ИНТЕГРАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МБОУДОД «ДДТ № 4» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ИНТЕГРАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МБОУДОД «ДДТ № 4» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Абдуллина О.В.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества № 4», г.Новокузнецк
Дополнительное образование – это ключевое звено в системе образования, т.к. именно в дополнительном учреждении имеются наиболее оптимальные возможности для формирования юного гражданина, его социализации и профессионального самоопределения, развития творческих способностей и приобщение к культурным ценностям.
Сегодня происходит интеграция учреждений общего и дополнительного образования, которая становится одним из механизмов модернизации общего образования за счет использования потенциала дополнительного образования детей.
Интеграция дополнительного и общего образования позволит наиболее полноценно решать такие задачи, как:
духовно-нравственное воспитание и развитие личности учащихся, формирование гражданской и культурной идентичности, подготовки к осознанному выбору к деятельности и будущей профессии, успешной социализации;
развитие современной системы непрерывного образования в условиях информационного общества и инновационной экономики;
обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования, вариативности и адаптивности школьного образования, его соответствия запросам детей, их семей, особенностям специфичных групп учащихся;
реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.
Проанализировав возможности сложившейся в Доме творчества системы дополнительного образования, выявлен большой потенциал учреждения в развитии способностей учащихся. Данной системе свойственна открытость, мобильность, гибкость. Это позволяет ей быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, выбор родителей значимых для них целей образования, обеспечить индивидуальный маршрут обучения каждого ребенка. Также существует социальный заказ на дополнительные образовательные программы, реализуемые педагогами ДДТ № 4. В плане содержания интегрированной модели общего и дополнительного образования особо ценными и актуальными являются программы, направленные на развитие духовно-нравственных качеств личности и приобщающие детей к культуре своего народа.
Вместе с разными учреждениями и организациями Дом творчества создает в социуме пространство взаимодействия, которое обладает большей насыщенностью, чем каждое отдельно взятое учреждение. Более того, в рамках этого пространства создаются условия для разных вариантов развития ребенка в зависимости от его возможностей и интересов.
Формы взаимодействия ДДТ № 4 с ОУ:
Занятия в рамках дополнительных образовательных программ, тематические консультации педагогов по вопросам организации внешкольной деятельности, совместные праздники, социально-значимые акции, экскурсии, волонтерское движение, организация каникулярного отдыха детей и участия в профильных сменах, воспитательные мероприятия: фестивали, конкурсы, смотры, выставки, соревнования, спортивные турниры, массовые досуговые и праздничные программы.
Дом детского творчества, опираясь на практику взаимодействия общего и дополнительного образования, способствует развитию у детей ключевых компетенций современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблемы);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Основные направления деятельности Дома детского творчества по формированию взаимодействия с учреждениями общего образования:
духовно-нравственное воспитание, направленное на формирование активной жизненной позиции, осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей. Формирование у детей и подростков чувства ответственности за свои поступки; уважения и гордости за свою Родину и свой народ;
художественно-эстетическое воспитание, предусматривающее активизацию творческих возможностей детей и способствующее их самореализации среди сверстников.
здоровьесберегающее, направленное на формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни, негативного отношения к вредным привычкам;
профориентационное и трудовое воспитание осуществляется через расширение и закрепление представлений подростков о профессиях; формирование навыков самообслуживания и выполнение трудовых поручений.
Проведя анализ условий реализации ФГОС нами разработана следующая модель интеграции Дома детского творчества и ОУ:
создание нормативно-правовой и программно-методической базы интеграции;
определить с ОУ процессы согласования нормативно-правовых, программно-методических, организационно-содержательных, материально-технических и финансовых условий интеграционной деятельности с учетом специфики деятельности дополнительного образования детей;
мониторинг выполнения требований стандарта;
создание соответствующей материально-технической базы;
возможности дополнительного финансового обеспечения учреждения;
разработка механизма управления интеграционными процессами;
создание портфолио воспитанников;
определение приоритетов интеграционной деятельности;
реорганизация существующих направлений деятельности детского и юношеского творчества.
Также важно создавать условия перехода от результатов обучения и воспитания к комплексным образовательным и социально-педагогическим результатам, от простых технологий занятий к интегрированным технологиям. Педагоги в дополнительном образовании чаще всего определяют интегрированные цели обучения: учебно-воспитательные, учебно-развивающие или образовательные цели, которые являются более сложными интегрированными вариантами объединения целей обучения, воспитания и развития.
Критериями оценки будут являться: стабильно позитивные учебные результаты детей, их творческие достижения, степень освоения ими новых видов деятельности, социальных ролей, уровень творческой активности, динамика личностного развития ребенка, его успешности в деятельности и образовательном процессе и т.д.
Алгоритм взаимодействия ДДТ № 4 с ОУ
Проведя анализ формата взаимодействия ДДТ № 4 с общими образовательными учреждениями, вывели примерный алгоритм:
Педагог, реализующий программу, при поддержке администрации выходит на общеобразовательное учреждение и предлагает услуги по дополнительному образованию детей (работа с замами по УВР, классными руководителями, родителями).
Если данные дополнительные образовательные услуги востребованы, и дети хотят их получать, то, как правило, происходит набор групп в объединение.
ДДТ № 4 заключает договор с ОУ, в котором прописывает программы (или объединения) на которые будут приходить организованные группы детей.
В рамках взаимодействия проводятся занятия по данной дополнительной образовательной программе, тематические консультации педагогов, совместная воспитательная работа (по тем формам, которые предлагает дополнительная образовательная программа – праздничные игровые программы, концерты, викторины, экскурсии, акции, волонтерское движение, учебно-исследовательская деятельность и т.д.). Также могут разрабатываться совместные со школой и классными руководителями планы по воспитательной работе.
Педагог, реализующий дополнительную образовательную программу, принимает участие в родительских классных собраниях, выступает по приглашению школы на малых педагогических советах, круглых столах и др.
В процессе реализации взаимодействия достигаются следующие цели:
духовно-нравственное воспитание и развитие личности учащихся;
подготовка к осознанному выбору профессии и успешная социализация;
обеспечение доступности качественного дополнительного образования;
повышения в целом статуса дополнительного образования.
Литература
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М., Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
URI: http: //www.standart.edu.ru
URI: http: //www.centeroko.ru
URI: http: //www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ФИО (полностью)
Абдуллина Ольга Владимировна
Место работы (полностью)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества № 4», г.Новокузнецк
Должность (полностью)
Заведующая методическим отделом
Ученая степень, ученое звание
Не имею
Победитель, лауреат конкурсов (перечень)
Дипломант XIII специализированной выставки «Образование. Карьера. Занятость» за комплекс учебно-методических материалов из опыта работы объединения «Объектив», представленный на конкурс «Лучший экспонат» (2012г.).
Диплом за 1 место II Международного конкурса детского, юношеского и молодежного творчества «Мой взгляд на мир» в номинации «Инновационные методы и технологии в проведении занятий в фотостудиях и творческих коллективов УДО за методическую разработка цикла занятий «Новогодний карнавал в детском саду» (2011 г.).
Дипломантам XI специализированной выставки-ярмарки «Образование. Карьера. Занятость» за комплекс учебно-методических материалов из опыта работы объединения «Изобразительное искусство» (2009 г.).
Контактные телефоны (рабочий, мобильный)
8 (384-3) 54-63-35, 8-906-987-9107
E-mail
Ddt4_nkz@ mail.ru