ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КЛАССА
УДК 37.013.32
Vdovinа A. N., teacher of chemistry of municipal educational institution school
№17,Tobolsk. Credit system of education as a prerequisite for successful assimilation of knowledge by students of the chemical engineering class.
The article presents the experience of work to improve learning for chemistry students of the chemical engineering class through the use of the credit system of study in specialized classesKeywords: chemical-technological profile, record week, record.
Вдовина А.Н, учитель химии, МАОУ СОШ № 17, г. Тобольск
ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КЛАССА
В статье представлен опыт работы по повышению усвоения знаний по химии учащимися химико-технологического класса через использование зачетной системы обучения в профильных классах.
Ключевые слова: химико-технологический профиль, зачетная неделя, зачетные работы.
С 1 сентября 2009г на базе средней школы № 17 г.Тобольска в рамках реализации проекта ООО « Сибур» по взаимодействию «Предприятие – ВУЗ – школа» открыт профильный химико-технологический класс. Химико-технологический профиль складывается из трёх компонентов: 1) базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся; 2) профильные общеобразовательные предметы. Это – физика, химия и математика. 3) элективные курсы – это курсы по выбору, входящие в состав профиля и обязательные для избравших их учащихся. Среди форм организации обучения в профильных классах, большое значение имеет зачетная система.
Цель введения зачетной системы: повысить качество знаний, ответственность учеников за результаты своего обучения, подготовить учащихся к вузовской системе обучения, воспитывать самостоятельность. Сущность зачетной системы: по каждому профильному предмету определяется количество обязательных для каждого учащегося зачетных работ. Разрабатывается методический материал (система уроков, заданий для внеурочной работы и зачетов, рекомендации для подготовки к зачетам, алгоритмы решений задач, дидактический материал различного уровня сложности). Положительная оценка за полугодие выставляется, с условием сдачи всех зачетных работ.
Как сделать так, чтобы знания были, чтобы они были прочны и глубоки и чтобы ребенок хотел осваивать их все больше и больше. Для этого было решено соединить три важнейших звена в учебной деятельности ученика: 1 звено – УРОК (в его различной форме) – где ученик является исследователем и открывателем знаний, причем каждый работает на своем уровне, который определяется в первую очередь самим учеником. Определены уровни, по которым работают ученики: «3» –первый уровень. «4» – второй уровень. «5» – третий уровень.
Каждый учащийся имеет право работать на любом уровне. Второй и третий уровень – как правило, решается учениками самостоятельно, иногда учащиеся, работающие на первом уровне, нуждаются в помощи учителя, тогда здесь срабатывает метод подобия, что дает возможности ученику отработать этот уровень самостоятельно. Поиск знаний на уроке не должен закончиться, он плавно перетекает в домашнюю работу, иначе усилия урока будут напрасны. Чтобы домашняя работа имела смысл, прежде всего для ученика, в классе обязательно осуществляется контроль следующим образом: выбираются ученики (из сильных учащихся) на четверть, которые выполняют роль «учителя». Проверка домашней работы осуществляется этими учащимися во внеурочное время или на перемене. «Ученик – учитель» заносит в журнал учета следующие записи:
+ – все сделано правильно. + – сделана основная часть домашней работы правильно, работа не доделана. + – работа сделана с ошибками– – работа отсутствует.
В процессе урока учитель проверяет знания у более сильных учеников, которые в последствие, выступают в роли учителя. Каждый «ученик – учитель» работает в паре с учеником, проверяя его знания по алгоритму, предложенном учителем. Оценка домашней работы будет иметь серьезное значение при допуске к зачету. При сдаче зачета учитель имеет право задавать вопросы по любому заданию. Это было второе звено – ДОМАШНЯЯ РАБОТА.
Третье звено в системе ЗАНЯТИЯ ВНЕ УРОКА: консультации по предмету, элективные курсы. В преддверие зачета учащиеся имеют возможность получить консультацию: у ребят всегда есть вопросы по теме зачета, возможность отработать неудовлетворительную оценку, практикум, расширить знания по теме через задания повышенной сложности. Учитель влияет на все три звена в системе, он всегда находится рядом с учеником, умело направляя его деятельность. Итогом всей работы является зачет, он как бы дает оценку работы ученика и учителя. Например, зачетные задания в 10 классе по теме «Непредельные углеводороды »:
«3» – первый уровень – 22-25 баллов.«4» – второй уровень – 26-27 баллов. «5» – третий уровень – 28-29 баллов.
Задание 1: На основе представлений об электронных облаках поясните, каково строение функциональных групп альдегидов и чем оно отличается от строения функциональных групп спиртов, – 4 балла.
Задание 2: По схеме составьте уравнения реакций, укажите условия их протекания и дайте названия продуктам:
CH4 ––> C2H2 ––> C2H4 ––> C2H6 ––> C2H4 ––> C2H5OH ––> CH3–CH2Br ––> C2H6 ––> C2H4 ––> C2H5OH ––> CH3CОН – 5 баллов
Задание 3: Какой объем метана, потребуется, чтобы синтезировать 100 килограмм муравьиной кислоты, если ее выход составляет в массовых долях 0,9 или 90 % (н. у.) – 6 баллов.
Задание 4: Из веществ, формулы которых приведены ниже, выпишите отдельно: а) гомологи б) изомеры. Под формулами дайте названия веществам. 1. СН3–СН2–СОН2. СН3–СН2–СН2–СОН3.СН3–О–СН34. С2Н5ОН5. СН3–СН2–СООН6. СН3–СН2–СН2–СН2–СООН7. СН3–СН2–СН2–СН2–СООН- 5 баллов
Задание 5: Найдите массу серебра, образовавшегося при окислении 42 г пропаналя. – 4 балла.
Задание 6. (ЕГЭ) - Относительная плотность паров альдегида по воздуху равна 1,517. Найти его молекулярную формулу.- 5 баллов
Число зачетных работ по химии (на изучение курса химии в 10-11 классах отведено по четыре урока в неделю) определяю при составлении тематического планирования по предмету. Так в курсе химии 10 класса провожу 5 зачетов по основным темам органической химии. В 1 полугодии: первый зачет по теме « Теория химического строения органических соединений» ; второй зачет по теме «Углеводороды». Во втором полугодии учащиеся сдают 3 зачета- 1. Кислородосодержащие органические соединения 2. Азотосодержащие органические соединения 3. Качественные реакции в органической химии.
В школе, творческой группой « Профиль», разработаны положения о зачетной неделе и зачетной книжке. Зачетная неделя проводится в конце первого полугодия ( 3 неделя декабря) и в конце учебного года ( 2 неделя мая). Деление класса на подгруппы позволяет за один урок выслушать на зачете устные ответы каждого ученика. Ни один традиционный урок не может себе этого позволить. Как правило, на подобных зачетах успешность составляет 100% (зачет считается сданным, если ученик выполнил верно, все предложенные ему задачи обязательного уровня).
Эффективность используемой зачетной системы обучения. Следует отметить, что у обучающихся профильных классов наблюдается наибольший уровень мотивации обучения, стремления в достижении поставленных целей. Анализ учебных достижений школьников по химии с 2009 по 2014 годы показал, что при 100% общей успеваемости качество обучения составляло от 55% до 85 %. Обучающиеся профильных классов ежегодно являются победителями городских олимпиад по химии, победителями и призёрами интеллектуальных игр, проводимых на базе Тобольского индустриального института.
Учащиеся профильного 11А класса Струтинская Е, Иванова О. получили гранты СИБУРа, за высокие результаты по профильным предметам. Санникова Ксения, Кеслер Мария, Зарудный Иван- стипендиаты компании СИБУРа . Стабильно высокие результаты на государственной аттестации позволяют ребятам поступать в ВУЗы не только Тюменской области, но и других областей. – в 2013 году 3 учащихся стали студентами ТГМА, 2 выпускника поступили в ТГУ на химический факультет. В 2014 году 8 выпускников связали дальнейшее свое обучение с ТИИ, с факультетом химической технологии.
Результаты успеваемости и качества знаний профильных классов по годам
Учебный год Класс Общая успеваемость % Качественная успеваемость %
2011-2012 10а 100 35
11а 100 38
2012-2013 10а 100 30
11а 100 55
2013-2014 10а 100 42
11а 100 68
Применение зачетной системы обучения выявила ряд положительных моментов для эффективного достижения положительных результатов обучения:
зачеты позволяют проверить знания при завершении изучения темы;
каждый ученик имеет возможность продемонстрировать результаты усвоения темы в целом, показать, насколько осмысленно и систематично овладел изученным материалом;
зачеты позволяют разносторонне проверить подготовку учащихся по химии;
учитель может вести строгий учет знаний и умений каждого ученика, выявляя пробелы в его подготовке.
Вывод.
Зачетная система повышает мотивацию к обучению и качественную успеваемость.
Дает возможность корректировать знания учащихся, проявлять самостоятельность в выборе творческих индивидуальных заданий, определять уровень знаний учащихся.
Данная методика позволяет подготовить учащихся к обучению в высших учебных заведениях, где в основе оценки знаний лежит зачетная система обучения.
Библиографический список
Берсенева Т.А. Зачетные формы организации контроля знаний старшеклассников. //Химия в школе , 2008. -№6. -с.21-24.
Колобова Е.В. Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся. // Химия в шкое, 1991. №3. - с.25-27.
Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно-методическое пособие для учителей / Под. ред. профессора А.П. Тряпициной. - СПб.: Каро, 2005. - 112 с.
Кульневич, С.В. Современный урок: научно-практическое пособие в 2-х ч. / Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. - Ростов-н/Д.: Учитель, 2005
Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2007. - 158 с.
Сведения об авторах:
Фамилия Вдовина
Имя Анна
Отчество Николаевна
Учёная степень, звание
Место работы (кафедра, учебное заведение) должность
МАОУ СОШ № 17, учитель
Адрес, телефон, электронная почта г. Тобольск, 89630578507 annavdovina16@mail.ru
Тема доклада« Зачетная система обучения как условие успешного усвоения знаний учащимися химико-технологического класса»
Секция Педагогика и методика.