Презентация Новая дидактика современного урока
Новая дидактика современного урока в условиях реализации ФГОС педагогический советДекабрь 2014 МБОУ Сычевская СОШ №1 УРОК КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА Материал подготовлен зам. директора по УВР Лазаревой Е.М. Урок -это систематически применяемая для решения задач обучения развития и воспитания обучающихся , форма организации деятельности постоянного состава учителей и обучающихсяв определенный отрезок времени…Определение из курса «Педагогика»Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.Ю.А. КонаржевскийУрок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.М.Н.Скаткин Ведущие дидактические принципы Традиционная дидактика Деятельность учителя Деятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика Системно-деятельностный подход Основная педагогическая задача:организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? обновление содержанияобразования Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление технологийобразования Современный урок в светеФГОС второго поколения —хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; —учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; —урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается насотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; —учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; —вывод делают сами учащиеся; —минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; —времясбережение и здоровьесбережение; —в центре внимания урока - дети; —учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; —умение демонстрировать методическое искусство учителя; —урок должен быть добрым Определение универсальных учебных действий «Универсальные учебные действия –•способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;•совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» (Глоссарий сайта standart.edu.ru). «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.» (сайт www.gcro.ru). Основная цель в развитии УУДна каждой из 3-х ступеней образования «Учить ученика учиться» «Учить ученика учитьсяв общении» «Учить ученика учиться самостоятельно» Система универсальных учебных действий Формулирование проблемы Поиск информации Определение смысла информации Структурирование информации Моделирование Построение высказыванияРефлексия деятельности УУД П Планирование сотрудничества Организация сотрудничества Управление поведением партнера Разрешение конфликтов Умение выразить мысль К Постановка цели Прогнозирование Р Планирование деятельности Контроль Коррекция Оценка СмыслообразованиеНравственная оценкаСамоопределение Л Типология уроков Традиционный урок Деятельностное обучение « Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому. »Жан-Жак Руссо Традиционный урок Деятельностное обучение Типология уроков Современная модель учителя усиление предметной подготовки исследовательские навыки оказание адреснойпомощи в проблемной ситуации оказание помощи в решении учебных задач и ситуаций определение ближайших и отдаленных задач, последовательности их выполнения ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НАСТАВНИК КОНСУЛЬТАНТ НАВИГАТОР «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь.»Китайская мудрость Сравнительная характеристика деятельности учителя в традиционной ситуации и в условиях реализации ФГОС Позиции Традиционная деятельность Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Жестко структурированный конспект урока Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник; формулирует декларативные обучающие, развивающие и воспитывающие цели и задачи Учитель использует методические рекомендации, учебник, рабочую программу, технологические карты тем/уроков, Internet – ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами. Формулировка целей – через деятельность учащихся, активное целеполагание Распределение времени на уроке Основное время отводится этапу объяснения и закрепления (80% времени говорения учителя) Объяснение занимает 20-30% времени урока; закрепление – 5-10% времени урока; организованная учителем самостоятельная деятельность учащихся– 60-70% времени урока Деятельность учителя на уроке Успеть выполнить то, что запланировано на урок Организовать деятельность детей: - по поиску и обработке информации; - по обобщению способа действия; - по постановке учебной задачи Деятельность учащихся определяется через формулировку заданий Формулировка задания: 93% заданий репродуктивные: назовите, решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните…7% заданий – с формулировкой: исследуйте, проанализируйте (чаще используется для сильных учащихся) Формулировка задания: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите, сделайте вывод, выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте Не менее 70% Отметка и оценка Традиционная отметка за выполнение преимущественно традиционных(репродуктивных) заданий: - решил – не решил; - из пяти заданий выполнил три Оценка (предметных и метапредметных) достижений учащегося; работа над развитием у учащихся способности к самооценке; критериальное оценивание Школьники включили в план то, что им хотелось, но захотели они того, что хотел и считал целесообразным педагог. / Л.В. Байбородова / Любите не школу, а детей, приходящих в школу. / П.П. Блонский / Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. Василий Осипович Ключевский Тот, кто, обращаясь к старому способен открывать новое, достоин быть учителем. (Конфуций) Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. (Б.Шоу)