Статья на тему Обобщающее повторение как фактор неформального усвоения изучаемого материала
Обобщающее повторение как фактор неформального усвоения изучаемого материала
Письменная Елена Николаевна
Учитель математики МКОУ СОШ №2
Телефон 8 951 558 48 39
Изучая тему несколько уроков учащиеся, конечно, не всегда могут увидеть взаимосвязь тех понятий, с которыми познакомились на первых уроках с теми, что изучались в конце изучения. Знания формируются у ребенка часто формально, кусочками. При наличии у учащегося пропущенных уроков, тем более никакой системы в знаниях у ученика нет.
Обобщающий урок по теме и подготовка к нему должны решить важные задачи:
1. Привести в систему усвоенные на уроках знания.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях.
3. Выявить степень усвоения материала учащимися.
4. Расширить и углубить знания по изучаемой теме.
5. Вырабатывать умение обобщать различные факты, теоретические моменты по тексту учебника, по лекциям учителя, по дополнительной литературе.
6. Развивать умения находить главное в тексте.
7. Показать прикладную направленность изучаемой темы.
Как же нужно проводить обобщающий урок, чтоб столь важные задачи были решены?
Обозначим основные этапы:
Готовиться к обобщающему уроку нужно с первого урока изучения новой темы.
Необходимо отмечать непосредственно при первом знакомстве с учебным материалом, какие теоретические моменты и практические упражнения являются основными, какие встречаются на итоговой аттестации.
2. Необходимо указать учащимся электронные ресурсы, пособия и литературу, которая поможет в усвоении данной темы.
3. После изучения всего теоретического материала учащимся нужно дать перечень обязательных основных теоретических вопросов и практических упражнений.
В начале обобщающего урока стоит провести в течение 5 минут письменный опрос на отдельных листах по основным упражнениям.
4. Чтобы усвоение учебного материала было неформальным, важно показать детям какое прикладное применение нашел изучаемый материал, определить межпредметные связи изучаемой темы. С этой целью на первых уроках изучения учебной темы нужно дать нескольким учащимся индивидуальное задание составить или найти задачи, которые показывают, где в жизни или в задачах по физике, химии, биологии применяется изучаемый материал. Желательно, чтобы учащиеся подготовили презентации к своему выступлению на обобщающем уроке.
5. Способствует неформальному усвоению материала и подготовка к обобщающему уроку исторических докладов, сообщений о развитии данной темы. Индивидуальные задания по подготовке исторических сообщений учащимся нужно так же дать заранее. На уроке использовать для такого сообщения 3-5 минут.
Учитель дополняет сообщения учащихся, ставит проблемные вопросы, побуждает учащихся делать обобщения и выводы
6. В зависимости от уровня подготовки класса на обобщающем уроке нужно рассмотреть решение заданий повышенной трудности.
7. Для диагностики степени усвоения изученной темы необходимо провести самостоятельную работу. Проверку работы желательно провести сразу же. Это можно сделать при помощи презентации. Можно организовать проверку с помощью взаимоконтроля в парах.
В приложении 1 дается таблица, позволяющая систематизировать знания учащихся по теме «Параллелограмм. Прямоугольник. Трапеция. Ромб». Таблицу можно использовать для групповой работы, для опроса, для работы с учебником.
В целом обобщающие уроки способствуют систематизации учебного материала и ликвидации пробелов в знаниях.
Литература
Я.И.Груденов. Совершенствование методики работы учителя математики.- М., 1990.
Н.Н.Гряда. Обобщающее повторение как фактор преобразования полученных знаний.
- А., 2002.
3. Осип А. А. Некоторые вопросы повторения математики в средней школе. – М.: Учпедгиз, 2000
4. Гришина Т. С. Одна из форм повторения. // Математика в школе. – 2001. – №4.
Систематизация знания учащихся по теме «Параллелограмм. Прямоугольник. Трапеция. Ромб». Приложение 1
Заполните таблицу. При нехватке места делайте сноску и пишите на обратной стороне листа.
Рисунок (линейка, карандаш) Определение Свойства Признаки
ПараллелограмПрямоугольник
Является ли параллелограммом? Ромб
Квадрат
Трапеция
сссСистематизация знания учащихся по теме «Параллелограмм. Прямоугольник. Трапеция. Ромб».
Заполните таблицу. При нехватке места делайте сноску и пишите на обратной стороне листа. (для учителя)
Рисунок (линейка, карандаш) Определение Свойства Признаки
Параллелограм Четырехугольник, у которого
противолежащие стороны параллельны.
AB||CD, AD||BC
Диагонали пересекаются, и точкой пересечения делятся пополам.
АС∩BD=O, AO=OC, BO=OD. Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то это параллелограмм
Если в четырехугольнике противолежащие стороны попарно равны, то это параллелограмм
Противолежащие стороны и углы равны.
AB=CD, AD=BC;
Если в четырехугольнике две противолежащие стороны параллельны и равны, то это параллелограмм.
Прямоугольник
Является ли параллелограммом? да Параллелограмм, у которого все углы прямые.
1.Свойство диагоналей параллелограмма:
АС∩BD=O, AO=OC, BO=OD.
2.Свойство противолежащих сторон и углов: AB=CD, AD=BC;
3. Диагонали равны BD = AC. 1.Если у параллелограмма все углы равны, то он прямоугольник.
2.Если в параллелограмме хотя бы один угол прямой, то он прямоугольник.
3.Если в параллелограмме диагонали равны, то он прямоугольник.
Ромб
да Параллелограмм, у которого все стороны равны.
1.Свойство диагоналей параллелограмма:
АС∩BD=O, AO=OC, BO=OD.
2.Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма
3.Диагонали взаимно перпендикулярны и делят углы пополам. 1.Если в четырехугольнике все стороны равны, то он ромб.
2.Если в параллелограмме диагонали делят его пополам, то он ромб.
3.Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то он ромб.
Квадрат
да Прямоугольник, у которого все стороны равны.
1.Свойство диагоналей параллелограмма:
2.Свойство противолежащих сторон и углов:
3.Диагонали взаимно перпендикулярны и делят углы пополам. 1.Если диагонали четырехугольника пересекаются под прямым углом, то он квадрат.
2.Если в ромбе все углы равны, то он квадрат.
3.Если в ромбе диагонали равны, то он квадрат.
Трапеция
10985518669000 нет это четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны.