Выступление на общешкольном родительском собрании «Формирование положительной самооценки школьника – важная составляющая семейного воспитания»
Выступление на общешкольном родительском собрании
«Формирование положительной самооценки школьника – важная составляющая семейного воспитания»
Я хочу пригласить вас к размышлению о том, как родители влияют на воспитание своего ребенка и оценить последствия этого влияния.
Что же такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.
Самооценка очень важна для ребёнка. Это главный стержень в формировании личности. Если самооценка адекватная, то есть, ребёнок объективно оценивает свои возможности и своё место в обществе, то это уже большой шаг на пути к успешной жизни. А ведь все родители хотят именно этого – чтобы их дети были успешными и счастливыми. Но не все взрослые понимают, как вырастить ребёнка с адекватной самооценкой.
Самооценка подразделяется на адекватную (положительную) и неадекватную (завышенную, заниженную).
При адекватной самооценке мнение человека о себе совпадает с оценкой окружающих. Человек знает свои положительные и отрицательные качества. Дети не могут оценивать себя так, как взрослые, но интуитивно они все воспринимают. Ребенок с такой самооценкой активен, проявляет любознательность, отличается общительностью и жизнерадостностью. Он непосредственен в своем поведении и открыт. Он учитывает замечания взрослых, так как понимает их справедливость, и мнение сверстников, так как принимает их на равных. Ребенок с адекватной самооценкой допускает, что мог ошибиться, и признает нарушение правил. Адекватная самооценка помогает ребенку преодолевать возникающие трудности и конфликтные ситуации.
В формировании положительной самооценки большую роль играет семья. Уровень самооценки ребенка зависит от того, насколько сплочена его семья. В семье, где здоровый психологический климат в отношениях между родителями, наблюдается бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, воспитываются дети с нормальной самооценкой
Интересно отметить, что дело вовсе не в общем количестве времени, которое родители уделяют своим детям. Важен сам характер общения взрослых с ребенком: решающим здесь оказывается искренний интерес родителей к жизни своих детей, понимание их особенностей, интересов и вкусов. В семьях, где у детей формируется правильная самооценка, родители, как правило, привлекают их к обсуждению различных доступных их пониманию общесемейных проблем и планов. К их мнению внимательно прислушиваются, к ним относятся с уважением. Эти родители рассматривают своего ребенка как личность, заслуживающую внимания, интереса и уважения.
У девочек самооценка тесно связана с тем, как они оценивают свою красоту, привлекательность. У мальчиков в расчет принимается сила, ловкость, двигательные умения. Высокая самооценка младших школьников связана с предпочтением подчиняться запретам («Я слушаюсь, значит, я – хороший»). Самооценка подростка возрастает, когда он нарушает запреты («Я делаю то, что запрещено – значит, я самостоятельный, смелый и взрослый»).
О самооценке ребенка можно судить по внешнему виду. Если он готов улыбнуться, легко вступает в общение, радуется жизни и не проявляет признаков агрессии, значит, с самооценкой все в порядке. Критику в свой адрес он воспринимает и адекватно на нее реагирует. Дети с адекватной самооценкой меньше заняты переживаниями и внутренними проблемами.
Ребенок с завышенной самооценкой отличается стремлением к познанию и физической активностью. Он с удовольствием приступает к новым занятиям, берется за сложные дела и часто не доводит их до конца. Его энергичность и импульсивность оказываются малоэффективными, однако, он не замечает своих неудач. При завышенной самооценке ребенок выделяет свои положительные качества и не замечает недостатков. Это приводит к высокомерию, самоуверенности, бестактности, игнорированию мнения сверстников и даже взрослых, на замечания окружающих реагирует как на несправедливые, рассматривает их как придирки. Такой ребенок склонен к капризам, часто конфликтует и обижается. Он прилагает много усилий к тому, чтобы выделиться и оказаться в центре внимания. Среди детей он часто находится в положении лидера и в ответ на критику, даже справедливую, реагирует бурно. Не сдерживая эмоций, он может закричать, топнуть ногой или заплакать.
Наиболее неблагоприятной для развития ребенка является заниженная самооценка. Дети в таком случае отличаются нерешительностью, неуверенностью, обидчивостью, замкнутостью. Они скованны в движениях, сдерживают эмоции, хотя очень чувствительны. Находятся в состоянии тревоги и испытывают по разным поводам страх. Дети с заниженной самооценкой с трудом вступают в контакт со сверстниками, хотя страдают от одиночества и желают найти друзей. Они не верят в свои способности, в свои возможности. Начиная любое дело, ребенок с заниженной самооценкой всегда найдёт огромное количество препятствий для его выполнения. Такие дети не любят перемен, не желают заниматься чем-то новым, с трудом приспосабливаются к изменяющимся условиям. Их часто называют плаксами, слабаками, неумехами, копушами, и среди детей они оказываются изгоями. Критику в свой адрес воспринимают в полной мере, что вызывает у них сильное расстройство и еще большую неуверенность.
Самой главной причиной формирования заниженной самооценки у детей является семейное воспитание и стиль общения с родителями, сейчас я вам это наглядно продемонстрирую.
Практическое упражнение
/Родителям раздаются силуэты мальчиков и девочек, вырезанные из бумаги/
Инструкция: возьмите силуэт человечка. Представьте, что это ребенок, которого ругают за то, что он плохо выполнил работу (загните любую часть (сейчас и далее), которая более всего страдает в настоящий момент). Теперь за то, что он плохо продумал ситуацию (загните соответствующую часть); ходил туда, куда вы ему не разрешали (загиб); ослушался вас (загиб); что-то не выполнил (загиб); получил плохую отметку (загиб); нагрубил (загиб) и т. д.
Посмотрите на этот силуэт. Вы видите «следы» своего воспитания. А если что-то было несправедливо, сгоряча? Пожалейте его (расправьте).
Как вы видите, основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
Причины заниженной самооценки могут быть связаны
с семьей (отсутствие одного из родителей, сложные взаимоотношения с родителями);
наличием физических недостатков (избыточной массой тела, высоким ростом, нарушениями зрения, речи и т.д.);
частой и некорректной критикой со стороны взрослых (родителей, педагогов);
отсутствие самостоятельности (когда ребенок все время слышит «тебе еще рано», «ты маленький», «ты не сможешь» и т.д.).
Завышенная самооценка складывается у ребенка, если
ему часто повторяют в детстве, что он самый-самый (красивый, умный);
должен быть примером для остальных.
На основе такого воспитания может сложиться высокое мнение о себе, перерастающее в «манию величия».
Вы, уважаемые родители, и только вы, можете влиять на формирование положительной самооценки вашего ребенка, на воспитание чувства его собственной значимости. Безусловно, родители не должны постоянно нахваливать ребёнка, даже если он с чем-то не справился. Тут важно понимать, что даже критику можно преподнести так, что не будет обидно и не навредит самооценке. Например, вместо привычных фраз – «ты не справился», «ты не старался», «ты не сделал» можно сказать – «ты справился, но», «ты старался, но», «ты сделал, но». Согласитесь, если каждый день любому человеку твердить, что у него две головы, то через год он в это поверит.
Упражнение «Аукцион похвал».
Замечено, что обычно мы гораздо чаще ругаем детей, чем хвалим их. Если наши ребята испытывают трудности в выполнении учебных заданий, им важно реализоваться в чем-то другом. Роль родителей заключается в том, чтобы заметить какие-то достижения, хорошие поступки ребенка, поддержать его, вовремя обнаружить его таланты. Представьте себе, что ваш ребенок вас приятно удивил. Что вы ему скажете? Родители по очереди предлагают различные варианты похвал ребенку.
А теперь несколько психологических рекомендаций по формированию адекватной самооценки у ребенка (раздаются памятки для родителей). Выполняя эти простые правила, вы сумеете сформировать у ребенка правильную самооценку.
Просмотр видеоролика о любви к детям
Уважаемые родители! Не ограничивайтесь любовью к своему чаду и не ограничивайте его своей любовью. Любите чужих детей, своих родителей, себя, целый мир, от этого у вашего чада появится опыт и жизненная стойкость, выработается здоровая самооценка.