Рабочая программа «Освоение русского языка и адаптация детей-инофонов в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующем в условиях Крайнего Севера»



Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 5»
муниципального образования г. Ноябрьск


Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании школьного Заместитель директора Директор МБОУ СОШ №5 методического объединения по УВР____________ _________________
учителей начальных классов Трикоз Т.В. И.А. Рябова
Протокол №1
от « 29» августа 2014 года от «29» августа 2014 года от «30» августа 2014 года
Руководитель методического
объединения: ____________
Гильмуллина Э. М.






Рабочая программа
«Освоение русского языка и адаптация детей-инофонов в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующем в условиях Крайнего Севера»
2 часа в неделю













Составитель:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Гильмуллина Эндже Масновиевна


2014 - 2015 уч. г.
 




Пояснительная записка

Рабочая программа по обучению русскому языку как иностранному составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011), методических рекомендаций по обучению детей мигрантов (Салехард, РИРО, 2014) и авторской программы Л.Д.Митюшиной.
Цель занятий: коррекция общего недоразвития речи у детей с билингвизмом, и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении.
Основные задачи:
- обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;
- формирование навыков словообразования и словоизменения;
- обучение правильному грамматическому оформлению предложений;
- формирование связной речи;
- развитие артикуляционных навыков;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;
- формирование навыков общения на русском языке;
-воспитание терпимости (толерантности) и взаимоуважения в условиях межнационального общения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммутативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций, которые определяют основные содержательные линии занятий.
Данная рабочая программа рассчитана на 270 часов для 1-4 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих наше общеобразовательное учреждение, является большое количество детей – инофонов и детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено происходящей в последнее время активной миграцией населения и особенностями микрорайона школы.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Основные формы проведения занятий
Основной формой организации работы в рамках данной программы является занятие, на котором предполагается использование игровых методик, групповых форм работы, взаимообучения. Для формирования навыков письменной речи наряду с объяснительными диктантами запланировано проведение различных видов работ: орфографических минуток, словарных, зрительных и предупредительных диктантов, письмо по памяти. Программой предусмотрены и виды работ по развитию связной речи и навыков говорения. Разнообразие видов работ способствует мотивации к обучению, предотвращает утомление, способствует развитию орфографической зоркости.
Коллективная форма работы.
Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на занятиях: хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учащимися. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Они помогают создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи. 
Работа в парах.
Помогает исправлять речевые ошибки учащихся путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи. Выработка фонематического слуха достигается и за счёт индивидуальной работы с учащимися.


Дидактические игры.
С помощью наглядных игр, привлекая игрушки, предметы, различный печатный наглядный материал. Словесные игры зачастую строятся без опоры на предметную наглядность. Их цель закрепление уже известной лексики и развитие умственной деятельности, формирование навыков говорения в соответствии с поставленной перед обучающимися игровой задачей.
Словесные игры, являются одним из эффективных средств контроля за процессом формирования устной русской речи обучающих.  Припоминание и воспроизведение слов в словесных дидактических играх осуществляются наряду с решением других мыслительных задач: заменой одного слова синонимичным ему, названием предмета или действующего.
Обучение в группах по изучению русского языка как неродного - безотметочное. По итогам полугодий проводятся проверочные работы с целью определения уровня владения письменной речью. При оценке уровня выполнения этих работ используется шкала: не владеет, слабо владеет, плохо владеет
. В журнал учитель вносит записи «усвоил», «не усвоил».
Занятие по изучению русского языка как иностранного имеет свою специфику: в отличие от других предметов его основная цель связана с формированием коммуникативной компетенции учащихся. В связи с этим можно выделить следующие ключевые черты:
- речевая направленность, т.е. обучение в условиях, адекватных условиям будущей коммуникативной деятельности;
- функциональность;
- ситуативность;
- индивидуализация процесса обучения;
- мотивированность, использование тем, важных для учащихся.

Содержание программы
Программа предназначена данного для формирования у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общения на основе толерантности, диалога культур и уважения к многонациональному поликультурному составу российского общества. Весь курс делится на теоретическую и практическую части.
1-й год обучения (устный курс). Знакомство с общими понятиями: семья, профессия, животные, растения, времена года, птицы, игры, игрушки, посуда, транспорт и т.д.
2-й год обучения. Развитие речи (устный + письменный курс): работа со словом, словосочетанием, предложением (различные виды изложений, диктантов) с опорой на словари, схемы.
3-й -4-й год обучения. Развитие речи (письменный курс): работа над текстом. Построение текста. Типы текстов. Творческие задания.
Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. Развитие устной речи в центре внимания учащихся при обучении, как чтению, так и письму, при сообщении сведений по грамматике, при выполнении упражнений на построение связных текстов.
На каждом уроке дети учатся говорить: задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, разговаривать друг с другом, с учителем , пересказывать содержание прочитанного. Большое внимание уделяется работе над словом, его значением, произношением и правописанием. Много внимания уделяется работе над предложениями, дети учатся строить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения, составлять тексты, диалоги по заданному образцу и самостоятельно на предложенную тему, по картине, на основе наблюдения или по кадрам фильма.
Мы опираемся на сохраняющийся в этом возрасте интерес к игре (у большинства учащихся начальной школы игра продолжает оставаться одной из ведущих видов деятельности), а также – к сказке. Данные методы составляют основу программы, организуя процесс познания ребенком реального мира, отношений между людьми, человеком и природой.
Планируемые результаты освоения курса
1 год обучения

Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства, для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнера высказывания;
задавать вопросы
Ученик получит возможность научиться:
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять перенос на русский язык накопленный опыт использования родного языка в коммуникативной деятельности;
расширять словарный запас.

2 год обучения

Ученик научится:
понимать русский язык как необходимое средство приобщения к культурным и духовным ценностям русского народа, народов России и мира;
адекватно воспринимать речь (высказывание взрослых и сверстников, детских телепередач, аудиозаписей и других форм информационных технологий);
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать свое мнение и позицию.
Ученик получит возможность научиться:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
3 -4 год обучения

Ученик научится:
распознавать основы базовых общенациональных ценностей российского общества, российской гражданской, этнической и культурной идентичности в соответствии с культурными особенностями семьи, российского народа;
с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменные работы, обучающего и контрольного характера, соблюдая известные орфографические и пунктуационные правила;
использовать речь для регуляции своего поведения;
вычленять содержащиеся в русском тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два – три существенных признака.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Тематическое планирование
1-й год обучения
(устный курс)
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов



теория
практика
всего

1
Диагностическая работа
1

1

2
Расскажи мне о себе.
1
1
1

3-4
Мой дом. Члены семьи.
1
1
2

5-6
Профессия членов семьи.
1
1
2

7-8
Город, село. Родной край.
1
1
2

9
Дни недели.
1

1

10-11
Времена года. Осень.
1
1
2

12-13
Игры и игрушки.
1
1
2

14
Домашние животные.
1

1

15
Уход за домашними животными.
1

1

16-17
Птицы.
2

2

18-19
Растения (деревья, цветы).
2

2

20-21
Дикие животные.
2

2

22-23
Лес, поле.
2

2

24-25
Реки, моря.
2

2

26-27
Рыбы.
2

2

28-29
Овощи и фрукты.
2

2

30
Школа, класс.
1

1

31
Режим дня.
1

1

32
В магазине. Что купить?
1

1

33
В буфете, в столовой.
1

1

34-35
Времена года. Зима.
2

2

36
Наши праздники. Новогодняя елка.
1

1

37-38
Праздники русские и национальные.
1
1
2

39-40
Пища, продукты.
1
1
2

41-42
Посуда.
1
1
2

43-44
Игры и игрушки моего народа.
1
1
2

45-46
Транспорт: воздушный, наземный, водный.
1
1
2

47-48
Правила дорожного движения.
1
1
2

49-50
Сказки разных народов. Герои сказок.
1
1
2

51-52
В аптеке, в поликлинике.
1
1
2

53-54
В магазине. Выбор подарков (другу, учителю, родителям).
1
1
2

55-56
Спорт. Виды спорта.
2

2

57
Диагностическая работа
1

1

58-59
Времена года. Весна.
2

2

60-61
За праздничным столом (русские и национальные блюда).
1
1
2

62-63
Сувениры.
2

2

64
Обобщающее занятие
1

1

65
Практические занятия по отработке речевых умений
1
1
1

66
Экскурсия в музейный ресурсный центр





Тематическое планирование
2-й год обучения
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов



теория
практика
всего

1
Диагностическая работа
1

1

2
Как образуются слова?

1


1

3
Слова родственники.

1

1

1

4-5
Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значениях.

1

1

2

6-7
Доброе слово - лечит, а худое – калечит.

1

1

2

8-9
Слова одинаковые, но звучат по-разному (Словарь синонимы).

1

1

2

10-11
Слова противоположные по значению (Словарь антонимов).

1

1

2

12-13
Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями: синонимов, антонимов.

2


2

14
Закрепление изученного. «Поиграем в слова».
1

1

15-17
Составление словариков на предложенные темы (спорт, школа, вежливые слова). Практические занятия.
2
1
3

18
Коллективное составление текста «Ежели, вы, вежливы!»

1
1

19-21
Учимся разговаривать по телефону. Правила общения.
1
2
3

22-24
Учимся писать письма. Письмо другу.
2
1
3

25
Ответы на вопросы с использованием слов для справок.
1

1

26-27
Словарик на тему «Осень».
1
1
2

28
Творческое рассказывание (сочиняем стихи). Игра «Добавлялки».

1
1

29
Редактирование текста «Осень».

1
1

30
Изложение по заданному плану.

1
1

31
Творческая работа «Интервью у осеннего леса».

1
1

32
Составление рассказа на тему «Осенняя пора».

1
1

33
Закрепление изученного. «Поиграем в слова».

1
1

34
Составляем книжку-малышку на тему «Осень» (обобщение по теме).

1
1

35
Проверочная работа по итогам 1 полугодия
1

1

36
Словарь на тему «Зима».
1
1
2

37
Творческое рассказывание (сочиняем стихи). Игра «Добавлялки».

1
1

38
Коллективное составление текста на тему «Снеговик».

1
1

39
Сочиняем сказку про Деда Мороза.

1
1

40
Редактирование текста «Зима».

1
1

41
Творческая работа «Интервью у зимнего леса».

1
1

42
Творческое списывание («Доскажи»).

1
1

43
Закрепление изученного. «Поиграем в слова»

1
1

44
Составляем книжку-малышку на тему «Зима» (обобщение по теме).

1
1

45-46
Незаменимые помощники - словари. Знакомство с толковыми словарями Ожегова, Даля.
1
1
2

47-48
Как правильно работать с толковым словарем.

1
1

49
Свободный диктант.
1

1

50-51
Словарь на тему «Весна».
1
1
2

52-53
Творческое рассказывание (сочиняем стихи). Игра «Добавлялки».

2
2

54
Редактирование текста «Весна».

1
1

55
Изложение по коллективному составленному плану.

1
1

56
Творческая работа «Интервью у весеннего леса».

1
1

57
Зрительный диктант на тему «Весна-красна!».

1
1

58
Как поздравить. Как передать поздравление.

1
1

59
Составление поздравительной открытки для мамы.

1
1

60-61
Закрепление изученного. «Поиграем в слова»
1
1
2

62
Составляем книжку-малышку на тему «Весна» (обобщение по теме).

1
1

63
Диагностическая работа
1

1

64
Письмо по памяти.

1
1

65
Сочинение по заданному плану.

1
1

66-67
Практические упражнения в отработке речевых навыков

1
1

68
Экскурсия в музейный ресурсный центр






Календарно-тематическое планирование
3-й - 4-й годы обучения
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов



теория
практика
всего

1
Диагностическая работа


1

2
Слово, предложение, речь.
1

1

3-5
Тайна слова. Рассказы о словах и их значении.
1
2
3

6-8
Словесные игры и речевые задания.
1
2
3

9-10
Чудесное превращение слов.

2
2

11-12
Игры, формирующие связи слов.

2
2

13-14
Состав слова. Однокоренные слова.

2
2

15-16
Ударение, произношение.

2
2

17
«Подбери нужное слово».

1
1

18-20
Виды предложений. Виды предложения по цели высказывания и по интонации.
3

3

21
Основные единицы речи. Текст. Предложение. Слово.
1

1

22-23
Давайте говорить правильно. Доступно о культуре речи.
2

2

24-26
Текст. Признаки текста. Восстановление деформированного текста.
2
1
3

27-29
Тема текста. Заглавие. Восстановление деформированного текста.
1
2
3

30
Проверочная работа за 1 полугодие


1

31-32
Основная мысль текста. Заглавие текста. Изложение текста по вопросам к каждому предложению.
1
1
2

33-34
Построение текста. Изложение текста по вопросам.
1
1
2

35-36
Роль опорных слов в тексте. Творческое сочинение.
1
1
2

37-38
Типы текстов. Подробное изложение с творческими дополнениями.
1
1
2

39-40
Текст-повествование.
1
1
2

41-42
«Текст-повествование». Подробное изложение с творческими дополнениями.
1
1
2

43
Творческое сочинение «Краски осеннего леса или путешествие осеннего листика».

1
1

44-45
Текст-описание.
1
1
2

46
Творческое сочинение с элементами описания «Первые снежинки».

1
1

47-49
Текст – рассуждение.
2
1
3

50
«Текст-рассуждение». Сочинение по наблюдениям «Разговор кота с сосулькой».

1
1

51
Обобщение. Изложение текста по опорным словам.

1
1

52
Редактирование текста изложения.

1
1

53
Подготовка и проведение мини-спектакля «Путешествие по стране слов».

1
1

54-56
Загадки. Как сочинить загадку.
2
1
3

57-59
Что такое рифма? Подбор рифм. Написание стихотворения по началу.
2
1
3

60
Диагностическая работа

1
1

61
Творческое сочинение «Кем я буду».

1
1

62
Итоговый урок «Чему я научился».

1
1

63-64
Конкурсы и викторины «В мире слов».

1
1

65-67
Практические занятия по отработке речевых умений

3
3

68
Экскурсия в музейный ресурсный центр





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебная литература для учащихся
Л.Д.Митюшина «Русский язык. Устный курс». 1 класс, М.Дрофа, 2012;
Л.Д.Митюшина «Русский язык» 2 класс, ч.1-2, М.Дрофа, 2013;
Л.Д.Митюшина, Е.А.Хамраева «Русский язык» 3 класс, М.Дрофа, 2013.
Учебно-методическая литература для учителя
Л.Д.Митюшина, Е.А.Хамраева Методическое пособие. М.Дрофа, 2013.
В.Ю.Романова, Л.В.Петленко «Начальная школа. Оценка знаний» Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. М.Вентана – Граф, 2013

Материально-техническое обеспечение
мультимедийный проектор;
компьютер с учебным программным обеспечением;
музыкальный центр;
интерактивная доска;
магнитная доска;
сканер, копир;
документ – камера.

Интернет-ресурсы:
Сайт для изучения русского языка «Говоруша. Мир вокруг: живем в России – говорим по – русски» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Все для учителей начальной школы» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт журнала «Начальная школа» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














Еђ Заголовок 115