Доклад на общешкольном собрании Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности


Общешкольное собрание

Доклад

Подготовила учитель
Панина И.В.

Тема: «Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности»

«Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» (А.С. Макаренко)

Семья и школа – это трудовые коллективы, моральная опора, основа для всестороннего развития личности ребенка, многообразная система отношений с родителями, родными, учителями, одноклассниками. Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы-основы всего этого закладывается в семье и в школе. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливостиПедагоги это хорошо понимают и успешно используют в организации школьного учебно-воспитательного процесса.
Как сделать, чтобы ваши дети не огорчали вас и окружающих людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере, как вы поняли из эпиграфа, это зависит от вас, уважаемые родители.
Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них всё то, чему их учит Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.
(Себастьян Брандт
Немецкий писатель – сатирик, учёный, поэт)

Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Человек может забыть о детских впечатлениях, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки. Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, то нередко в таких семьях воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно- воспитательном процессе, следует считать такие:
неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека;
бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию детей;
авторитаризм либо крайний либерализм, безнаказанность и всепрощенчество;
наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
отсутствие нормального психологического климата в семье;
фанатизм в любых его проявлениях (религиозный и т.д.);
безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);
противоправное поведение взрослых и т.д.
Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) выстраивается система принципов семейного воспитания, которую каждый педагог активно проводит в воспитательной работе с родителями:
- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви, счастья;
- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
- диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;
- личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей.
Эти принципы могут быть расширены, дополнены и пронизаны гуманной идеей о наивысшей ценности ребенка.
Одним из главных и очень важных принципов семейного воспитания является единство действий родителей. Иногда такое единство называют единой линией в воспитании. Единая линия в воспитании – это, другими словами, одинаковая требовательность, единый родительский фронт в подходе к детям. Успех во многом зависит от того, насколько четко такая позиция реализуется всеми взрослыми членами семьи. Единая линия в воспитании должна проводится родителями при организации всех сторон жизни и деятельности детей: и при предъявлении требований к их исполнительности, и при применении мер поощрения и наказания, и во всех других случаях. Отсутствие единых требований в воспитании детей довольно часто приводит их к непослушанию. Всем известны достаточно многочисленные примеры, когда мать скрывает от отца некоторые проделки сына или дочери, но бывает и обратное - отец отменяет распоряжение матери, порой в насмешливой , а иногда и в грубой форме:
«Много понимает твоя мама!» или « Ты же мужчина, чего ты ее слушаешь?»
Справедливо будет отметить, что проведение единой линии наталкивается на целый ряд практических трудностей. Как известно, в любой семье характеры родителей и других взрослых членов семьи неодинаковы. Неодинаково отсюда и их отношение к детям. Разные позиции и разный подход – это и есть несоблюдение единой линии в воспитании. К сожалению, нарушения единой линии почти всегда имеют место. Например, папа за какой-то проступок наказал сына, а мама в присутствии наказанного начинает обвинять папу в неправильных, педагогически не оправданных действиях. Худший вред делу воспитания ребенка нанести, пожалуй, нельзя! Даже если это действительно так, папа поступил педагогически неверно, - ребенок не должен чувствовать расхождения во взглядах и разницы позиций родителей в воспитании. Разногласие родителей в конечном счете способствует формированию у ребенка аморальных качеств: таких, как хитрость, лицемерие, изворотливость, ханжество, приспособленчество. Если дети чувствуют, что единой линии в предъявляемых к ним требованиям не существует, а между родителями нет согласованности в действиях и оценке поступков, то у детей сначала проявляется избирательность в поведении, а позже можно наблюдать потерю авторитета сначала одним родителем, а со временем и другим.
Существенным аспектом этой же самой проблемы является соблюдение и осуществление единой линии требований семьи и школы. Очень важно, чтобы в семье закрепились навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Здесь тоже имеются свои трудности. Одни родители, не понимая важности согласованных и целенаправленных усилий семьи и школы, иногда становятся на путь обвинения учителей в якобы неправильных тех или иных воздействиях на их детей. В присутствии ребенка они осуждают неверные с их точки зрения действия педагогов. Другие вообще не поддерживают контактов со школой и являются туда только по вызову классного руководителя или администрации школы, третьи вовсе обходят школу своим вниманием.
Между тем очень важно, чтобы вся семейная атмосфера, повседневное влияние семьи были направлены на ту же цель, что и воспитание в школе. Единая направленность воспитания в семье и школе, единство предъявляемых требований к ребенку будут способствовать более успешному решению общей задачи формирования достойных граждан нашего общества.
Как же эта единая линия должна решаться родителями в повседневной жизни?
Ответить на это можно словами известного русского педагога, профессора Ефима Ароновича Аркина: « Участие родителей в жизни школы должно проявляться не в формальном присутствии на родительских собраниях, а в постоянном общении, в чистосердечном, искреннем высказывании своих недоумений, в волнующих их вопросах. Они могут быть уверены, что школьные учителя самым внимательным образом прислушаются к их замечаниям, терпеливо разъяснят и рассеют имеющиеся у родителей неправильные взгляды и самым добросовестным образом будут стремиться к решению возникших проблем. У семьи имеется свой жизненный опыт, свои наблюдения, которых нет у школы; у школы есть знания и опыт, которых нет у семьи, и поэтому только совместными усилиями, постоянным сотрудничеством может быть правильно разрешена стоящая перед ними задача: воспитание достойного поколения». Взаимная поддержка семьи и школы оказывает заметное влияние на утверждение и поддержание авторитета и родителей, и учителей, что является одним из обязательных условий эффективности воспитания.Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно успешно осуществляется учебно - воспитательная работа в школе и происходит более правильное воспитание детей в семье.
Необходимо помнить, уважаемые родители, что именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

15