Программа воспитательной работы с классом Через терни к звездам
Наименование программы
Программа развития классного коллектива «Через тернии к звёздам» в МОУ «Нюргечинская СОШ» на 2014-2018 учебный год
Основной разработчик программы
Классный руководитель 1и3 класса МОУ «Нюргечинская СОШ» Комсомольского района Кузнецова Лариса Леонидовна
Цели программы
Создание условий для формирования активной, инициативной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самосовершенствованию.
Задачи программы
1.Создать:
максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;
благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
2. Воспитывать и развивать в детях:
любовь к Родине, своей деревне, родному дому;
гражданскую ответственность;
способность к объективной самооценке, чувства собственного достоинства и уважения к окружающим людям;
эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
потребность в здоровом образе жизни.
потребность в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
развивать творческие способности школьников.
3. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.
Сроки реализации программы
2014-2018 учебный год.
Место реализации проекта
МОУ «Нюргечинская СОШ», Полевосундырское сельское поселение
Целевая группа, на которую рассчитана программа
Учащиеся 1,2,3,4 классов
Основные направления программы
Данная программа должна осуществляться по восьми направлениям: «Мир знаний», «Здоровье и спорт», «Моё Отечество», «Мир моих прав», «Родительский дом-начало начал», «Земля - наш общий дом», «Колыбель талантов», «Путь к успеху».
Исполнители программы
В реализации данной программы участвуют три действующих лица: классный руководитель, родители и ученик, где ученик занимает центральную позицию.
Принципы реализации программы
1. Гуманистический принцип.
2. Принцип открытости.
3. Принцип терпимости.
4. Принцип деятельности.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип успешности.
Механизмы реализации
программы
тематические классные часы по представленным направлениям;
выстраивание индивидуальной образовательной и воспитательной траектории;
участие в школьных и районных мероприятиях, творческих конкурсах, соревнованиях;
работа в кружках;
«Портфолио» ученика
Ожидаемые конечные результаты программы
устойчивые положительные результаты обучения;
готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию;
качественный “прорыв” в достижениях результативности отдельных учащихся;
проявление самостоятельной творческой активности;
стремление к здоровому образу жизни;
призовые места в школьных и других мероприятиях.
Пояснительная записка
Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всесторонне развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины.
Школа - тот социальный институт, который с разной степенью успеха помогает семье в воспитании личности ребёнка. Именно здесь при проведении тех или иных воспитательных мероприятий дети получают возможность сами участвовать в их подготовке, делать то, что их интересует и раскрывать свои знания и способности, реализовать свой творческий потенциал, развивать чувство собственного достоинства.
Многогранны виды деятельности, в которые вовлекает школьников классный руководитель. Это и общественно полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии и возвышении ребят, важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой должен стать коллектив. Без создания и воспитания коллектива педагог бессилен, т.к. он один не в состоянии организовать постоянное влияние на личность каждого учащегося.
Программа определяет уровень овладения школьниками знаниями, умениями, навыками в разных областях жизни, нацеливает детей на дальнейшее развитие, даёт им основные направления в выработке внутренней потребности детей вырасти защитниками Родины, ответственными перед обществом за свои поступки, уважающими законы и нормы общественной жизни, честными тружениками и образованными гражданами, ведущими здоровый образ жизни и охраняющими и оберегающими окружающую природу.
Цель программы:
Создание условий для формирования активной, инициативной, разносторонне
развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными,
гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самосовершенствованию.
Задачи:
1.Создать:
максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;
благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
2. Воспитывать и развивать в детях:
любовь к Родине, своей деревне, родному дому;
гражданскую ответственность;
способность к объективной самооценке, чувства собственного достоинства и уважения к окружающим людям;
эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
потребность в здоровом образе жизни.
потребность в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
развивать творческие способности школьников.
3. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.
В реализации данной программы участвуют три действующих лица: классный руководитель, родители и ученик, где ученик занимает центральную позицию.
Задачи классного руководителя:
помогать в достижении цели;
поощрять инициативу и самостоятельность;
создавать условия для развития способностей и личностных качеств.
Задачи ученика:
познавать себя;
стремиться изменить себя;
совершенствовать себя.
Задачи родителей:
понимать;
поддерживать;
контролировать;
заботиться;
интересоваться;
обеспечивать.
Программа работы с классом включает в себя 8 направлений:
1. «Мир знаний»
Цели:
формирование ценностного отношения к знаниям;
воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда.
Задачи:
выработать у школьников ответственное отношение к учебному труду;
развивать индивидуальные и интеллектуальные способности детей;
формировать культуру мыслительной деятельности, познавательную активность, потребность к самосовершенствованию.
Реализация
Срок
Форма проведения
Тема
Сентябрь
Классный час
«Отношение к учёбе и учебным предметам» ежегодно
«Почему дети попадают в дорожные аварии» 2 класс
«Не шути с огнём» Тренировочная эвакуация
«Причины несчастных случаев на улицах и дорогах» 1, 3 класс
«Сколько стоит пожар» тренировочная эвакуация
«Уважайте каждый шаг» 2, 4 класс
Тренировочная эвакуация 2, 4 класс
Октябрь
Классный час, анкетирование
«Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»
«По законам мужества 2 класс
«История появления автомобиля и Правил дорожного движения»
«Пожар дома» 1, 3 класс
«Новое о светофоре и дорожных знаках»
«Отчего возникают пожары и их предупреждение» 4 класс
«Основные правила поведения учащихся на улице»
Ноябрь
Классный час
«Культура получения знаний, или Чтобы учение не превращалось в мучение» ежегодно
«Причины возникновения пожаров» 2 класс
«Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС»
«Лесной пожар» 1, 3 класс
«Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта»
«Электричество в нашем доме» 4 класс
«Травматизм на дороге по вине пешеходов»
Декабрь
Классный час
«По одёжке встречают – по уму провожают»
«Противопожарный режим в школе» 2 класс»
Новое о светофоре»
«Пожар в лифте» 1, 3 класс
«Правила перехода проезжей части дороги»
«Безопасный газ» 4 класс
«Каждому должно быть ясно на дороге- кататься опасно»
Январь
Игра
Классный час
«Счастливый случай» 4 класс
«Искру туши до пожара, беду отведи до удара» 2 класс
Правила безопасного перехода улиц и дорог»
«Главные правила поведения при пожаре»1,3 кл
«Остановочный и тормозной путь автомобиля»
«Труд пожарных» 2.4 класс
«Правила движения колонны, пешеходов и групп детей.
Февраль
Классный час
«Знай и береги родной язык» 1, 3 класс
«От искры пожар рождается» 2 4,класс
«Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках
«Добрый и злой огонь» 1, 3 класс
«Правила перехода железной дороги»
«Если горит телевизор» 2, 4.класс
«Правила безопасного движения велосипедиста на улицах и дорогах»
Март
Игра
Классный час
«Интеллектуальный рейтинг» 2, 4 класс
«Берегись автомобиля» 2 класс
«Вызываем экстренную помощь»
«Курение и спички» 1. 3 класс
«Правила езды на велосипеде»
«Спички -не для игры» 4 класс
«Правила перехода перекрёстка»
Апрель
Классный час, КВН
«Литература – золотой фонд человечества» 4 класс
«Мы – пассажиры» 2 класс
«Домашние опасности. Пожар»
«Правила поведения в транспорте» 1,3 класс
«Детская шалость с огнём»
«Правила движения - закон улиц и дорог» 4 кл
«Опасность шалости с огнём»
Май
Классный час, беседа
«Мои успехи». Итоги года ежегодно
Экскурсия «Я пешеход и пассажир» 1,2-3 класс
«Где можно играть» 4 класс
«Пожарная безопасность на каникулах. Экскурсия в пожарную часть»
2. «Здоровье и спорт»
Цель:
воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры.
Задачи:
овладеть навыками общей физической культуры;
развивать двигательную активность;
профилактика различных заболеваний, отказ от вредных привычек.
Реализация
Срок
Форма проведения
Тема
Сентябрь
Классный час
«Режим дня школьника» ежегодно
Октябрь
Классный час
Весёлые старты
«Ты и телевизор»
«ТВ+здоровье» 1, 3 класс
«Путешествие в страну здоровья» 4класс
Ноябрь
Классный час
«Не видать грязнулям счастья» 2 класс
«Чистота-залог здоровья» 1,
· 3 класс
«Я выбираю здоровье» 4 класс
Декабрь
Беседа
Весёлые старты
«Привычки хорошие и вредные» 2 класс
«Чтобы гриппа не бояться, нужно спортом заниматься». 1, 3 класс
«Разговор о здоровом питании» 4 класс
Январь
Спортивное мероприятие
«Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы закаляться» 2 класс
«Микробы и инфекционные болезни» 1,3 класс «Профилактика гриппа» 4 класс
Февраль
Беседа
«Гигиена одежды» 2 класс
«Культура поведения за столом» 1, 3 класс
«Мой друг Мойдодыр» 4 класс
Март
Классный час
«Гигиена питания» 2 класс
«Культура питания» 1,3 класс
«Наше здоровье в наших руках» 4 класс
Апрель
Беседа
«О правильной осанке» 2 класс
«Культура одежды» 1, 3 класс
«как уберечь себя от беды» 4 класс
Май
Классный час
«Закаливание организма» 2 класс
«Береги здоровье смолоду» 1- 3класс
«Смейся на здоровье» 4 класс
3. «Мир моих прав»
Цели:
формирование самосознания;
становление активной жизненной позиции школьников.
Задачи:
оказать поддержку и помощь школьнику в создании образа своего «я»;
помочь сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности;
развивать потребность в самопознании, самосовершенствовании, самореализации.
Реализация
Срок
Форма проведения
Тема
Сентябрь
Классный час
«Я познаю себя» 1,2 – 3 классы
Я, ты, он ,она – вместе дружная семья 4 класс
Октябрь
Классный час
«Мои жизненные принципы» 1,2,3,4 класс
Ноябрь
Классный час
«Мой характер» 4 класс
Права и обязанности учащегося ежегодно
Декабрь
Беседа
«Круг моих интересов» ежегодно
Январь
Классный час
Упражнение
«Мой выбор»
«Чем ты руководствуешься совершая поступки?»1, 2,3,4 класс
Февраль
Классный час
«Я – культурный человек» ежегодно
Март
Классный час
«Я в мире людей. Люди, которые рядом» ежегодно
Апрель
тестирование
«Организованный ли ты человек?» ежегодно
Май
Классный час
«Мои добрые дела» ежегодно
4. «Колыбель талантов»
Цели:
выявление и развитие коммуникативных и творческих способностей;
развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
создать условия для проявления учащимися инициативы, индивидуальности, творческой активности;
использовать активные формы внеклассной работы на основе учёта интересов и склонностей учащихся;
дать возможность самореализоваться в соответствии со склонностями и интересами через досуговую и самоуправленческую деятельность.
Реализация
Срок
Форма проведения
Тема
Сентябрь
Подготовка и участие в празднике
«Осенний бал» ежегодно
Октябрь
Классный час
Участие в празднике ко Дню Учителя
«Наши интересы и увлечения»
ежегодно
Ноябрь
Мероприятие
Участие в школьном празднике ко Дню Матери
«День матери» ежегодно
Декабрь
Классный час
Подготовка и участие в Новогоднем маскараде
«Кино в жизни человека» 1,3 класс
ежегодно
Январь
Диспут
«Мир развлечений» 4 класс
Февраль
Турнир среди мальчиков
«Герой дня» ежегодно
Март
Конкурс девочек
«А ну-ка, девочки!» ежегодно
Апрель
Игровая шоу-программа
День Космонавтики
Май
Диспут
Поход в лес
«Культура развлечений»
ежегодно
5. «Путь к успеху»
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, самостоятельной,
активной личности.
Работа самоуправления ведётся в рамках четырёх советов, возглавляемых старостой класса.
Совет по образованию отвечает за успеваемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических классных часов, предметных недель, конкурсов, викторин, олимпиад, интеллектуальных игр. Проверяет ведение дневников.
Совет по спорту планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия,
помогает классному руководителю при проведении классных часов по пропаганде здорового образа жизни, формирует команду для участия в школьных спортивных мероприятиях.
Совет по досугу способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию выставок, конкурсов, вечеров, составление развлекательных программ.
Совет по труду и чрезвычайным ситуациям принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников, обеспечивает участие
класса в проводимых школой акциях. Помогает классному руководителю при проведении классных часов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
· добровольность;
· демократизм;
· гуманизм;
· творческая деятельность;
· самостоятельность.
Реализация
Сроки
Формы проведения
Сентябрь
Вовлечение учащихся в общешкольные дела ежегодно
Октябрь
Проверка школьных принадлежностей ежедневно
Ноябрь
Проверка дневников ежегодно
Декабрь
Работа со слабоуспевающими по мере возможности
Январь
Проверка домашних заданий ежедневно
Февраль
Конкурс поделок для пап ежегодно
Март
Подарки мамам ежегодно
Апрель
Рейд по неблагополучным семьям ежегодно
Май
Диагностика уровня воспитанности учащихся ежегодно
6. «Моё Отечество»
7. «Земля – наш общий дом»
Цель:
· воспитание любви к Родине и чувства долга, ответственности перед своим Отечеством.
Задачи:
· развивать ребёнка как члена общества;
· формировать уважительное отношение к малой и большой Родине, к своему народу, к его традициям и обычаям.
· познакомить с героическими подвигами и трудовыми традициями старших поколений.
Реализация
Срок
Форма проведения
Тема
Сентябрь
Классный час
Участие в акции «Чистый двор»
«Мой дом – моя крепость» ежегодно
ежегодно
Октябрь
Классный час
Участие в трудовом десанте
«Патриотизм. Что это?» 4 класс
ежегодно
Ноябрь
Классный час
«Я – патриот»1,3 класс
Экологическая игра 4 класс
Россия – Родина моя. 2 класс
Декабрь
Классный час
«Символы России» ежегодно
Январь
Классный час
«Гражданин и гражданство» 4 класс
Чебоксары – столица Чувашии 2 класс
Я – чуваш 1, 3 класс
Февраль
Классный час
Участие в смотре строя и песни
«Доблести Защитников Отечества» ежегодно
ежегодно
Март
Классный час
«Откуда ты родом?» 2 класс
Акция «Забота о птицах» ежегодно
Апрель
Классный час
«Что мне хотелось бы рассказать о моей стране тем, кто её не знает» 1,3 класс
Какие люди нужны нашему обществу 4 класс
Конкурс рисунков «Природа нашего края» ежегодно
Май
Классный час
Участие в праздновании Дня Победы
«Они сражались за Родину» ежегодно
ежегодно
8. « Родительский дом – начало начал»
изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье;
индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование;
проведение тематических родительских собраний;
привлечение родителей класса к ремонту классного помещения.
Функции родительского комитета:
· принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
· оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
· решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
· организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Реализация
Срок
Форма проведения
Тема
Сентябрь
Родительское собрание
Приглашение родителей на праздник 1 сентября ежегодно
«Результативность школьного урока – от чего она зависит» 3 класс
Октябрь
Родительское собрание
«Свободное время и развлечения учащихся» 1, 2,4 класс
Ноябрь
Посещение родителей на дому (многодетные и неполные семьи)
Беседа
Итоги 1 четверти ежегодно
Декабрь
Индивидуальная работа с родителями проблемных детей
Участие родителей на Новогодней ёлке
ежегодно
ежегодно
Январь
Родительское собрание
Беседа
«Чистота речи детей» 1,3 класс
Итоги 2 четверти ежегодно
Февраль
Праздничное мероприятие
«Поздравляем наших пап с днём Защитника Отечества» ежегодно
Март
Праздничное мероприятие
Беседа
«Поздравляем наших мам с 8 Марта»
Итоги 3 четверти ежегодно
Апрель
Родительское собрание
«Как избежать конфликта в общении с детьми» (обмен опытом) 4класс
Май
Родительское собрание
Итоги учебного года ежегодно
Основные принципы работы
1. Гуманистический принцип.
В центре внимания классного руководителя личность каждого воспитанника, принимаемая за наивысшую ценность (личностно-ориентированный подход к воспитанию).
2. Принцип открытости.
Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
3. Принцип терпимости.
Терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.
4. Принцип деятельности.
Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности.
5. Принцип обратной связи.
Диалогичность и открытость в общении с учащимися.
6. Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.
Механизмы реализации программы:
тематические классные часы по представленным направлениям;
выстраивание индивидуальной образовательной и воспитательной траектории;
участие в школьных и районных мероприятиях, творческих конкурсах, соревнованиях;
работа в кружках;
«Портфолио» ученика;
участие в научно-исследовательской и практической деятельности, олимпиадах;
Необходимые для работы условия:
материально-техническое обеспечение организуемого воспитательного процесса;
административная поддержка и методическая помощь;
систематическое научно-теоретическое осмысление классного руководства как проблемы.
Ожидаемые результаты
Результативность воспитательной работы заключается в том, что мне бы хотелось быть уверенной в том, что мои воспитанники будут иметь:
устойчивые положительные результаты обучения;
готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию;
качественный “прорыв” в достижениях результативности отдельных учащихся;
проявление самостоятельной творческой активности;
стремление к здоровому образу жизни;
призовые места в школьных и других мероприятиях.
Использованная литература:
Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань, 1988.
Белкин А.С. Ситуация успеха: как её создать. – М. Просвещение, 1991.
Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. – М. ВАКО, 2007
Личностное портфолио школьника. 5-7 классы: учеб.-метод. пособие/ З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, М.В. Токарева. – М.: Глобус, 2008.
Прокопьева О.В. Программа работы классного руководителя// Классный руководитель, 2008, №4. С.66-73.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.
15