Статья из опыта работы «ШКОЛА ЛИДЕРА» как фактор успешного самоопределения и самореализации выпускника
«ШКОЛА ЛИДЕРА»
КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКА
(из опыта реализации образовательной программы «Основы лидерства»
в МБОУ «Лицей №14» г. Нижнекамска РТ)
Г.Р. Хаматова
Нижнекамск, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №14»
Давно признано, что социальное преуспевание человека, его профессиональные успехи, движение по карьерной лестнице во многом зависят от того, на что он сам претендует и сколь многое готов себе позволить – иными словами, от уверенности в себе. А уверенность эта самая формируется еще с детства и зависит она не только от человека, но и от его ближайшего окружения. Семьи, конечно же, и, куда деваться, школы.
Школьный коллектив становиться, по сути, первым коллективом, где он (человек) осваивает свои первые социальные роли. Именно поэтому чувство собственной социальной весомости, той самой социальной уверенности, от которой зависит будущее преуспевание, формируется именно в школе. И если в школе оно будет сформировано правильно, то человек гораздо быстрее добьется успехов, ему ничего не придется ломать в себе, тратя целые годы на этот малоприятный и болезненный процесс. Он быстро и легко впишется в любой приличный коллектив и займет подобающее место в социальной иерархии с перспективой дальнейшего продвижения.
Ученическое самоуправление, являясь эффективной формой организации жизнедеятельности коллектива учащихся, в значительной степени способствует приобретению старшеклассниками значимого социального опыта, формированию ценностного отношения к социальной практике. Реальное, а не формальное включение старшеклассников в управление школой, предоставление им реальных полномочий и прав, возможности выбора значимых для них видов деятельности, педагогическая поддержка и доверие позитивно сказываются на общем развитии личности, результатах социального воспитания.
Самоуправление в школе возможно, более того, оно необходимо. Ведь по большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Такое сознание у малолетних граждан может и должна воспитать только и именно школа.
Наш лицей предоставляет широкое поле для самостроительства. Учебно-воспитательный процесс проходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Он отличается демократичностью общения, что способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.
Результатом совместного поиска и размышлений взрослых и детей нашего лицея стала идея создания молодёжной организации. Молодёжная организация лицея имеет свою эмблему, название «Лидер» и своего президента.
В ходе его выборов лицей проходит через все этапы избирательной кампании:
- утверждение состава избирательной комиссии;
- выдвижение и регистрация кандидатов;
- предвыборная агитация и дебаты, в ходе которых кандидаты предлагают и защищают собственные программы;
- выборы и подведение их итогов.
После этого проходит торжественная инаугурация президента с вручением ему соответствующего удостоверения. По инициативе первого президента молодёжной организации был создан именной орден, который теперь традиционно передаётся от президента-выпускника его преемнику.
На первом заседании после президентских выборов молодёжная организация избирает премьер-министра и утверждает новое «правительство».
В структуру молодёжной организации входят шесть министерств:
1) министерство образования,
2) министерство внутренних дел – молодёжное формирование по охране общественного порядка «Форпост»;
3) министерство экономики и социальной защиты;
4) министерство массовой информации;
5) министерство культуры и спорта.
Каждое министерство возглавляют министр и два его заместителя.
Развитие ученического самоуправления, его результативность зависят от уровня подготовки учащихся к организаторской деятельности. Определение конкретных целей, содержания, форм этой подготовки, возрастного ценза учащихся являются непростыми педагогическими задачами, и каждое образовательное учреждение решает их по-своему.
Отсутствие в учебно-воспитательном процессе лицея системы подготовки учащихся к организаторской деятельности привело к необходимости создания «Школы лидера» и разработки социального проекта «Формула успеха». Основная цель проекта звучит так: «создание условий для развития личностных и коллективных ориентаций учащихся в сфере социального самоопределения и самореализации».
Практика подтвердила, что сложившаяся в нашем лицее система работы по развитию ученического самоуправления способствует достижению прогнозируемых результатов, делает процесс социального воспитания более целенаправленным, управляемым и динамичным, особенно в условиях профильного обучения.
И сейчас, спустя 10 лет, можно с полной уверенностью сказать, что выпускники лицея и «Школы лидера» – успешные студенты престижных вузов Российской Федерации и Республики Татарстан, занимают ответственные руководящие посты в правоохранительных органах, управленческих структурах, политической, культурной и экономической сферах. Они талантливые организаторы, исполнители, артисты, в общем, универсалы. Созданная образовательная среда позволила им полностью самореализоваться, стать социально адаптированной и конкурентно способной личностью.