия
Ведущий 1 (Вступительное слово о празднике 1 сентября):
1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.
А как вы готовитесь к этому празднику?
Как готовятся ваши родители?
С каким настроением вы идете на школьную линейку, с какими надеждами?Ведущий 2:
- Что для вас значит 1 сентября? Начните свое высказывание с незаконченного тезис“1 сентября - это…..”
Ведущий 3:
Этот день отмечает вся наша страна. (5 слайд) 89 субъектов Российской Федерации. Северная Осетия тоже готовилась к празднику. Это маленькая республика на юге нашей огромной страны. Столица – город Владикавказ. Во всей республике проживает чуть больше 712 тысяч человек. (6 слайд) А в городе Беслане (показать на карте), о котором сегодня будет идти речь, жителей всего-то 37 тысяч. Именно об этом городе 1 сентября 2004 года узнал весь мир.
Ведущий 4:
Итак, праздник, 1 сентября. Утром все ученики с красивыми букетами отправились на школьную линейку. Точно так же 1 сентября город Беслан готовился к началу учебного года. Дети пришли на праздник в свою родную школу.
Ведущий 1:В 9 часов утра дети со 2-го по 11-ый класс уже выстроились на торжественную линейку на спортплощадке школы. Ожидался торжественный выход трех первых классов. Многие родители собрались вблизи школьного крыльца с фототехникой в руках в надежде запечатлеть первые школьные шаги своих детей.
Ведущий 2:
Промчалось лето синей птицей,
И мамы юной детворы,
Блеснув слезинкой на ресницах,
С детьми покинули дворы.
Ведущий 3:
Они сегодня встали рано,
С волненьем трепетным в душе,
И в школу города Беслана
Вели за ручку малышей.
Ведущий 4:
Большая, пахнущая краской,
Сияя яркой белизной,
Она казалась детям сказкой,
Прекрасной, светлою странойВедущий 1:
Ничего не предвещало беды! И вдруг во двор школы въехало несколько машин, прозвучали выстрелы.
Ведущий 2:
34 террориста окружили людей, собравшихся на торжественную линейку.
Угрожая автоматами, они заставляли всех забегать в спортивный зал школы. Для запугивания людей главарь банды хладнокровно расстрелял двух жителей города Беслана.
Ведущий 3:
Больше тысячи людей попали в заложники. Среди них оказались в основном дети. (13 слайд) На их глазах террористы минировали спортзал, взрывными устройствами опутывали потолок и стены.
Ведущий 4:
Ужас над головами,
Проволок страшный груз.
Дети кричат глазами:
"Мамочка, я боюсь!!!"
В душном спортивном зале
Время замкнуло круг…
Ведущий 1:
Школьница Сонета Сабанова позднее рассказывала: “ Первого сентября 2004 года мы с сестрой и дедушкой пошли в школу... Мы оказались в заложниках. Первое время никто не понимал, что происходит, но после того как террористы начали минировать зал, стрелять в потолок и расстреливать людей на наших глазах, мы поняли, что с нами случилась беда”.
Ведущий 2:
В первые часы захвата террористы убили 17 человек. Чтобы не допустить штурма, террористы выставляли в окна школы детей, отказываясь вести переговоры. А в случае начала штурма угрожали взорвать захваченную школу. Время в Беслане остановилось.
Ведущий 3:
И только через два часа после захвата школы боевики выдвинули свои требования - личное присутствие президента республики для переговоров.
“…Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если ранят любого из нас, убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все взорвем. Если отключат свет, связь на минуту мы расстреляем 10 человек.” Так звучали их угрозы.
Ведущий 4:
Теракт в Беслане был спланирован тщательнейшим образом. Целью террористов был вывод российских войск из Чеченской республики и признание Чечни независимым государством.
Ведущий 1:
Казалось, выхода нет. Любое неповиновение заложников тут же наказывалось. Но тем не менее, взрослые, оказавшиеся в числе заложников, не оставляли попыток поддержать и спасти детей. После освобождения, дети с особой благодарностью вспоминали своих любимых учителей, которые, не задумываясь о своих жизнях, спасали учеников.
Ведущий 2:
Из воспоминаний детей: Вместе со всеми пришел на школьную линейку и Иван Константинович Каниди, грек по национальности. Он многие годы преподавал физкультуру в этой школе. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, учитывая его преклонный возраст (ему 74 года), но Иван Константинович остался со своими учениками, чтобы попытаться спасти их жизни. Нескольких ребятишек учитель спас еще в первые минуты захвата, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики согнали заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. При нем был убит учитель труда Александр Михайлов, который тоже пытался противостоять террористам, но и это Ивана Константиновича Каниди не остановило. Еще в первый день захвата он перенес сердечный приступ, но продолжал всеми силами поддерживать слабеющих от жары и отсутствия воды детей. По свидетельству выживших, он умудрился обезвредить одно или два взрывных устройства, предварительно закрыв их своим телом, чтобы предотвратить разлет осколков, если произойдет взрыв.
3 сентября начался кошмар. В спортзале прогремели два мощных взрыва. Сработали, как минимум, 7 самодельных взрывных устройств.
Защищая детей, Каниди вступил в схватку с боевиком, который собирался стрелять в школьников из автомата. Он успел схватиться за ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей, а в остатки потолка, нависавшего над спортзалом. Схватка была неравной, но какие-то секунды он выиграл, давая возможность детям выскакивать из уже пылающей школы. Говорят, что он так и не выпустил ствол автомата, который до последнего мгновения отводил в сторону от детей. Не сумев в открытом противоборстве справиться с человеком, который по возрасту явно был старше его в несколько раз, боевик выхватил пистолет и несколько раз выстрелил в упор.
Близлежащие дворы затянуло дымом.
Ведущий 3:
В душном спортивном зале
Время замкнуло круг -
Взрывы над головами
Сотни смертей несут.
Ведущий 4:
) Взрывами были выбиты окна и двери спортзала и выжившие заложники бросились на улицу. Боевики открыли по ним огонь. Заложники разбегались кто куда. После первых взрывов смогли убежать около 600 человек. (18 слайд) В спортзале начался пожар.
Ведущий 1:
Из воспоминаний очевидцев этого кошмара: (19 слайд) “Через окно из спортзала перелезла маленькая девочка и упала возле стены школы. Ей очень тяжело. Она контужена и у нее сломана нога. (20 слайд) Ценой неимоверных усилий она поднялась на ноги. Поднялась и стоит. А вокруг стрельба. Спецназовцы ей буквально орали из окон: "Что ты делаешь! Ложись! Ложись на землю!". Но она никого не слышала - она была контужена и ранена, ее буквально качало у стены. И тут она совершила совершенно невероятное: (21 слайд) она полезла обратно в спортзал! Ей кричали: “Что ты делаешь! Назад! Ложись!”. (22 слайд) Но она залезла в спортзал – у нее там оставалась мама. Позже разыскали эту девочку. Ее зовут Аида Сидакова. Она выжила и выздоровела. Мама тоже жива.”Ведущий 2:
Как только раздались взрывы, сразу же оперативный штаб дал команду на штурм. (24 слайд) Штурм был спонтанным, но бойцы подразделений “Вымпел” и “Альфа” действовали по заранее намеченному плану. (25 слайд) Первоочередной задачей для них было спасение детей. Они закрывали детей собой. Бой длился примерно 13 часов. (26 слайд) При освобождении заложников погибли 10 бойцов из подразделений “Альфа” и “Вымпел”.Ведущий 3:
Слезы, ненависть, горе… Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели.
Ведущий По данным следствия, в школе террористы удерживали 1128 заложников.
3 дня… без еды… без воды…
Ведущий 1:
При проведении спецоперации было спасено 918 человек. В результате теракта с 1-го по 3-е сентября 2004 года погиб и позднее скончался от ранений 331 человек, в том числе 317 заложников, среди которых 186 детей, 15-учителей. Более 900 человек получили ранения.
Ведущий 2:
Беслан стал “Городом ангелов”. (31 слайд) Родители погибших восемь лет назад детей фактически живут на кладбище.
Ведущий 3:
Это кладбище в Беслане называют “Детским”, “Школьным переулком”, а последние 4 года уже официально именуют “Городом ангелов”. Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1.
Ведущий 4:
Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская. Там похоронены тела тех, кого не удалось опознать.
Ведущий 1:
На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: “Город ангелов”. Фигурки ангелочков в белоснежной одежде здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды, восседают на постаментах между могилами.
Ведущий 2:
Надгробий столько, что красные мраморные плиты почти заходят за горизонт. (36 слайд) У каждой могилы — бутылки с минеральной водой, которой так не хватало детям, ставшим заложниками террористов.
Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004 года.
Ведущий 3:
В небеса поднималися ангелы…
Все прекрасны, невинны, чисты.
Сколько звёзд тогда ярких попадало,
Маскируясь росой на цветы...
Ведущий 4:
Вам, нежданно ушедшим так рано
Уготован в раю уголок.
Наши общие дети Беслана,
Вы простите ли нас за тот рок?!
Ведущий 1:
И теперь близким нет утешения...
Им кровинок родных не вернуть...
И зачем даровалось рождение?..
Чтоб так скоро в мученьях уснуть?..
Ведущий 2:
То, что случилось с детьми 1 сентября, мы никогда не забудем…
Ведущий 3:
Тот, кто сделал это – проклят навсегда…
Ведущий 4:кто безразличен к этому – бесчеловечен…
Ведущий 1:
) Трагедия в Беслане потрясла всех… Погибли люди…
1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.
Но кто мог подумать, что этот день станет для многих из них последним!!!!Звучит ПЕСНЯ о трагедии в Беслане (Учащиеся слушают её и смотрят на экране фотографии из хроники трагедии
Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.Ребята, сегодня мы с вами вспомнили историю бесланской трагедии. Какие эмоции она у вас вызвала? Мы предлагаем вам закончить следующий тезис: “Трагедия Беслана – это…”
Если у кого-то есть вопросы – спрашивайте. Если хотите что-то сказать – говорите.
ЗАКОНЫ, НОРМЫ И ПРАВИЛА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
(для учащихся)
1. Школа не может быть хорошей, если все ее обитатели не любят ее. Любить свою школу – это значит по-доброму, уважительно относиться к детям и взрослым, быть готовым помочь родной школе и своим учителям, никогда ничего не ломать, вырастить в школе свой цветок и оставить о себе хорошую память.
2. Каждый учащийся независимо от возраста в любом случае должен быть готов помочь в учебе своему товарищу.
3. С раннего детства запрещается говорить плохое о людях, которые тебя окружают. Искать и поддерживать в каждом всяческие достоинства, не возноситься и испытывать радость от успеха каждого человека.
4. Брать от школы только хорошее.
5. Быть всегда открытым для счастья и доброты.
6. В школу нельзя приходить с кислым лицом. Помни: веселый человек лучше помнит, больше знает, ярче живет, никому не завидует и создает вокруг себя атмосферу удовольствия.
Следуй правилу, согласно которому юмор не должен мешать делу, и пусть юмор помогает жить другим.
7. Умей ставить цели, умей преодолевать лень, вялость и бессилие, умей добиваться успеха и не пасуй перед трудностями.
8. Помни: дураков и без тебя хватает, а потому будь любознательным, старайся больше увидеть, услышать, понять, расспросить; если ты не умеешь удивляться, значит, ты юный старик.
9. Старайся всегда найти оригинальное решение любой проблемы, потому что нет большего удовольствия для человека, чем удовольствие от процесса и результата творчества.
10. Умей подавлять в себе дурное настроение, не поддавайся ему.
11. Старайся развить в себе 11 умений, без которых трудно жить в XXI веке:
– много читать;
– слушать разнообразную прекрасную музыку;
– писать стихи, прозу, статьи, доклады;
– заниматься спортом посещать театр, концертные залы;
– научись разбираться в технике и водить транспортные средства;
– учись быть интересным рассказчиком;
– учись слушать других;
– стремись достигнуть наилучшего результата в том, что тебе интересно;
– умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.
12. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то и жизнь проспишь, и здоровье проешь.
13. Не будь навязчивым в общении, учись дружить и быть в дружбе верным.
14. Постарайся меньше и реже дружить с глаголами: не знаю, не умею, не понимаю.
15. Учись думать: возьми какую-нибудь мысль, тему, идею, проблему и думай до тех пор, пока не придумаешь интересное решение.
16. Старайся как можно глубже изучить свои достоинства и недостатки. Научись понимать, ощущать и чувствовать, как относятся к тебе люди.
17. Умей относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям другого человека.
18. Постарайся понять и полюбить природу. Кто не любит животных, тот не любит себя.
19. Береги столовую своей школы.
20. Составь программу (проект) своей жизни и постарайся ее выполнять.
21. Научись быть красивым, опрятно одетым и привлекательным, поскольку все это зависит в большей степени от самого человека. Окружающие часто воспринимают нас такими, какими мы хотим себя видеть.
22. Если у тебя все валяется и ты ничего не можешь найти, то вряд ли этим можно хвастаться.
23. Скучный человек, поставивший себе правилом жить в бытовом однообразии, проживает только одну жизнь. Человек, ищущий впечатлений, красоты, добра, проживает много интересных жизней.
24. Страна, в которой не проявляют должного уважения к старикам и женщинам, никогда не будет великой.
25. Кто пишет много писем, обычно отличается высокой степенью грамотности.
26. Тренировать память интересно и полезно. Запомни как можно больше стихов, песен, прозы, историй, анекдотов.
27. Не обижай людей подозрением и недоверием.
28. Рассказывай одну и ту же историю много раз, каждый раз добавляя новые штрихи и повороты .
29. Дорожи одиночеством, не транжирь его, поскольку одиночество – это чудесное время осмысления, прочувствования, продумывания, строительства себя.
30. Люби и умей создавать тишину, она залог мудрости, долголетия, свежести и красоты мысли и чувств.
31. Помни: дом славен гостями, научись их приваживать и принимать.
32. Умей готовить свои авторские блюда.
33. Научись понимать красоту цветов, камня, дерева.
34. Стремись всегда делать подарки, говорить комплименты, дарить улыбки.
35. Просыпайся утром с улыбкой, засыпай с удовольствием.
36. Каждый день хотя бы одно хорошее дело, хотя бы одна хорошая мысль.
37. Как стать грамотным: читай все, что видишь, пиши письма, записки, учи стихи и постоянно что-нибудь рассказывай другим, каждый раз изменяя свой рассказ.
38. Относись к другу, даже если дружба закончилась, с тем же высоким уважением, с которым относился к нему ранее.
39. Помни: есть геройство дьявольское – геройство разрушения, злобы, грубости, плоских шуток, пошлого пьянства, бессмысленного обжорства, соревнования в лени, и есть геройство божественное, в основе которого лежит неистребимое желание быть счастливым самому и нести счастье людям.
«Волшебное слово – что ясный день».
1 .Сегодня на занятии мы поговорим о волшебных словах. Тема нашего занятия так и называется «Волшебное слово – что ясный день».
2 .Давайте послушаем стихотворение об одном ученике.
Друзья мои, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…А впрочем,
Мы лучше здесь его не назовём.
Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»
Произносить он не привык,
Простое слово «извините»
Не одолел его язык.
Если бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «Здорово»
Он вместо «Здравствуй» говорит.
А в место слова «До свидания»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошёл, пока, всего!»
Не скажет он друзьям по школе:
«Алёша», «Петя», «Ваня», «Толя».
Своих друзей зовёт он только
«Алёшка», «Петька», «Ванька», «Толька».
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаю.
Но может быть он вам знаком
И вы встречались с ним где – либо?
Так расскажите нам о нём.
А мы… Мы скажем вас спасибо!
-Можно ли назвать ученика из этого стихотворения вежливым? Почему?
(Нет. Он не использует в речи вежливые слова, без уважения обращается к своим друзьям по школе.)Нет, на такого ученика нельзя равняться!
.А как же надо начинать день?
Хорошее утро – это залог хорошего настроения на весь день, а значит, весь день будет удачным. Так приятно услышать утреннее приветствие, ведь это ни что иное, как знак любви к близким, проявление заботы о них.
Помните, что приветствие произносится искренне и внятно.
Ещё какие правила приветствия вам знакомы?(Младший первым приветствует старшего, но если это касается рукопожатия, то старший должен быть первым).
-А сейчас проведём игру «Я знаю 5 слов приветствия».
-Какие слова употребляют, приветствуя близкого знакомого? (Привет! Салют!)-Каким же должен быть человек с самого начала дня? (Приветливым, добрым, весёлым.)
4 . – Я сейчас прочитаю стихотворение о девочке Маше, а вы подумайте: о каком слове она забыла?
Маша знала слов не мало,
Но одно из них пропало И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят, Если вас благодарят.
-Спасибо.А что означают слова «спасибо», «благодарю»?(«Спасибо» - старинное слово, «спаси бог», «спаси вас бог за ваши добрые дела». «Благодарю» - «дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость».)-Что изображено на картинке? Озвучьте иллюстрацию. (Большое спасибо, внучек! Я никак не могла найти очки, а ты помог. Глазастый мой!)5 .-А теперь послушаем стихотворение Н. Юсупова «Простите».
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но папа нашёлся: взглянул им в глаза
И вежливо. Тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
«Мы купим другую. Есть лучше в продаже…»
«Простите» - казалось бы, что в нём такого?
А вот ведь какое волшебное слово!
-Какое волшебное слово помогло папе?
-А сейчас проведём аукцион слов – извинений.(Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения; виноват; мне очень жаль.)
6 .Сценка «Прощание»
Ребята вышли из школы вместе с учительницей.
-До свидания, Анна Ивановна!
-Всего хорошего, мальчики.
Около дома ребята попрощались.
-Пока, Вова!
-До завтра, Алёша!
-Какое слово употребили мальчики при прощании с учительницей?(До свидания.)
-Подберите к слову «свидание» близкое по значению. (Встреча.)
Что ещё можно сказать прощаясь? (До встречи.)
-Прощаясь можно уточнить время будущей встречи. Вспомните, что сказал Вова. (До завтра.)
-Слово «до свидания» употребляют в разговоре с любым собеседником. Слова «До встречи», а особенно «До завтра» употребляют в разговоре с близкими знакомыми.
-Что бы сделать приятное человеку, можно пожелать ему что – либо на прощанье.
-Что пожелала учительница Анна Ивановна? (Всего хорошего.)
-Что изображено на картинке? Озвучьте картинку.( Антон и Катя отправляют в дальнее плавание мишку. Они машут ему на прощание руками, кричат: «Счастливого плавания, мишутка!»
7 . –Как вы понимаете пословицу «Вежливости все двери открываются». (Зачем отбирать или требовать то, что можно получить, просто попросив. Доброе слово всегда действует безотказно.)-У меня в руках книга Лихачёва «Уроки этикета». А что означает слово «этикет»? (Этикет - это правила поведения человека в обществе. ) Кто хотел бы почитать эту книгу? Как попросите книгу, которая вас заинтересовала?
8 . – Сегодня у нас необычный гость.
Как его зовут? (Степашка.)
-Здравствуйте дорогие мои девочки и мальчики! Я пришёл к вам на урок, чтобы провести игру «Вежливые ребята».
Слушайте мой рассказ внимательно, а где нужно, вставляйте в текст волшебные слова.
Однажды Ваня Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребёнком на руках . Вова встал и сказал ей: «Садитесь… (пожалуйста)!»
Женщина тоже была вежливая. Она поблагодарила Вову и сказала ему: «… (спасибо)»
Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вове, что надо держаться, но Вова быстро сказал ему: «… (извините)». И мужчина улыбнулся и сказал: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»
-Я вижу, что вы хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их почаще.
До свидания, ребята!
9 . – Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! –ответил ты. Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.
Нам желают:-Доброго пути!
Будет легче и идти.
Приведёт, конечно,
Добрый путь-
К доброму– нибудь .
-Здравствуйте!-
Ты скажешь человеку.
-Здравствуй!-
Улыбнётся он в ответ.
И наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Отменить что ли,
Слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет,
Пожалуй что,
Без «пожалуйста»
Нам становится Неуютно.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-Кому сказали? Сколько раз?
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать.
И что обещал – забывать,
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
- Желаю вам, ребята, хорошо знать и применять все волшебные слова и не упускать случая, сказать и делать хорошее людям.
Классный час
Мы потомки - древних славян
Цели:
воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам;
сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
Оборудование: мультимедийная презентация
Знаете ли вы, что есть на свете такая замечательная страна, где быль чудеснее сказки? И находится она не за семью морями, далекими горами, а в учебнике «Окружающий мир». Называется она Страной историей. Попасть туда нетрудно – стоит лишь перевернуть страничку. Вы познакомились со «Страницами всемирной истории». Этот раздел учебника помог вам получить представление о временных отрезках, на которые учёные разделяют историю человечества. Назовите их по порядку:
первобытная история – самая длинная эпоха в истории человечества;
история Древнего мира - насчитывает несколько тысячелетий, о тех далёких временах рассказывают замечательные постройки;
история средних веков - время рыцарей и замков, изобретение книгопечатания;
история Нового времени - время выдающихся географических открытий и величайших технических изобретений;
история Новейшего времени – время величайших открытий в истории человечества и время самых кровопролитных войн.
Вступление.
Словно на машине времени вы перемещались из одной эпохи в другую. Увидели, какой сложный путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким, как сейчас. Выдающихся успехов достигли учёные. Каких именно мы повторим, передавая друг другу копилку интересных фактов. Соотнесите предмет и открытие, которому он соответствует. Учёные сумели разгадать многие тайны природы и открыли невидимый глазу мир частиц, основы всего существующего.В 20 веке появились лекарства, которые сегодня есть в каждом доме. Медики смогли победить болезни, которые прежде казались неизлечимыми, например, холера, тиф. Современные средства связи объединили весь мир. По сотовому телефону можно связаться с любой точкой Земли.Можно облететь земной шар на сверхзвуковом самолёте за 24 часа. В 20 веке началось освоение космоса. Первым космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин. Произошло это 12 апреля 1961 года. Но и страшное атомное оружие тоже было изобретено в 20 веке. Тема.
- Да, ребята, все эти открытия были в недавнем прошлом, а сегодня стали историей, историей и нашей страны. Мы узнаем об этом, познакомившись со «Страницами истории Отечества». В этом нам поможет учебник. Откройте его. На странице 33 перечислены темы уроков, отражающие содержание этого раздела. Вы изучите лишь часть родной истории, охватывающую период с древних времён до конца 16 века. Узнаете, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне, как образовалось Древнерусское государство, почему оно распалось на самостоятельные княжества. Вы проследите за процессами возвышения Москвы и формирования единого государства – Московской Руси, или России. Познакомитесь с деятельностью великих исторических личностей – князя Владимира Красное солнышко, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного. Вы уже поняли, что изучать мы будем очень далёкие времена. - Как вы думаете, зачем мы изучаем историю наших предков?
Нам интересно знать, как жили русские люди раньше. Хотим понять, чем они интересовались, что любили наши предки и что отвергали, чем занимались, какую одежду носили, каким богам поклонялись.
-Молодцы, ребята! История России уходит корнями в глубокую древность. Она вмещает в себя много славных страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо себя вести в настоящем и будущем. Поэтому историю называют коллективной памятью народа. - Итак, ребята! Отправляемся в Древнюю Русь.
В далёкие времена былинных русских богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича, на огромных пространствах Восточной Европы по берегам рек жили наши предки - славяне. О происхождении славянского народа имеются разные предположения. Может быть, известные древним историкам венеды или склавины были предками славян?
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов считал, что предками славян являются мужественные люди, то есть «прославившиеся своими подвигами». И название славян происходит от слова «славящиеся».
«Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни тёмный, ни светлый. Своими нравами славяне производили выгодное впечатление; и в них нет ни зложелательства, ни коварства,– говорил византийский писатель Прокопий Кесарийский, – они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие, исполнены мужества и кротости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».
- Ребята, а среди вас есть голубоглазые, русоволосые, добрые, честные?
Так значит вы и есть потомки славян!
В 5 веке нашей эры славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского моря. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную. Наши предки – восточные славяне заселили в 6 веке большую часть Восточно-Европейской равнины.
- Какие национальности позднее произошли от восточных славян?
От восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.
- Молодцы, ребята! Древнейшие занятия славян были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды их деятельности. Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство.
Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами. Орудием ловли рыбы служил гарпун, а позже сплетённые неводы – сети и ловушки. Сети плели из льна, ловушки – из ивовых прутьев.
Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками и пращи. При помощи различных силков ловили славяне и птиц: уток, голубей, тетеревов.
-Знаете, ребята, что охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, соболя служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги». Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством. Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.
В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой). Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.
Скотоводство. Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу. Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие.
Земледелие. Труд земледельца был очень тяжёлым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры (репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук). Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц. Какие знаете вы?
Хлеб – всему голова.
Хлеб батюшка, вода матушка.
Баловством хлеб не добудешь.
Пословиц очень много. Все они учат бережному отношению к хлебу. Мы не понаслышке знаем о том, какой ценой достаётся хлеб. Сегодня наш Ставропольский край является житницей страны. В крае выращивают элитные сорта пшеницы и других зерновых культур. В год собирают около 6 млн тонн зерна, 1 млн подсолнечника. Очень развито, как и у древних славян, скотоводство, рыболовство и растениеводство. Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали всё сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась: кто-то охотился, кто-то шил одежду, а кто-то рыбачил. Так через века эти ремёсла, которые мы называем профессиями, дошли до 21 века. Какие ремёсла наиболее успешно развивались у славян? (кузнечное, гончарное, кожевенное, а также строительство. Научились наши предки мастерить из шкур диких животных теплую одежду и обувь). Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух». Я надеюсь, что вы всегда будете помнить об этом. Это наша история.
- И так, ребята о чём мы с вами узнали сегодня?
- Что мы должны знать о наших предках?
4 октября – всемирный день защиты животных.
Классный час
«Мы в ответе за тех, кого приручили!»
Задачи урока:
1. Привить любовь к животным.
2. Расширить знания о домашних животных.
3. Воспитать чувство ответственности за прирученного друга.
Многие люди заводят домашних питомцев, которые становятся членами семьи. Животных кормят, выгуливают, моют, чистят, лечат, играют с ними и конечно же их очень любят!
Первые домашние животные:
Собаки самые древние наши друзья. Они первыми из всех животных стали домашними. Конечно, люди приручили не собак, а волков и потом уже вывели множество пород собак.
Какие они разные! И все они самые верные наши друзья!
Собаки – отличные помощники!
Это очень важно помнить!
Собака – это верный и преданный друг.
1. Если ты решил завести собаку, надо помнить, что это большая ответственность.
2. Собака требует заботы и внимания.
3. Выбросить собаку, когда тебе надоест заботиться о ней, это значит предать друга.
4. Предательство – один из самых отвратительных поступков.
Но бывает и такое, что некоторые хозяева забывают кормить своих питомцев, играть с ними, гулять. А есть такие, которые бьют животных, выбрасывают их на улицу! Отсюда и берутся бездомные животные.
Кошки.
Что касается чистоты, то кошка - лучшее домашнее животное, поскольку кошки содержат себя в чистоте сами и делают это постоянно. Однако это не означает, что владельцу кошки можно не заботиться о содержании своего животного.
Важно знать, как правильно кормить кошку. Кошка не должна питаться остатками со стола, а должна получать качественное питание, чтобы быть здоровой и энергичной. Это предполагает некоторые денежные траты, к чему нужно быть готовым, прежде чем заводить домашнее животное.
Миска с чистой водой должна быть всегда доступна для животного. Кошку очень легко обучить ходить в лоток.
Морские свинки.
Морские свинки замечательные домашние питомцы. Они редко кусают и известны тем, что пищат от радости, когда видят своих любимых людей. Морские свинки очень хорошо подходят в качестве первого домашнего животного, а так же для детей старшего возраста, которые хорошо умеют с ними обращаться.
Хомяки.
Хомяки, принадлежащие к семейству грызунов, являются одними из самых популярных маленьких домашних животных во всем мире. Хомяки милые, чистые и легки в уходе, что делает их любимыми питомцами для людей всех возрастов. Хомяки могут быть очень увлекательными для своих хозяев, если заботиться о них должным образом. Единственный печальный факт для владельцев хомяков, состоит в том, что продолжительность жизни хомяка всего от года до трех с половиной лет.
Кролики домашние.
Является ли кролик правильным выбором в качестве домашнего животного? Многие люди покупают кроликов импульсивно. Они видят, милых, пушистых зверьков в магазине и решают, что из них получатся прекрасные домашние питомцы.
Но прежде чем завести кролика, вам следует знать следующие вещи:
- Кролики могут легко прожить пять или более лет. Им нужен хороший дом и много внимания в течение всего срока их жизни.
- Если вы не будите часто убирать за кроликом и не позаботитесь о хорошей вентиляции, в вашем доме будет плохо пахнуть
- Кролики редко ладят с другим домашними животными, потому что находятся далеко внизу пищевой цепи. Кролика нельзя оставить вместе с собакой или кошкой наедине.
- Кроликам нужно внимание. Они не любят просто сидеть в своих клетках и ничего не делать. Кролики нужны игрушки и частые контакты с человеком для того, чтобы быть счастливыми.
- Кроликов нужно кормить специальным хорошим кормом для кроликов. Они не могут жить на салатах и моркови. Из-за неправильного кормления у них могут развиться проблемы с пищеварением.
Попугаи.
Когда мы думаем о домашних животных первое, что приходит нам в голову это собаки и кошки, затем кролики и морские свинки и другие домашние грызуны. Однако, такие птицы как попугаи уже давно живут рядом с человеком и для многих владельцев являются самыми настоящими и любимыми домашними питомцами.
Существуют как достоинства, так и недостатки содержания попугает в качестве домашних животных. Более того, некоторые недостатки попугаев как питомцев, могут стать достоинствами для одних людей, а для других превратятся в их недостатки.
Так, например, продолжительность жизни маленьких попугаев около 15 лет, а крупные виды, если о них должным образом заботиться, могут прожить около 50 лет. Это в три раза больше, чем собаки или кошки, не говоря уже о мелких грызунах.
Люди, ищущие компаньона на период сопоставимый с человеческой жизнью, могут посчитать попугая подходящим для себя домашним питомцем. В тоже время, например, для родителей, желающих приобрести домашнее животное для ребенка или людей не готовых к заботе на столь долгий период, это станет существенным недостатком.
Часто попугаи становятся привлекательными из-за способности научиться разговаривать. Некоторые виды попугаев действительно способны повторять слова и даже предложения, которым их научили. Обучение попугая новым словам может быть очень увлекательным занятием, как для хозяина, так и для попугая.
Люди, не обижайте своих питомцев!
Давайте любить все живое,
Ведь это чудесно, ребята!
Чтоб птицы дружили с тобой и со мною,
Чтоб хомка свой нос любопытный не прятал,
Бежал по дорожке щенок без помех,
И кошки доверчивы были,
Нам «нужно всегда быть в ответе за тех,
Кого мы к себе приручили!»
А теперь, давайте расскажем о своих питомцах.
Классный час «Профессии наших родителей».
3 класс
Цель мероприятия: - привести в систему знания учащихся о мире профессий на
примерах профессий родителей.
-формирование уважительного отношения к труду родителей.
Предварительная подготовка. Встреча с родителями, которые будут выступать перед
учащимися. Обсуждение плана рассказа о профессии. Подготовка видеоматериала о
работе родителей. Анкетирование учащихся «Кем вы хотите стать?». Подбор стихов о
профессиях указанных в анкете.
Ход классного часа
Учитель. Здравствуйте, дети и уважаемые родители!
Вступительное слово. Уже в детстве ребенок начинает задумываться о том, кем он
будет работать, когда вырастет. Иногда примером служат близкие люди - мамы, папы,
старшие братья и сестры, дяди и тети. "Все профессии нужны, все профессии важны" -
об этом родители толкуют своему ребенку. Ребята, сегодня у нас необычный классный
час. Мы пригласили ваших родителей для того, чтобы они рассказали вам о своих
профессиях. Давайте поближе познакомимся с их профессиями.
(Просмотр видеоряда с рабочих мест родителей.)
А сейчас мы более подробно познакомимся с профессиями родителей.
Но сначала послушайте загадку. Назвав отгадку, вы узнаете, кто сейчас перед вами
выступит.
У слона иль мышки жар-
Их спасет…( ветеринар)
Учитель. История профессии ветеринарного врача уходит в далекое прошлое. С древних
времен, с тех пор, как человек приручил животных, появилась необходимость следить за
состоянием их здоровья. Собственно, само слово «ветеринар» в переводе на русский
означает «лечащий скот». В Древнем Египте существовало учебное заведение, готовящее специалистов, пользовавших животных. Сохранились папирусы, которым более трех
тысяч лет, с описаниями болезней скота и методов их врачевания. Древняя Греция и
Древний Рим имели свои ветеринарные службы. Ветеринары сопровождали войска в
походах. Римская армия даже устраивала лазареты для раненых лошадей. В Древней
Руси также были лекари для лошадей, о них упоминают берестяные грамоты.
Возникновение в России ветеринарии как науки связано с именем Петра Первого.
Именно в годы его царствования открыли первые ветшколы, стали издавать книги по
ветеринарии, выпустили первые указы о борьбе с недугами лошадей и крупного рогатого
скота. Наконец, 23 июля 1808 г. при Санкт-Петербургской медико-хирургической
академии открыли ветеринарное отделение, где впервые в России начали готовить
специалистов с высшим ветеринарным образованием.
Мама Полины Ф.- ветеринар. И она сейчас вас познакомит со своей работой.
Выступление мамы.
Следующая для вас загадка:
С сумкой тяжелой обходит район,
Письма нам в ящик кладет…(почтальон)
Учитель. Почтальон — служащий почтового ведомства; человек, разносящий почту, то
есть письма, газеты и посылки, телеграммы и почтовые переводы.
В дореволюционной России слово «почтальон» стало использоваться в почтовом деле с
1716 года; ранее служащие, доставлявшие почту, назывались почтарями. При этом в
зависимости от вида разносимой почты таких работников могли называть по-разному:
иногороднюю почту доставляли почтальоны, а городские письма — письмоносцы.
В советское время, в 1920—1930-х годах, люди этой профессии именовались также
письмоносцами.
Нет специальных учебных заведений, где готовят почтальонов. Для того, чтобы работать
в этой службе, нужно просто иметь здоровые ноги, быть вежливым и уметь отбиваться
от собак. Разумеется, нужно быть сознательным человеком и доставлять все письма по
адресам, ведь они очень важны, для тех, кому написаны.Мама Коли К. – почтальон. Слово предоставляется Колиной маме.
Выступление мамы.
О чьей маме говорится в этой загадке:
Расчет зарплаты- знать пора!-
Проводят в срок …(бухгалтера).
Учитель. Профессия бухгалтера - одна из древнейших и одна из самых
распространенных. Первые истоки еѐ уходят в глубь тысячелетий.6000 лет тому назад, в
тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной
жизни; 500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление
учета, и, наконец,100 лет тому назад, когда появились первые теоретические
конструкции в области бухгалтерского учета.
В первобытном обществе, где хозяйство было не сложнее нашего домашнего, все, что
можно было записать, запоминали и без записи, а результаты труда были ничтожны и
потому очевидны. Первоначально цифр не было. Счет заменяли зарубки, которые делали
на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. В
дальнейшем носителями информации стали папирус, глиняные обожженные таблицы —
―кирпичи‖, пергамент, воск, дерево, бумага. В Греции и Риме использовали восковые
таблички, медные кожи, холст, пергамент, папирус, в Галин—керамическую плитку и
гончарные черепки. Греция стала родиной первого счетного прибора - абака - счетного
инструмента в виде дощечки или стила, напоминающего современные счеты.
Именно в Греции впервые появляются деньги в виде монеты. История бухгалтерского
учѐта таинственна, ведь никто не может точно определить время еѐ зарождения.
В начале 90-х годов, в период становления новых рыночных отношений профессия
бухгалтера, как никогда прежде, стала одной из самых популярных в России. Без
бухгалтерии не обходится ни одно предприятие, фирма, компания, будь то детский садик
или машиностроительный завод-гигант. Эта специальность входит в число самых
востребованных.
А как проводит свой рабочий день мама Данилы К. – мы узнаем из ее рассказа.
Выступление мамы.
О ком же следующая загадка?Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари.)
Учитель. Профессия "пекарь" - очень древняя. Хлеб пришел к нам из
глубины веков. Сначала люди употребляли зерна диких злаков в сыром виде, затем
человек научился растирать зерна и смешивать их с водой - этот момент считается
первым открытием хлеба. Второе открытие хлеба связано с изобретением ручных
мельниц. Из густой зерновой каши люди лепили лепешки и пекли их на раскаленных
камнях. Окончательное, третье открытие хлеба связано с использованием огня.
Хлеб изобрели египтяне. Они первые научились разрыхлять тесто способом брожения
(используя силу микроорганизмов). Произошло это 5-6 тысяч лет назад. Таким образом,
это время можно считать временем создания технологии хлебобулочного производства.
А первыми пекарями можно считать всех древних египетских женщин - "хранительниц
огня".
Слово "пекарь" появилось в 1300-1200 годах до н.э. Об этом свидетельствуют отдельные
указания в письменных источниках. А как ремесло хлебопечение становится
признанным и почитаемым спустя 8-10 столетий. Очень часто пекарей называли
"басманниками", от слова "басман" - хлеб для царя. Профессия пекаря раньше считалась
очень почетной. Пекари как профессия получили распространение только в XX веке, так
как до этого большинство людей выпекало хлеб у себя дома.
Сегодня у нас в гостях тетя Семена Н. Она работает в пекарне нашего села. Давайте
послушаем ее рассказ.
Выступление тети.
Учитель. Сейчас я хочу вам прочитать стихотворение Г. Ладонщикова, в котором
рассказывается о профессии папы Дениса В.
В цех токарный
На работу
Петю взял отец, И вот
Он внимательно
С отцом
Наблюдает за резцом.
Наблюдает, как сверкая,
Стружка сизо-голубая
Вьется, вьется без конца,
Убегая от резца.
Заблестела заготовка,
Изменила форму сталь.
И отец движеньем ловким
Снял горячую деталь.
Взял деталь мальчонка в руку,
Приложил ее к щеке:
«Кабы мне такую штуку
Изготовить на станке!»
Посмотрел отец на Петю
И с улыбкою заметил:
- Подрастай, учись, сынок,
Передам тебе станок!
Учитель. ( обращается к Денису В) А ты бывал на работе у папы? Понравилось тебе
профессия отца? Хотел бы ты быть токарем?(Ответ ученика)
Чем же интересна профессия токаря, нам расскажет папа Дениса.Учитель. Человеческий пытливый мозг уже давно догадывался, что кусок дерева или
кости, который имеет неправильную форму, можно переделать в нужную деталь путѐм
срезания чем-либо ненужных частей его поверхности. Чтобы упростить такую
процедуру, на помощь брался ещѐ один человек, который вращал ось, где была
закреплена заготовка. Такие вот нехитрые токарные станки использовались ещѐ
в VII веке до н. э. Разумеется, такой скорости вращения было недостаточно, чтобы
обрабатывать более твѐрдые материалы. Только в XVI веке во Франции впервые было
придумано водяное колесо, которое дало возможность организовать достаточной силы
привод, чтобы можно было работать по металлу. Но всѐ же токарям приходилось
работать в парах или вращать привод ногой. К концу XIX века был изготовлен токарный
станок с электроприводом, который был взят за основу современного оборудования.…
Чем же интересна профессия токаря, нам расскажет папа Дениса.
Рассказ папы.
Наши ребята еще маленькие, но уже задумываются о выборе профессии.
Дети рассказывают стихи.
Учитель. Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
1 ученик. — Я хочу шофѐром быть.
Грузы разные возить.
2 ученик.— Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его - болезней нету!
3 ученик. — В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет. Справлюсь я, сомнений нет!
4 ученик.— Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть.
Дни рожденья отмечать.
5 ученик. Продавцом хочу я быть.
И за прилавком – не грубить.
- Пройдите, бабушка, вперѐд,
А этот мальчик подождѐт.
6 ученик. Быть парикмахером хочу:
Девчонкам косы отхвачу
И сделаю им стрижку
Под плюшевого мишку!
Все вместе. Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки,
Будут Родине нужны!
Учитель. "Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребят,
Чтобы вырос из вас Человек"!
Учитель. Вот и подошел наш классный час к концу. Огромное спасибо родителям, что
нашли время прийти к нам и рассказать о своем нелегком труде. Конечно же, не все
родители смогли присутствовать на нашем классном часе. Но мы продолжим наши
встречи на следующих классных часах.
Используемая литература:
1.Журнал «Начальная школа» 1988 г.№22. Интернет-ресурсы: www.deti-lit.ru ; www. zanimatika.narod.ru ; w9. Ожидаемый результат:
– Проведение классного часа : “Профессии моих родителей”. Знакомство спрофессиями родителей одноклассников.
– Знакомство и овладение начальными навыками технологии проектирования.
– Первый навык публичных выступлений
– Оформление презентаций
– Написание мини-проектов
– Формирование коммуникативных компетенций
10. Риски:
– Не каждый родитель занимается своим ребенком, следовательно не все дети напишут мини-проект
– Финансовые риски отсутствуют, так как грамоты по номинациям будут приобретены из средств классного фонда.
– Не все дети в равной степени владеют информационными технологиями, не у всех есть домашний компьютер, а доступ в кабинет информатики в определенное время (не успеют выполнить работу к необходимому сроку).
Приложение: 2 работы, созданные в результате совместной деятельности родителей, учащихся класса, классного руководителя, учителя ИВТ.