ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ УЧАЩИХСЯ


ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ УЧАЩИХСЯ
Дроган Ирина Геннадьевна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Черноморская средняя школа № 1»
Муниципального образования Черноморский район Республики Крым (пгт Черноморское)

Аннотация
В статье рассмотрены особенности полиэтнического коллектива учебного заведения как объекта управления и проведен анализ основных направлений деятельности руководителя учебного заведения.
Ключевые слова: руководитель учебного заведения, полиэтнический коллектив.

Abstract. This article features the analysis of specialties of polyethnic collective as a management object and the basic directions of activity of the head of such educational institution.
Key words: the head of an educational institution, polyethnic collective.

В современных условиях усиливаются интеграционные процессы в жизнедеятельности многонационального общества, расширяются межнациональные и международные контакты, происходят активные международные обмены. Сегодня на карте мира практически не осталось моноэтнических и монокультурных государств. Учебные заведения становятся многонациональными. Количество многонациональных коллективов в условиях миграции населения, смешение наций, роста количества городов растет, они становятся массовым явлением. Многонациональный, поликультурный состав учащихся влияет на организацию системы образования, на отношения между участниками учебно-воспитательного процесса, поэтому руководители учебных заведений должны знать об особенностях своей деятельности в условиях полиэтнического состава учащихся.
Проблеме межнациональных отношений и межнационального общения посвящено значительное количество философской, социологической и психолого-педагогической литературы. Философский аспект данной проблемы исследовали Бердяев, Л. М. Гумилев, Ж. В. Ильенков, М. С. Каган, Н. А. Лосский, В. С. Соловьев, Г. Г. Шпет и др. Этносоциологический аспект исследуемой проблемы представлен в работах Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижева, А. Г. Здравомыслова, А. А. Соколова и др. Общетеоретические основы национальных и межнациональных отношений рассмотрены в исследованиях Р. Г. Абдулатипова, Ф. С. Бабейко, Ю. В. Бромлея, З. Т. Гасанова, М. С. Джунсова, Л. М. Дробижева, Р. Г. Подольного, И. И. Серовой и др. Проблеме формирования национального самосознания посвящены труды А. В. Иванова, С. М. Кириченко, Л. П. Прокошенкова и др. В научной литературе рассматриваются: проблема воспитания этнокультурной толерантности (И. М. Афанасьев, Т. Н. Петрова, З. Ф. Мубинова, Т. С. Таюрская и др.), диалог культур в поликультурном образовательном пространстве, в образовании и воспитании (А. Бондаревская, Н. В. Бордовских, Н. М. Воскресенская, А. В. Гукаленко, Я. Г. Гулецкий, А. Н. Джуринский, Н. Н. Кифоренко, А. А. Реан), в мультикультурний образовании (Г. В. Палаткин), в многокультурной образовании (Г. Д. Дмитриев), в интернациональном воспитании (А. М. Джуринский, А. И. Кузьминский, В. Л. Омельяненко), в национальном воспитании (В. В. Бойченко); диалог культур в этнопедагогике и этнопсихологии (Г. Н. Волков, В. С. Кукушин, И. Данилюк, А. М. Бандурка,
В. А. Друзь, П. И. Гнатенко и др.). Заметим, что сегодня отсутствуют специальные исследования, которые рассматривают деятельность менеджера образования в поликультурной образовательной среде.
Цель статьи заключается в определении особых черт полиэтнического коллектива учебного заведения как объекта управления и анализе основных направлений деятельности руководителя учебного заведения.
В Республике Крым большинство коллективов учебных заведений по составу являются многонациональными, полиэтническими. В школах Крыма совместно учатся дети русских, украинских, молдаван, евреев, греков, армян, болгар, гагаузов, немцев и других народов. Для таких коллективов характерна активность межэтнического общения, обусловленная формированием их по территориальному признаку, комплектованием из национальностей, которые традиционно проживают в конкретных районах и привыкли постоянно контактировать и уважать традиции, привычки, нормы поведения друг друга. В то же время сфера подобных межнациональных отношений в регионе находится в постоянном развитии и способна в большей или меньшей степени трансформироваться в зависимости от обстоятельств.
Многонациональные коллективы отличаются от мононациональных групп своей социальной организацией. В контексте исследования представляют интерес мотивы консолидации людей внутри объединений по национальному признаку – национальной принадлежностью, культурной спецификой, своеобразием языка, обычаев, традиций. Все это должно быть предметом внимания и заботы, должно фиксироваться в интересах эффективности воспитательных усилий. Знание специфики проявления национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей облегчает деятельность педагогов. Как показывают исследования, в многонациональных ученических коллективах иногда возникают конфликты на национальной почве, проявление элементов «неосознанного» шовинизма, пренебрежения к ученикам другой национальности. Причиной обычно бывают недостатки семейного воспитания, негативное влияние современной социальной среды, средств массовой информации и т.д. Эти явления, как правило, развиваются в условиях отсутствия специальной воспитательной работы по их предупреждению и влияния «чувства толпы».
Межэтнические конфликты происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее болезненные и эмоционально наполненные конфликты возникают в результате ограничения ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества, но более ярко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов. Большинство особенностей в этнических конфликтах имеет социокультурный характер, например, разногласия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения. Этническая группа или отдельный представитель этноса может чувствовать себя дискриминированными по духовным показателям (угнетают религию, ограничивают возможности использования языка, не уважают обычаи и традиции), с большой вероятностью может стать причиной конфликта. Иногда ученики плохо владеют языком, на котором ведется преподавание в школе, что затрудняет возможность общения со сверстниками, препятствует взаимодействию с другими членами многонационального коллектива, социализации. Такие дети могут иметь низкую самооценку и чувствовать национальную неполноценность.
Руководители многонациональных коллективов, педагоги должны делать все от них зависящее, чтобы их работа по формированию культуры межнационального общения была хорошо продуманная, тщательно спланированная, последовательная на всех этапах. Основной составляющей этой деятельности является изучение национально-психологических ценностей различных этнических общностей. Педагогам необходимо предварительно ознакомиться с обычаями и традициями народов, представители которых учатся в коллективе. Хорошо, если у вас есть опыт общения, тогда они приходят в многонациональный коллектив уже с определенными представлениями о формах общения своих учеников, их возможные реакции на те или иные воспитательные меры, а также о способах стимулирования их социально ориентированной деятельности. Педагог в общении с ними может систематизировать свои наблюдения.
Руководителю учебного заведения важно постоянно анализировать сложные ситуации в межнациональных отношениях, проводить работу по изучению национально-психологических особенностей детей, способствуя созданию дружеских отношений в коллективе. Необходимо помнить, что изучение психологии представителей разных национальностей должно быть процессом непрерывным, постоянно совершенствоваться и углубляться. Это очень кропотливая работа, но без нее не может быть успеха при осуществлении педагогического воздействия на представителей этнических общностей. Незнание национально-психологических особенностей членов коллектива ведет к межнациональным нестыковкам, и тогда начинает действовать фактор, который называют взаимной отчужденностью. Последствия его опасные – это обострение морально-психологических отношений, отсутствие взаимопонимания пол совместной деятельности.
Очевидно, что руководитель учебного заведения и учителя должны иметь высокую культуру межнационального общения, чувства такта, деликатности в отношениях с представителями различных этносов. Чтобы осуществлять на них воспитательное воздействие, необходимо быть знакомым с национально-психологическими ценностями. Учет национально-психологических ценностей предполагает особое построение воспитательной работы в коллективе, особую конструкцию воспитательных дел, которые могут способствовать или, наоборот, препятствовать адаптации представителей той или иной нации с требованиями со стороны педагога.
Таким образом, можно выделить черты полиэтнического коллектива учебного заведения как объекта управления: активность межэтнического общения и его постоянное развитие, вызываемое необходимостью межкультурного диалога; потенциальное наличие межэтнических конфликтов; наличие определенных трудностей в общении членов коллектива и обучении (языковой барьер и культурный барьер); особенности социальной организации: консолидация людей по национальной принадлежности; возможность расширения практики общения с представителями других этносов и культур. Как видим, эти особенности могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Многонациональный состав учащихся в учебном заведении накладывает отпечаток на все компоненты педагогической системы. Руководитель должен видеть и осознавать специфику существующей педагогической системы.
Перед руководителем учебного заведения с полиэтническим составом учащихся возникает, прежде всего, задача по выявлению оптимальных путей функционирования многонационального учебного заведения с целью удовлетворения образовательных потребностей учащихся. Подобная стратегия означает эффективное воспитание и обучение, при котором ученики получают знания о людях, событиях, идеалы, готовятся жить в свободном, плюралистическом обществе. Политика многонациональных учебных заведений должна быть направлена на воспитание основ межкультурного общения среди учащихся. Необходимо учитывать период адаптации учащихся в условиях полиэтнического учебного заведения, языковой барьер, взаимодействие культурных традиций, развивать способность учащихся жить, общаться и развиваться в условиях мультикультурализма. Без решения этих проблем ученик не сможет иметь одинаковые возможности для дальнейшего личностного и профессионального развития, построения карьеры.
Важным направлением в деятельности руководителя учебного заведения с полиэтническим составом учащихся является работа по предупреждению межэтнических конфликтов в учебном заведении. Она заключается в создании социально-психологического климата, какой будет благоприятным для развития понимания, уважения и принятия культуры разных народов, представители которых учатся в учебном заведении. В работе по развитию межэтнического и межкультурного диалога в учебном заведении существует ряд трудностей объективного характера, в частности объективное противоречие при сочетании национального и патриотического воспитания с поликультурным воспитанием. Для эффективной организации работы руководителя в полиэтническом коллективе необходимо учитывать проведения соответствующих мероприятий при планировании, организации, контроле и анализе учебно-воспитательной работы в учебном заведении.
Миссии учебного заведения – развивать способность обучающихся жить, общаться и развиваться в условиях мультикультурализма.
Литература
1. Вяткин Б. А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б. А. Вяткин, В. Ю. Хотинец // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. – № 5.
2. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме / В. С. Кукушкин. – Ростов-на-Дону: ГинГо, 2002. –401с.
3. Сажин Д. В. Поликультурализм: теория и образовательная практика: спецкурс по культурологии для образоват. учреждений сферы высш. и сред. спец. образования и системы повыш. квалификации специалистов / Д.В. Сажин. – С-Пб.: ИОВ РАО, 2001. – 82 с.








13PAGE 15






Заголовок 1 Заголовок 215