Выступление на педсовете Проблемы образовательного учреждения и пути их решения в условиях пенитенциарной системы
Проблемы образовательного учрежденияи пути
их решения в условиях пенитенциарной системы
Учебно-воспитательный процесс в школах при исправительных колониях имеет свои особенности. В этих школах учатся лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы в возрасте старше 18 лет. Учащиеся имеют в большинстве специальность и опыт работы, но у них проблемы с общеобразовательной подготовкой:
перерыв в учебе составляет несколько лет;
еще с дневной школы имеются пробелы в знаниях и к нам поступают учащиеся с разным уровнем подготовки;
в школу поступают люди разных национальностей, плохо владеющие русским языком;
многие осужденные озлоблены на правосудие, они считают, что их осудили несправедливо или дали слишком большой срок.
Все эти факты налагают на каждого учителя особую ответственность за его работу в школе колонии. В Филиале № 2 ГБОУ ВСОШ работают опытные учителя с большим стажем работы, имеющие высшую и первую квалификационную категорию. Но важно то, что педагоги неравнодушны к судьбам учащихся, стараются найти действенные формы и средства педагогического воздействия на осужденных.
У многих осужденных нежелание учиться возникает из-за отсутствия мотивации обучения. Во время беседы на предложение записаться в школу, чаще всего можно услышать в ответ: А зачем мне это нужно? У меня есть специальность, я работаю по этой специальности, мне этого достаточно.
Для сохранения контингента учащихся, для вовлечения других осужденных в школу, учителям нужно вызвать у учащихся интерес к предмету и желание изучать его. Одним из путей в этом направлении мы считаем информатизацию обучения. Во втором филиале работают над этой проблемой. Школа работает по кабинетной системе. Хорошо оборудованы и действуют кабинеты математики, физики, химии и биологии, культуры Башкортостана, литературы. Идет работа по созданию кабинета английского языка. Но особо гордимся мы кабинетом информатики и ИКТ, оснащенного достаточным количеством компьютеров. В этом году кабинет пополнился ноутбуками. Школа приобрела проекторы, которые нашли применение на многих уроках по разным предметам. В качестве примера хочу привести использование компьютера на уроке физики. Есть лабораторные работы или демонстрационные опыты, которые невозможно провести по тем или иным причинам. В этом случае компьютер оказывает неоценимую услугу. С помощью компьютера можно провести лабораторную работу или необходимую демонстрацию физического явления или работу физического прибора. Но это должно быть исключением. Если есть возможность провести лабораторную работу с приборами или показать демонстрационный опыт, то это нужно делать с приборами. Я привел один из приемов множества путей формирования интереса к учебе. Этот вопрос может быть темой отдельного выступления.
Другой проблемой в работе школ при исправительных колониях является посещаемость. Основная часть учащихся регулярно посещают школу и без уважительных причин занятия в школе не пропускают. Однако есть небольшая часть учащихся, которые не всегда могут регулярно посещать школу. Это связано с занятостью осужденных на работе. Чтобы учащиеся занятые на производстве могли посещать школу, составлен график работы школы составлен с учетом занятости учащихся на производстве. Вторая смена начинается в 17-00 после окончания работы на производстве. Конечно, это не совсем удобно для учителей – они вынуждены после первой смены 2 часа ждать начала второй смены. Однако учителя с пониманием относятся к этому.