Программа: «Православная культура», Хоровая студия «Свеча»
Семенец Елена Анатольевна
Программа: «Православная культура», Хоровая студия «Свеча»
Количество часов: 4
Пояснительная записка.
Если представить в целом наиболее заметные явления в отечественном образовании второй половины ХХ века, то можно констатировать следующее. Очевиден количественный рост: увеличение числа самого разного рода учебных заведений для учащихся; расширение границ обучения; демократизация системы образования, сделавшая получение образования доступным на любой ее ступени и любому человеку, если у него есть к тому способности.
В то же время фактически не произошло глобальных изменений в качестве образования; эксперименты, даже самые обеспеченные, так и остались локальными экспериментами; повсеместное усложнение содержания образования привело к перегрузкам для учеников и учителей. К разрушению прежде существующей системы, достаточно совершенной, с педагогической точки зрения. Что же касается воспитания, то его ухудшение признается всеми, и особенно заметно ухудшение нравственного воспитания.
Уясняя сущность православной культуры и феноменологию этого явления, следует учитывать прежде всего то, что именно православие является историеобразующей, культурообразующей и смыслообразующей религией для России.
За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал, лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять.
Православная культура - это литература, включая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, заданные храмом Святой Софии в Константинополе, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство: богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, традиции которого живы до сих пор.
Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно-моральной, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость изучения ее в наш прагматический век.
Познакомить подрастающее поколение с многообразным миром православия и значением православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс православной культуры.
Курс православной культуры вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее развитии, религиозной жизни и проявленииправославной духовности в важнейших сферах жизнедеятельности: труде,нравственности, познании, искусстве. При этом крайне важно сохранить это органическое единство знаний о православии, не ограничивая только отдельными его сторонами, будь то сведения о музыке или иконописи, литературе или архитектуре, ибо в противном случае в тени остается сам смысл и содержание художественных творений, т.е. здесь вполне уместны слова К.Д. Ушинского: «Как часто мы встречали безумные усилия завалить эти живительные родники, встречали рядом с удивлением к произведениям, которые из них произошли».
Цели программы:
-Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры.
-На основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примере конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства, помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких нравственных ценностей «православного христианства».
-Сформировать у детей позицию неприятия цинизма, рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустелых душах потерявших веру людей.
-Дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православия, на основе веры, надежды, любви;
-Научить быть отзывчивыми к сверстникам, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты
Задачи программы:
-дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях;
познакомить с историей Ветхого и Нового Завета, развитием христианских, главных мировых религий, раскрыть несовместимость тоталитарных сект с религией;
-изучить историю Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам подвига благочестия, воспитывать любовь и уважение к Родине: ее народу, святыням;
-дать знания о Православной Церкви и православном храме, раскрыть содержательный смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующих значение. Способствовать активному освоению детьми православного искусства;
-ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную, органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
-способствовать формированию жизнеутверждающего мировоззрения, устойчивой нравственной жизненной позиции, укреплению семейных духовно-нравственных ценностей, доброжелательному (а не просто терпимому) отношению к носителям различных верований и культур (в том числе и к носителям православной веры и культуры), благоговейному отношению к родителям, жизни, окружающей природе, состраданию к нуждающимся в помощи и невосприимчивости ко злу, насилию и всякому унижению достоинства человека.
Компетентности программы:
Программа направлена на формирование следующих
компетентностей:
-Компетентность здоровьесбежения, как основы бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является
осознание важности сбережения собственного здоровья.
-Компетентность социального взаимодействия как способность взаимопонимания, безконфликтности.
-Компетентность общения.
-Компетентность коммуникативных связей
Прогнозируемый результат
Главное, принципиальное отличие православной культуры от религиозного состоит в том, что православная культура есть знание, тогда как религиозно православное воспитание предполагает воспитание веры. Знание и вера вот принципиальный раздел между православной культурой и православным воспитанием, между православной культурой и православной религией.
Изучая историю Русской Православной Церкви и рассматривая ее роль в жизни России, у детей должен формироваться интерес к истории православия, к образцам подвига благочестия, на которых воспитывается любовь и уважение к Родине: ее народу, святыням;
Получая знания о Православной Церкви и православном храме, раскрывая содержательный смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы, дети должны понять их смысловое и системообразующиее значение, способствующее активному освоению детьми православного искусства.
Можно надеяться, что изучение православной культуры будет способствовать формированию жизнеутверждающего мировоззрения, устойчивой нравственной жизненной позиции, укреплению семейных духовно-нравственных ценностей, доброжелательному (а не просто терпимому) отношению к носителям различных верований и культур (в том числе и к носителям православной веры и культуры), благоговейному отношению к родителям, жизни, окружающей природе, состраданию к нуждающимся в помощи и невосприимчивости ко злу, насилию и всякому унижению достоинства человека, таким образом, благотворно повлияет на духовно-нравственное развитие учащихся.
Тематическое планирование
№
Название темы
Кол-во часов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Сотворение мира и человека Церковь и храм . Праздник Рождества Богородицы о празднике Воздвижения Креста Господня Призвание Авраама Праздник Покров Пресвятой Богородицы Моисей. Выход из Египта Самсон. Давид и Голиаф. Вавилонское пленение Праздник Казанской иконы Божией Матери Происхождение икон Церковная музыка, пение Колокола и колокольный звон Праздник Архистратига Михаила Кто такие Ангелы. Жизнь евреев после возвращения из плена Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Храм и его устройство Праздник святителя Николая Чудотворца Рождество Иисуса Христа Рождественские песнопения Колядки Тропарь Рождеству Подготовка к Новому году и Рождеству Праздник Рождества Христова Праздник Преподобного Серафима Саровского Праздник Крещения Господня. Понятие о церковной службе
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 1 2 2 1 2 1
29 Дети в храме(Экскурсия) 2 30 Праздник Сретения Господня. 2 31 Проповедь на горе Фавор 1 32 Основные правила христианской 1
33 Притча о блудном сыне 1 34 Масленица 2 35 Прощеное Воскресенье 2 36 Начало Великого поста 1 37 Отношение ребенка к природе и 1
всему живому
38 Примеры из жизни святых. 1
Немилосердный должник.
Милосердный самарянин.
39 Воскрешение Лазаря. 1
40 Праздник Входа Господня в Иерусалим. Празднование события Православной
Церковью, народные традиции.
41 Подготовка к празднованию Пасхи 2 42 Празднование Воскресения Христова 2 53 Русская Православная Церковь, 1
Начало истории.
Великий князь Вл а д и м и р .
44 Праздник Вознесения Господня. 2 45 Подготовка к празднику Святой Троицы. 2 Рассказ об истории праздника. Церковное
празднование.Народные традиции
46 Праздник Святой Троицы. 2
Пятидесятница.
47 День Святого Духа 2 48 Рождество Иоанна Крестителя 1 49 Преподобный Серафим Саровский. 1
Пророк Илия.
50
Праздник ПреображенияГосподня
1
51
Успение Пресвятой Богородицы
1
Итого
70
Второй год обучении
№
Кол-во часов
Название раздела
Название темы
1
2
Истоки православной культуры
Введение. О культуре. Византия и Русь.
2
2
Начало славянской письменности
3
2
Память и слава Кирилла и Мефодия в России
4
2
Начало русской литературы (4 ч
«Сказание о первоначальном распространении хри-стианства на Руси» как первое произведение русской литературы.
5
2
Преподобный Нестор Летописец отец русской истории.
6
2
«Слово о Законе и Благодати» жемчужина русской литературы.
7
2
Русская Библия
Остромирово Евангелие
8
2
Киевская и Новгородская Псалтири
9
2
Геннадиевская Библия
10
2
Храм
Храмы на Руси
11
2
Храм Покрова на Нерли вершина древнерусского зодчества.
12
2
Храм Христа Спасителя
13
2
. Икона
Что такое икона
14
2
Владимирская икона Божией Матери
15
2
«Троица» преподобного Андрея Рублева
16
2
«Открытие» древнерусской иконы в ХХ веке
17
2
.Церковнопевческое искусство
Древние русские распевы
18
2
Церковное творчество великих русских компози-торов.
19
2
Греческие песнопения
20
2
. Колокола
Благовест и трезвон.
21
2
Царь-колокол.
22
2
Ростовские звоны.
23
2
Русская святость и
Русская святость
24
2
духовность
Преподобный Серафим Саровский
25
2
Преподобный Сергий Радонежский
26
2
Простые святые земли русской
27
2
Духовность и современность
28
2
Обиходные песнопения
Н Отче наша
29
2
«Богородице Дево»
30
2
Традициях обряд
Для чего или для кого служится литургия
31
2
Порядок и смысл литургии
32
2
Православные праздники Заключение
Пасха
33
2
34
2
Сретение
35
2
Культурно-исторические судьбы России
70
Итого
Всего 70 часов по 2 часа в неделю
Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Основные религиозные понятия и представления Бог. Его существование. Творение мира и человека.
Раздел 11. История Ветхого и Нового Завета
Ветхий завет. Изгнание из рая, непослушание и грех в жизни людей. Потоп. Призвание Авраама. Исаак и его дети. История Иосифа.
Моисей, исход из Египта, земля обетованная. Самсон. Давид и Голиаф. Царь Соломон. Вавилонское пленение, пророк Даниил, Новый завет. Рождество и Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христа. Детство Иисуса Христа. Крещение Господне. Нагорная проповедь. Чудесное насыщение.
Благословение детей. Иисус Христос на море. Притча о блудный сын. Исцеление десяти прокаженных. Закхей. Иисус Христос в доме Марии и Марфы. П о немилосердном должнике. Притча о милосердном самарянине. Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим. Прощальная беседа с учениками (Тайная Вечеря). Предательство Иуды. Распятие и смерть Иисуса Христа. Воскресение Христово. Вознесение Господне. Рассказы о деяниях апостолов. Проповедь апостола Петра обращение нескольких тысяч человек. Архидиакон Стефан, его мученическая смерть. Гонитель Савл и его обращение.
Раздел Ш. История православия в России
Историю русского православия желательно представить в рассказах, доступных пониманию детей этого возраста, на примере чудесных деяний великих святых рус земли: кн. Владимира, Феодосия Печерского, Александра Невского, Дмитрия Доне Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского и др.
Раздел IV. Церковь и храм. Искусство.
Церковь. Храм. Зачем люди ходят в церковь. Молитва. Устройство храма.
Иконостас. Иконы. Происхождение икон. Различие икон.
Богородичные иконы.
Церковная музыка. Пение. Колокола и колокольный звон. Священник. Понятие о церковной службе. Помощники священника: диакон, псаломщик. Дети в храме.
Раздел V. Православная этика
Отношение ребенка к родным. Отношение ребенка к воспитателям.
Отношение к сверстникам. Отношение ребенка к природе и всему живому. Требования Православной Церкви к поведению ребенка. Беседы о поведении ребенка н евангельских притч и примеров из жизни святых.
Раздел Vl. Главные православные праздники и события.
Рождество Богородицы - 21 сентября. Воздвижение Креста Господня - 27 сент. Покров Пресвятой Богородицы 14 октября. Праздник Казанской иконы Бон 4 ноября. Собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил - 21 ноября,Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря. День памяти святитель Никола Чудотворца -19 декабря. Рождество Христово - 7 января. Память преподо( Серафима Саровского - 15 января. Крещение Господне 19 января. Сретение Господне - 15 февраля.
Прошеное Воскресенье переходящий праздник. В пост. Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля. Вход Господень (Вербное воскресенье) - переходящий праздник. Воскресение Христово (Пасха). Вознесение Господне -. День Троицы, Пятидесятница День памяти Преподобного Сергия Радонежского - 18 июля ~ Преподобный Серафима Саровского 1 августа, пророка Илии 2 августа.
Преображение Господне - 19 августа. Успение Пресвятой Богородицы-28 августа.
Содержание программы второго года обучении
Тема 1. Истоки православной культуры России (3 ч.)
Введение. Византия и Русь.
Взаимоотношения Византии и Древней Руси. Политические и экономические связи двух государств. Летописные свидетельства о важнейших факторах, способствовавших установлению культурных связей между Византией и Древнерусским государством. Принятие Русью православия. Россия как преемница православной культуры Византии. Церковно-административные связи Византии и Древней Руси. Православное богослужение в Византии и на Руси. Храмостроительства: София Константинопольская и древнерусские Софийские соборы. Строительство монастырей, школ на Руси. Византийская икона и иконопись Древней Руси. Византийские святыни на Руси. Деятельность выдающихся греков-мастеров (строителей церквей, иконописцев), деятелей науки, педагогов, писателей. Развитие византологии в России во второй половине XIX в. Интерес к византийской культуре в России в современную эпоху.
Начало славянской письменности
Источники, содержащие сведения о начале славянской письменности. Просветительная деятельность первоучителей славян святых Кирилла и Мефодия. Из жизнеописания солунских братьев Константина-Кирилла и Мефодия ("Жития Кирилла и Мефодия".М., 1986). Посольство Константина в Моравию в 863 году. Составление Константином Философом славянской азбуки и создание святыми братьями инструментария славянской письменности. Переводческая деятельность просветителей славян. Истоки письменности и православной культуры на Руси. "Азбучная молитва" одно из самых ранних славянских стихотворений. Значение просветительного подвига святых Кирилла и Мефодия. "Повесть временных лет" о рождении славянской письмешюсти и ее создателях."Сказание о письменах" черноризца Храбра важнейший источникик по истории создания славянской письменности. Кирилло-мефодиевская культурная традиция и ее значение для современной культуры России. М.В. Ломоносов о пользе чтения церковнославянских книг (Ломоносов МВ. "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке"). Д.С. Лихачев о церковнославянском языке как языке молитвы и богослужения (Лихачев Д.С. "Русский язык в богослужении и богословской мысли"). Современные лингвисты о роли церковнославянского языка в развитии русского языка и русской словесности. (Лапин.Л.Г. "Церковнославянский язык и русская словесность").
Память и слава Кирилла и Мефодия в России
Почитание просветителей славянских народов в России в Х!Х вске. Юбилейные даты, связанные со святыми Кириллом и Мефодием в России в XIX веке. 1862 г. 1000-лстие начала правления династии Рюриковичей. Открытие в Великом Новгороде памятника 'Тысячелетие России". 1869 г. 1000-летио со дня кончины святого Константина-Кирилла. 1885г - 1000-летие со дня кончины святого Мефодия. Гимн святым Кириллу и Мефодию. Установление 11 мая (24 мая по новому стиле) общецсрковной памяти святых Кирилла и Мефодия. И 24 мая День славянской письменности и культуры в России. "Праздник букв" в
Болгарии. Празднование Дня IIамяти Кирилла и Мефодия в учебных заведениях дореволюционной России, Почитание первоучителей словенских в России (после peволюции. Начало празднования в конце ХХ столетия Дня славянской письменности и культуры в отделы(ых регионах страны. Установление с 1992 г. в России Дня памяти святых Кирилла и Мефодия как общегосударственного праздника. Создание в Москне памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию (1992I .).
Тема 2. Начало русской литературы (4ч.)
"Сказание о первоначальном распространии христианства на Руси " как первое произведение русской литературы,
"Повесть временных лет" (ок. 1112-1113г.)и истоки древнерусского летописания. Известные списки "Повести временных лет" (ПВЛ). Лаврентьевская летопись (1377 г.) самый древний из дошедших до нас списков ПВЛ. История издания ПВЛ в России. ПВЛ и русская литература. Поэма А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". "Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси" как одно из первых произведений русской литературы. Источниковедчсская реконструкция академиком Д.Г. Лихачевым на основе ПВЛ этого "Сказания". Состав повествований "Сказания". Д.С. Лихачев об авторство "Сказании". Текст "Сказаний". Православное просвещение Русской земли и великая российская княгиня Ольга. Академик М.Н. Тихомиров о выдающейся роли княгини Ольги в православном просвещении Руси (исторический очерк "Ольга". 1941).
"Слово о Законе и Благодати " жемчужина русской литературы.
"Слово о Законе и Благодати" богословско-философское произведение. Свидетельства летописей о среде, в которой появилось "Слово". Д.С. Лихачев о жанровом своеобразии "Слова" и главных его темах. "Слово о Законе и Благодати" как высочайший образец ораторского искусства. Предположения ученых об авторской принадлежности проповеди. История "Слова". "Слово о Законе и Благодати" как церковно-исторический источник. Патриотическая направленность "Слова". Похвала великому князю Владимиру."Слово о Законе и Благодати" как жемчужина церковного богословия. Суть богословского содержания проповеди. Символический параллелизм "Слова". Влияние "Слова о Законе и Благодати" нарусскую литературу.
Тема 3. Русская Библия (3 ч.)
Остромирово Евангелие
Остромирово Евангелие (1057 г.) древнейшая русская датированная книга. История ее создания. Судьба этой ценнейшей рукописной книги: древнее свидетельство о местонахождении рукописи; свидетельства XVIII в.; известие о книге в XIX в. Передача на хранение в Императорскую Публичную библиотеку. История книги в ХХ в.
Место Остромирова Евангелия в отечественной культуре. Значение Остромирова Евангелия для российской историко-филологической науки. Использование Остромирова Евангелия как церковно-исторического источника ("История государства Российского Н.М. Карамзина"). Изучение Остромирова Евангелия как памятника церковнославянского языка (исследования А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева и др.). Изучение Остромирова Евангелия как выдающегося образца древнерусского книжного искусства (исследования В.В. Стасова, Н.П. Полевого, Н.Н. Розова). Исследования Остромирова Евангелия в ХХ в. Возникновение лингвотекстологии и деятельность Л.П. Жуковской по изучению рукописных Евангелий в России. История издания Остромирова Евангелия в России. Место Евангелия в отечественной и мировой культуре. Евангелие как первая книга в круге чтения на Руси. (Лощиц Ю. "Наша первая книга"). Евангелие и традиции русской книжности. Евангелие и искусство книги.
Киевская и Новгородская псалтири
Значение Псалтири в православной культуре. Киевская Псалтирь (1397 г.) высочайший образец древнерусской книжной культуры. История создания книги. Ее судьба. Издание Киевской Псалтири. Псалтирь как сборник священных песнопений. Псалтирь в православном богослужении. Псалтирь в древнерусской письменности. "Поучение" Владимира Мономаха. История написания "Поучения". Содержание "Поучения" и Псалтирь. Псалтирь и русская словесность. Псалтирь первая учебная книга на Руси. Рекомендации учебной Псалтири по обучению грамоте. Новгородская Псалтирь начала XI
· уникальная находка, сделанная в 2000 году. История этой находки. Описание найденной рукописной книги. Ее атрибуция. Исследования уникального манускрипта. Новгородская Псалтирь как палимпсест.
Геннадиевская Библия
Гeннадиeвская Библия (1499) первый в России полный рукописный свод книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на славянском языке. 500-летний юбилей со времени написания 1'еннадиевской Библии (1999 г.). История создания свода. Геннадиевская Библия образсц книжного искусства своего времени. Книговедческая характеристика Геннадиевской Библии. Значение подготовки первого библейского cuouR для культуры Древнерусского государства. История перевода и переписи отдельных Библейских книг на Руси до XV в. Появление переводов Библии и создание Библейских сводов в других странах. Геш1адиевская Библия и проект издания издательским отделом Московской 1)патриархата "Русской Библии". Характеристика издания. Исслсдованис Геннадиевской Библии в России. Издание Библии в России и за рубежом в Х I Х-ХХ вв.
Тема 4. Храм (4ч.)
Храмы на Руси
Первые православные храмы на Руси. Десятинная церковь. София Киевская и София Новгородская как выдающиеся памятники церковного зодчества Древней Руси. Роль православных храмов на Руси. Храм как средоточие церковно-общественной жизни. Храм и православное пониманиесоборности. Храмы-памятники на Руси. Знаменитые русские храмы слава России. Принципы храмовой архитектуры и украшения храмов на Руси. Основные виды и стили храмового зодчества на Руси. Этапы развития храмоздания иа Руси. Символика православного храма. (Очерк "Храмовзя архитектура Дрсвней Руси").
Храм Покрова на Нерли веришна древнерусского зодчества
Великий русский храмоздатсль святой князь Андрей Боголюбский и церковное зодчество Владимиро-Суздальской земли в Х11 в. Успенский собор во Владимире, история его создания. Храм Покрова на Нерли (1166) величайший памятник мирового искусства. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси. Происхождсние праздника. История создания храма Покрова на Нерли'. Величие и красота церкви Покрова на Перли.
Храмы Христа Спасителя
Храмы на Руси, воздвигаемые в память о "воинаx, на поле брани живот свой положивших и от paн скончавшихся". Храм Христа Спасителя знаменитый храм-памятник в России. Победа России в войне с армией Наполеона и Храм Христа Спасителя как благодарственная песнь России за эту победу. Увертюра П.И. Чайковского "1812 год". Гимн в честь спасения России композитора священника Василия Зиновьева "С нами Бог". История создания Храма Христа Спасителя. Манифест и оператора Александра I. Освящение Храма в 1883 г. Особенности архитектурного стиля, убранства и стеновой росписи Храма. Участие в строительстве и укрепленииии Храма известных мастеров России (скульптора П.К. Клодта, художников А. Л. Иванова, К.Е. Маковского, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, И.Il Крамского). Храм Христа Спасителя в годы первой мировой войны. Важнейшие события церковно-общественной жизни России начала ХХ века, связанные с Храмом Христа Спасителя. Разрушение Храма-памятника (6 декабря 1931 г.). История воссоздания Храма в конце ХХ в. Торжественное освящение Храма Христа Спасителя (19 августа 3000 r.). Хроника основных событий по восстановлению Храма Христа Спасителя. Историко-культурное значение возрождения Храма Хрис та Спасителя.
Тема 5. Икона (5ч.)
Что такое икона
Икона святой образ. Этимология слов "икона", "иконостас", "иконография". Отличие иконы от картины. Изобразительные законы и художественные средства иконописного искусства. Типы икон. Иконографические сюжеты. Князь Е.Н. Трубецкой об основных этапах развития иконописного искусства на Руси, о величайших святынях Земли Русской, о литургическом синтезе церковного искусства (очерк "Россия в ее иконах"). Преподобный Алимпий (ок. 1114) первый из известных по имени иконописцев на Руси. Великие русские иконописцы: Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков. Процесс создания древними мастерами икон. Монахиня Иулиания (Соколова) об иконе как святыне, об иконопи-сании как искусстве традиции и о труде иконописца как церковном творчестве, его содержании и приемах ("Наставление к начинающему иконописцу"). Многочтимые иконы на Руси.
Владимирская икона Божией Матери
Почитание Богоматери на Руси. Русские церковные праздники в честь Богоматери. Иконы Пресвятой Богородицы. Их типы и разновидности.. История написания иконы.. Церковные праздники в честь Владимирской иконы Божией Матери. Известнейшие списки с иконы. Боголюбская икона Божией Матери. История ее написания. Свидетельства "Сказаний о чудесах Владимирской иконы Богородицы". Донская икона Божией Матери. Историяее написания. Икона Божией Матери с изображением "Древа государства Российского" Симона Ушакова. Ее исторический смысл. Судьба Владимирской иконы Божией Матери в ХХ в. Реставрация иконы Г.И. Чириковым, передача на хранение в Государственный Исторический музей (1918-1930 г.). Государственная Третьяковская галерея (с 1930 г.). Судьба иконы в годы Великой Отечественной войны. Возвращение великой святыни в храм 15 декабря 1999 г. Церковь Святителя Николая в Толмачах (при Третьяковской галерее) нынешнее местопребывание иконы.
"Троииа " преподобного Андрея Рублева Икона "Троица" Андрея Рублева величайшая святыня России. История написания иконы. Предположения ученых о месте и времени написания "Троицы". Летописные свидетельства об Андрее Рублеве основа для уточнения творческой биографии иконописца. Библейский рассказ, положенный в основу сюжета иконы "Троица". Праздник в честь Святой Троицы и его церковное содержание. Троичные иконы на Руси. Судьба великой русской святыни в ХХ в. Русские ученые об иконе "Троица" как о величайшей святыне и шедевре мирового искусства.
"Открытие" древнерусской иконы вХХвеке Два значения понятия "открытие древнерусской иконы". "Расчистка" или "подновление" древнерусской иконы в Х1Х-ХХ вв. Факторы, затруднявшие восприятие древних икон в их первозданной красоте. "Открытие" древнерусской иконописи как высокого изобразительного искусства в конце XIX начале ХХ в). Особенности древнерусской иконописи и исторические судьбы известнейших русских икон. Появление первых частных собраний икон (М.К. Морозовой, А.В. Морозова, И.С. Остроухова и др.). Основание П,М. Третьяковым картинной галереи в Москве (1856 ". Известные русские иконописцы ХХ в. Инок Григорий Круг. Монахиня Иулиания (Мария Соколова, 1899-1981). Ее труд "Наставление к начинающему иконописцу".
Тема 6. Церковно-певческое искусство (2 ч.)
Древние русские распевы
Церковное пение как составная часть православного богослужения. Русское церковно-певческое искусство Х1-XУ вв. Летописные сказания о начале церковного пения на Руси. История церковного пения в России, основные этапы его развития (исторический очерк П. Д. Перепелицына "Богослужебное пение Православной Церкви", 1894). Особенности церковно-певческого искусства в Древней Руси. Осмогласие как целостная церковно-певческая система. Понятие гласов в церковном пении. Книга "Октоих" Иоанна Дамаскина. Одноголосие как черта древнерусского церковно-певческого искусства. Нотное письмо в Древней Руси. Основные древнерусские церковные распевы (стили в церковном пении). Знаменный распев. Крюковая нотация знаменного распева. Столповой распев. Демественный распев. Путевой распев. Особенности церковно-певческого искусства на Руси в XVI XVII вв. Появление многоголосия в церковном пении. Монастырские распевы. Нотное письмо. Преемственность традиций в современном церковно-певческом искусстве. Проблемы расшифровки древних церковных распевов.
Церковное творчество великих русских композиторов
Русское церковно-певческое искусство ХУШ-Х1Х вв. История многоголосного, или партесного, церковного пения в России (исторический очерк П.Д. Перепелицына "Богослужебное пение Православной Церкви", 1894). Жанр духовных концертов. Духовные концерты М,С. Березовского, Д.СБортнянского, А.Л. Веделя, С.А Дегтярева, А.Ф Львова, переложения священника I(.И. Турчани-нова.Церковное творчество М.И. Глинки. Духовно-музыкальные произведения А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Н. Верстовского, Н.И. Бахметева. Русское церковно-певческое искусство в ХХ в. Церковно-музыкальное творчество П.И, Чайковского. Церковно-музыкальные произведения С.В. Рахманинова. Духовно-музыкальные произведения А.Т. Гречанинова,П.Г. Чеснокова.
Тема 7. Колокола (3 ч.)
Благовест и трезвонl
Колокола в России. Колокольный звон в церковно-об-ществснной жизни Руси. Колокольный звон как составная часть церковног о богослужения. Искусство колокольного звона на Руси. Виды колокольных звонов. Благовест, сго особенности. Трезвон, перезвон, перебор и другие виды звонов. Знаменитый музыкант К.К. Сараджев о колокольном звоне. Русские города, прославившиеся церковными звонами. Из истории колокольного звона в Сибири (Л.Д. Благовещенская "История колокольного звона в Сибири"). Древние колокола России. Знаменитые колокольни. Колокольнолитсйные заводы в России.
Царь-колокол
Предшественники Царь-колокола в России. История литья Царь-колокола (1735). Колокол-гигант, Дальнейшая судьба Царь-колокола. история установки его в Московском Кремле (1836). Современный проект возрождения величайшего колокола России (Объединение "Красный звон").
Ростовские звоны
Древнее искусство ростовских звонов. Тайна нотной записи ростовских звонов. Ростовская звонница. Знаменитые ростовские колокола, их характеристика, подписи на ростовских колоколах. Стихотворение Льва Ошанина "Сысой". Из истории колокололитейного дела в Ростовском уезде (Свящ. Н.Миров. "Марта 22 и 17 мая 1898 года в селе Георгиевском на Лехти Ростовского уезда"). Судьба ростовских колоколов в ХХ в. Антиколокольная компаания в России (20-30-е гг.). Запрещение колокольных звонов в Ростове (1930), уничтожение колоколов. Начало возрождения искусства колокольного звона в Ростове (1962), Современное собрание колоколов Ростовского музея Борисоглебского монастыря (филиал Ростовского музея). Летопись возрождения искусства колокольного звона в России во второй половине ХХ в. Колокольные звоны в отдельных регионах страны (Архангельск, Суздаль и др.)- Учреждение Ассоциации колокольного искусства при Советском фонде культуры.
Тема 8. Русская святость и духовность (4 ч.)
Святость и духовное подвижничество
Библейское значение слов "святой" и "святость". С.С. Аверинцев о красоте как святости (С.С. Аверинцев "Красота как святость").Православные святыни: храм Библия, икона, святые останки (мощи). Чувство благоговения к святыне как основа православного мировоззрения и важнейшая составляющая православной культуры России. Понятия: "Святая Русь", "русская святость", "русские святые". Великие святые Русской Церкви: мученики-князья Борис и Глеб (1015) первые прославленные на Руси святые. Феодосии (1074) и Антоний (1073) Киево-Печерские. Равноапостольные великая княгиня российская Ольга (969) и великий князь Владимир (1015). Преподобный Серафим Саровский (1833). Святые
собиратели и защитники Земли Русской: преподобный Сергий Радонежский (1392), святой князь Александр Невский (1263). Жития святых как церковно-исторический источник. Исследование В.О. Ключевского "Древнерусские Жития Святых как исторический источник"(1871).
Сергий Радонежский печальник Русской земли Преподобный Сергий Радонежский великий святой Земли Русской. Детство отрока Варфоломея (из "Жития преподобного Сергия"). Картина М.В. Нестерова "Явление отроку Варфоломею" (1890 г.). Основание преподобным Сергием Радонежским монастыря в честь Святой Троицы, Сергий Радонежский "Печальник Земли Русской". Значение слова "печальник". Патриотическая деятельность Преподобного. (Е.Н. Трубецкой "Россия в ее иконе"). Смута в России в начале XVII в.и Троицкий монастырь как общерусский центр отпора захватчикам.Преподобный Сергий Радонежский "благодатный воспитатель русского народного духа" (В.О. Ключевский "Значение преподобного Сергия для русского народа и государства"). Троице-Сергиева Лавра как духовно-просветительный и культурный центр Русского государства. Сергий Радонежский "многосветлый светильник Российской Земли".
Необычный поэтический диалог
История поэтической переписки А.С. Пушкина с митрополитом Московским Филаретом. Душевный кризис поэта (1828), стихотворение А.С. Пушкина "Дар напрасный, дар случайный..." как "стон потерянной души". История публикации стихотворения. Ответ святителя Филарета. Стихотворение "Не напрасно, не случайно..." слово назидательной любви и образец высокой поэзии, Святитель Филарет и его обширная литературно-публицистическая деятельность. Ответное стихотворение А.С. Пушкина "В часы забав иль праздной скуки..." как знак благодарности митрополиту Филарету, "московскому Златоусту". Русская святость и русский талант как важнейшие составляющие православной культуры России.
Тема 9. Монастырская культура на Руси (3 ч.)
Киево-Печерский монастырь колыбель российской .монастырской культуры
Возникновение монашества в Древней Церкви. Киево-Печерский монастырь-первый монастырь на Руси. История основания монастыря. Выдающийся вклад Киево-Печерского монастыря в развитие православной культуры Древней Руси. Различные виды деятельности монастыря. Литературный труд как особая форма молитвы в монастыре. Памятники древнерусской письменности, созданные в монастыре. "Киево-Печерский патерик". Выдающиеся иноки монастыря; преподобный Нестор Летописец, врач Агапит и иконописец Алимпий (первые известные по имени врач и живописец), Судьба монастыря в ХХ в. Ходатайство выдающихся деятелей культуры о передаче Киево-Печерской Лавры Русской Православной Церкви (1988).
Троице-Сергиева лавра как духовный центр России Троице-Сергиев монастырь как центр собирания земли Русской. Монашеская школа преподобного Сергия Радонежского. Принципы монастырского хозяйствования. Троице-Сергиев монастырь как образец для обителей Северной Руси (Кирилло-Белозерского, Спасо-Прилуцкого, Ферапонтова, Соловецкого монастырей). Карта "Школа преподобного Сергия" с обозначением монастырей, созданных его учениками и сподвижниками. Монастыри центры объединения Русских земель вокруг Москвы и форпосты просвещения, образования, православной культуры Руси, духовная и культурная преемственность их с Троице-Сергиевой
Лаврой. Троице-Сергиева Лавра в ХХ в. Значение Лавры в истории России (Архимандрит Аристарх Станкевич "Троице-Сергиева Лавра и русская культура").
Оптина Пустынь в истории русской культуры Оптина Пустынь-выдающийся центр монастырской культуры России. Старчество как явление церковно-обществен-ной жизни в России. Преподобный Паисий Величковский (1794). Известнейшие оптинские старцы. Преподобный Амвросий Оптинский (1891). (Архимандрит Иннокентий Просвирник "Русское старчество и Оптина Пустынь"). Оптина Пустынь и вьдающиеся деятели русской культуры ХГХ в. Старцы и старчество в романе Ф.М. Достоевского "Братьи Карамазовы". Оптина Пустынь в воспоминаниях Ф.М. Достоевского и Н.В. Гоголю Оптина Пустынь в жизни Л.П. Толстого. Оптина Пустынь и традиции русской книжности (переводческая и издательская деятельность). Знаменитая Оптинская библиотека. НА. Павлович "Оптина Пустынь. Почему туда ездили великие?". Судьба Пустыни в ХХ в. Ходатайство выдающихся деятелей российской культуры о возвращении Оп-финского монастыря Русской Православной Церкви (1987). Возрождение Оптиной Пустыни во второй половине ХХ в.
Тема 10.Традиции и обряд.
Обиходные песнопения Литургический порядок церковных
богослужений. Смысл Литургии. Годовой круг церковных богослужений.
Главные и основные литургические песнопения; вОтче наш», вБогородице Дево», иХерувимская песнь»
Православные праздники. Традиции празднование православных праздников на Руси: Пасхи, Троицы, Рождества.
Заключение. Культурно-исторические судьбы России
(1 час)
Духовный путь России (главные исторические вехи). Тысячелетие православной культуры России. Святые Земли Русской ХХ в.: Патриарх Тихон (1925), новомученики и исповедники российские. Свидетельство об этой эпохе Д.С. Лихачева очерк "Соловки". Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. 1000-летие Крещения Руси и возрождение церковной жизни и православной культуры России в конце ХХ в. Значение Православной Церкви в истории России (Речь Патриарха Московского и всея Руси Алексия 1 на конференции советской общественности за разоружение. Москва, 1960). Православная культура в России и во всем мире на пороге третьего тысячелетия (Алексий П, Патриарх Московский и всея Руси "Православие на пороге третьего тысячелетия"). Проблемы сохранения культурно-исторического наследия России.
Список рекомендуемой литературы к курсу
"Православная культура России"
Общие работы
1. Русь Святая: Краткая иллюстрированная история Пра вославия на Руси: Альбом ! Сост. Ю. Малков. М.: Панорама, 1995.
2. Великая Русь. История и художественная культура Х-ХУП ввл Славяно-византийский свод. ! Сост. Д.С. Ли хачев и др. М.:"Искусство", ] 994.
3. Христианство и культура: Сб. докладов VII Между народных Образовательных Рождественских Чтений: "Рождественские Чтения-99". - М.: Изд. Отдела религи озного образования и катехизации Московского Патриар хата, 1999.
4. Горелова Н.Г., Пивоваров Б.И., прот. Родная исто рия: Начальный курс: Учебник для уч-ся 5 кл. - Новости бирск, 1995.
5. Религии мира: Пособие для учителя! Под ред. чл.-корр. Я.Н. Щапова. М., 1994.
6. Скляровская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. -Спбл Наука, 2000,
История Русской Православной Церкви
7.Ключевский В.О. Православие в России. - М.;
Мысль, 2000.
8.Смирнов Петр, прот. История Христианской Пра
вославной Церкви: Репринт, изд. 1903 г. Нью-Йорк, 1991, 9.Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 тл Т.1. - 1991; Т.2. 1992: Репринт, изд. -Мл IО.Наука.Шмеман Александр, прот. Исторический путь Православия.-М., 1993.
11.Тысячелетие Крещения Руси: Материалы междуна родной церковно-исторической конференции "Богословие и духовность"(Москва,11-18мая 1987); В2тл Т.1-1988; Т.2-1989.-М.: Изд.Московской Патриархии.
12.Русское зарубежье в год Тысячелетия Крещения Руси: Сб.! Сост. М. Назаров. - М.: Столица, 1991.
13.русская Православная Церковь. - М.; Изд. Москов-жой Патриархии, 1980.
14.Образовательная деятельность Русской Православ
ии Церкви: проблемы освоения наследия; Справочник в 1кнл Кн. 1: Аннотированный справочник дореволюци-онной учебно-методической литературы по Закону Божию,
Охрана жизни и здоровья обучающихся.
Техника безопасности на занятиях.
Занятия проводятся в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей., шкафы для хранения образцов, материалов для работы.Одно из важнейших требований соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности Руководитель постоянно знакомит обущающихся с правилами по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, с электронагревательными приборами и другими материалами для работы.
Регулярно в ходе занятий проводятся физкультминутки с упражнениями по профилактике переутомления зрительной системы обущающихся, мышечной системы
Сохранение здоровья обучающихся это, в первую очередь, педагогическая проблема организации творческой деятельности педагога. Сохранить здоровье ребенк ана занятиях может только педагог, так как именно он задает психофизические условия функционирования организма в процессе занятий. Содержание деятельности ребенка на занятии должно соответствовать доминирующей возрастной мотивации
~' Необходимо, чтобы положение тела при пении было
правильным Ребенок должен сидеть удобно откинувшись на
спинку стула или стоять, расправив грудную клетку. В таком
положении певческий аппарат ребенка не будет перегружаться.
Работать следует не больше 2 академических часов с учетом
перерыва (физкультминутки).
' Удовлетворить потребность в игровой деятельности,
" Удовлетворить потребность в общении;
~ Удовлетворить потребность ребенка мечтать, творить,
фантазировать и создавать.
Методическое и ресурсное обеспечение программы:
Виды работы: беседы, конкурсы, фестивали, концерты, театрализованные представления.
Формы работяг групповое занятие, индивидуальное занятие,
парное занятие, фронтальное занятие.
Дидактические материалы методики по работе с хором и ансамблем; музыкальные, нотные, наглядные пособия; видео и аудио кассеты, DWD-диски
Оснащение кабинета.
DWD-проигрыватель, музыкальные инструменты(баян, гитара), видео и аудио кассеты, DWD-диски, музыкальная нотная литература Основные критерии здоровьесберегающего занятия:
о Наличие на занятии педагогической технологии развивающего
обучения, не вызывающей хронического утомления;
о Возможность коллективного сотворчества;
о Эмоционально положительное восприятие учебной
деятельности;
о Возможность саморегуляции текущего функционального
состояния, с целью достижения оптимальной
работоспособности. (смена позы, проведение
физкультминуток, работа в индивидуальном темпе, выбор
формы отдыха);
о Развитие значимых функций обучающихся средствами
содержания занятия (логическое мышление, воображение);
о Естественная и разнообразная образовательная среда
15