Статья на тему: Проблемы современного российского образования пути решения
Проблемы современного российского образования: пути решения
Два мира есть у человека-
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим, по мере наших сил.
(Н.Заболоцкий)
Российское общество переживает трансформационные и модернизированные процессы, проявившиеся комплексом проблем социально-экономического характера и кризисными явлениями в духовном, ценностном самоопределении общества. Сложившаяся в обществе современная социально-психологическая ситуация характеризуется в большей степени своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей. Общество испытывает огромный дефицит высокоразвитой культуры, интеллигентности, элементарной воспитанности, понимания чести, совести, достоинства, добра, любви и милосердия. Духовное состояние нашего социума явственно свидетельствует о том, что сегодня не до поисков скрытых нюансов духа – ныне «сбиты» главные «коды» морали, утрачены ориентиры движения к ИСТИНЕ. [ Литература в школе или школа без литературы? [Текст] / С.А.Зинин // Литература в школе.- 2009.- № 9. с.23?]
На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Необходимо прививать интерес к культурным традициям, историческому наследию, возрождать потребность общества в формировании духовных идеалов, связанных с особенностями менталитета русского народа, стремлением сохранить его культурную самобытность.
Основной целью и необходимым условием прогресса современного российского общества является ЧЕЛОВЕК. Только талантливые, одаренные, физически здоровые дети, подростки и молодые люди могут стать мощным ресурсом, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического инновационного преобразования.
Когда начинаем рассуждать о путях развития молодого поколения, то указываем на следующие факторы: государственные образовательные стандарты среднего и профессионального образования, физическая активность, занятия различными видами спорта, медицинская поддержка, профилактика вредных привычек, создание социальных условий: проживание, организация быта, питание, формирование организационных структур для проведения мероприятий по здоровьесбережению.
Но в выше указанных направлениях не делается акцент на активное духовно-нравственное развитие личности. Любая программа не будет достаточно реализована без участия самого человека, его желания помочь самому себе. Культуру отношения в обществе необходимо строить через отношение личности к себе. Общество изменится тогда, когда каждый изменится в нашем обществе.
Общество надо лечить. Больная душа – это больное тело, это неадекватные мысли, поступки, действия. Поэтому просветительные меры должны стоять на первом месте в каждой программе. Для молодежи характерно формирование целостного мировоззрения, устойчивых, зрелых, ценностных ориентаций, жизненной позиции. Просветительные беседы на духовные и нравственные темы - большое подспорье в комплексном подходе и к здоровому образу жизни. Когда личность самосовершенствуется - сознательно меняет образ жизни – результат намного эффективнее. Фундамент здоровья - формирование нравственных качеств.
С чего начать?
А начать надо с образования.
Сегодня принято считать, что «образование» – это приобретение систематизированных знаний и навыков в результате обучения. Но если рассматривать слово с точки зрения исконного значения, то слово «образование» произошло от слова «образ» - «обретение целостного образа». Только целостный образ совершенен, он - подобен Богу. Значит, «образованный человек» – это человек, обредший духовный образ. В человеке сокрыты все энергии Вселенной. Он управляет всем. И только образованный человек может быть культурным, а, следовательно, здоровым.
Каково же истинное значение слова «культурный»?
«Культура» – культ + у + Ра: культ «почитание, следование чему-либо; у Ра – Бог Солнца - приближенный к богу Ра, «Свет Истины Всевышнего, Правда». Драгункин, А 5 сенсаций: Памфлетовидное эссе на тему языка [Текст] / А. Драгункин.СПб.: «Умная планета», 2006.-576с.
То есть, «культура» – это почитание правды, следование правилам или жизнь по правилам, установленным свыше. Следовательно, «культурный» человек - это человек, несущий свет. «Светлый», «красивый» человек – здоровый человек.
Как быть здоровым?
Первый путь - слово! СЛОВО - это мощнейшее оружие и один из семи ключей к созданию материи. Оно средоточие и наследие опыта поколений, то есть отражение умственного, чувственного, вещественного и духовного, практического и умозрительного содержания всей жизни народа, «в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» (И.С.Тургенев).
Без слова опыт человека в основном ограничен телесным бытием, существованием и выживанием плоти. Со слова начинается очеловечивание бытия, гуманитаризация окружающего мира. Мир, в котором мы живем, создаем сами – он проекция наших мыслей, чувств, образов, слов. Язык, ценности, нормы – это ценностное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого общества.
Современная наука - волновая генетика под руководством доктора биологических наук, академика Российской академии медико-технических наук П.П. Гаряева опытным путем доказала реальность словесного воздействия на ДНК человека и целительного воздействия слова на человеческую генетику, и губительного. Необходимо умело обращаться и «почтительно с этим могущественным орудием» (И.С.Тургенев) – СЛОВО!
Мы, педагоги, с помощью инструмента - слово, выполняем свою великую миссию – даем знания, развиваем молодое поколение, сеем «разумное, доброе, вечное». А доброе отношение преподавателей к своим ученикам - это путь воспитания здорового поколения. От педагога, в первую очередь, зависит духовный, моральный и психологический потенциал молодого поколения. Педагог – дирижер, он способствует развитию здоровой личности, созданию продуктивного для развития, учебы и творчества психологического климата, определяющего эмоциональное самочувствие обучающихся, способствующего формированию культурного поведения и отношения с другими людьми.
Но жаль, что наши педагоги, как сказал еще в свое время великий Л.Н.Толстой, «уподобляются плохому ваятелю, который вместо того, чтобы соскабливать лишнее, налепливает, раздувает, исправляет», и добавлю – разрушает человека с помощью слова, мысли, эмоций.
Все в руках дающих знания: если ведают, то никогда не уподобятся разрушить. А «если ученик в школе, указывал Толстой, не научится творить, то и в жизни он всегда будет подражать и копировать». Важно, чтобы образование, развитие и воспитание обязательно были в гармонии. Только гармоничная личность может успешно себя реализовать.
Педагоги должны быть солнцем: «светить всегда, светить везде». Только доброта позволяет человеку быть духовно здоровым и получать дары от Вселенной. Эта мысль должна повторяться из урока в урок, потому что общество надо лечить от сквернословия, злости, ненависти, лжи, зависти, тщеславия, сребролюбия. «Здоровый учитель - здоровый ученик - здоровая школа» - девиз сегодняшнего дня.
Человек обязательно должен осознавать: для чего он пришел на землю, какие имеет природные способности, и как он может их развить и реализовать. Он должен понимать, что жизнь, наш мир, – это проекция наших мыслей, наше окружение – это зеркальное отражение нашего внутреннего мира, а счастье и здоровье находится внутри нас.
Так как культура речи неотделима от общей культуры, то необходимо бороться за чистоту русского слова, развивая и обогащая лексический запас молодежи. Поэтому пора менять отношение к языку. Мы уже давно перестали ценить самое дорогое в нашей жизни – русский язык. Когда - то с гордостью произносили – «Государственный язык»! Уроки русского языка сводятся к изучению сводов правил и выполнению упражнений. Школьники терпеть не могут этот процесс. Любовь к родному слову необходимо прививать с детского сада, с младших классов. На каждом занятии в учебных заведениях должна повторяться мысль: «Язык - инструмент сотворения мира», «Русский язык - Великий, Могучий, Волшебный», «обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
( И.С.Тургенев), это язык «Великого народа». Народ «Святой Руси» должен помочь указать путь дальнейшего развития цивилизации. Поэтому ребята должны знать о том, что русский является дешифровкой всех языков. В древних русских словах скрыта информация. Это язык наших предков. В древней азбуке таится программа жизни человека на земле. Во многих языках прослеживается соединение, союз числа и буквы, позволяющий выйти на тайное письмо. Посвященные зашифровали свою информацию в сказках, мифах, легендах. Мы должны научить ее читать, а также разбираться в магии чисел: с числом 7 связано устройство мироздания - семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь+я.... А 3 свидетельствует о Единосущной Троице: три брата, три медведя, три дороги, «три сестрицы под окном»... Буквы, цифры влияют на человека, так как каждый из нас имеет дату рождения, имя, фамилию, отчество. Зная тайну цифр и букв, можем познать, для чего мы пришли в этот земной мир.
Например, фамилия отвечает за наши возможности и способности по жизни.
Не случайно писатели русской литературы с умыслом подбирали фамилии своим героям. Фамилии в литературе говорящие – они называют качества героев. Героиня пьесы Островского Марфа Игнатьевна Кабанова, она же Кабаниха – «дикая свинья» - «поедом всех ела: и своих, и чужих». Дикой Савел Прокофич – диковал: орал на всех, чтобы боялись и подчинялись. Герой романа Достоевского Родион Раскольников – раскололся: добрый – детям помогал, другу и его отцу, а старуху-проценщицу и ее сестру убил. Герой горьковской пьесы «На дне» Васька Пепел о себе так говорит: « Я сызмальства –вор- всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька Оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня». А у героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франци» не было ни имени, ни фамилии: ничего собой не представлял – господин-миллионер. Так и умер, след после себя не оставил.
Наша задача: сохранение наследия русского слова, овладение его ясным и точным смыслом. Смысл – душа слова.
Русский язык построен по Азбуке, в которой за каждой буквой стоял свой смысл, свой образ, свое значение. Буквы ее отражаются в строении человека. Русский язык Божественным Словом «РУСЬ» навсегда связан с развитием человечества, он ориентирован в культурно-просветительском пространстве человеческого сообщества. Жаль, что утратили мы самое ценное – азбуку предков, а с ней и зашифрованные основные заповеди, знания о законах мироздания. Остались лишь русские народные сказки. В них тоже прародители оставили знания, только почерпнуть мы их не можем. А сейчас и вовсе сами сказки не читаем. Телевидение и компьютер заменил книгу. Сегодня «читать модно!»
А Сказка на Руси всегда была поэтической, а поэзия – сказочной. Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Дед Мороз, Снегурочка, Русалки, матрешки, Баба Яга – эти сказочные персонажи по сей день живут в народном творчестве, помогали русским людям формировать и укреплять веру в победу добра над злом. Фольклорный источник - мировоззренческая историческая летописью.
«Мировоззрение»: корневая система слова «мир-о-воз-зрение» сама раскрывает его смысл. «Мир» - мироустройство Бытия, «О» - Он (Бог), «Воз» - много, множество, «Зрение» - ведение, знание, понимание, «Е» - единых, единого. «Мировоззрение» - понимание единых Божественных знаний о развитии многообразия мироустройства. В основе формирования культуры мировоззрения народа и развиваемых ими традиций лежат ДУХ, ВОЛЯ, АЗБУКА, РУСЬ и РУССКИЙ ЯЗЫК.
В последние десятилетия резко ухудшилось состояние языковой среды, изменилось и содержание лексики, которой насыщаются наши учебники. Исчезли многие основополагающие слова, дающие возможность осмыслить картину мира, сформировать мировоззрение (народ, Родина, Бог, святыня, а также – служение, гражданственность, ответственность, национальное самосознание, самобытность и др.) В XX веке эти слова осваивались при изучении русской классики. Теперь при сокращении круга литературных произведений и при снижении уровня изучения литературы, а также количества часов на занятия, как русского языка, так и литературы, просто неоткуда заимствовать понятия, необходимые при формировании мировоззрения. Тем самым подорвана языковая основа мировоззренческой составляющей нашего образования. А между тем речь идет о личности, а личность - продукт речевого общения. Личность - это человек, сформировавшийся в лоне культуры своего народа, обладающий духовно-нравственным, национально-государственным и патриотическим самосознанием.
Наследие русского слова – незаменимый духовный источник жизни народа. Русская словесность – это запечатленная народная память, средоточие наших духовных святынь, национальных идеалов, без которых немыслимы самосознание, самостоятельность и свобода личности.
Второй путь здоровьесбережения - повернуть дело образования на путь созидания: вернуть школу к всеобщему, фундаментальному, научному, системному образованию. А первое, что необходимо, - это спасти наследие русского слова от уничтожения и поругания: вернуть русский язык и литературу в программы не меньшим, а большим объемом часов, чем был в XX веке, в период расцвета школы. Это сегодня непременное условие созидательного направления в образовании.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовых ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к стране, потребность творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития образования в России.
Список использованной литературы
Безлюдова, М.М.Тайный смысл имен на Руси [Текст]/ М.М. Безлюдова, Э.А.Глоба.- М.: ФАИР-ПРЕСС,2007.-304с.: ил.
Печенкин, А.И. Тайны русского алфавита. Нумерология [Текст]/ А.И.Печенкин. – М.: АСТ, 2005.-572с.
Синельников, В.В. Таинственная сила слова. Формула любви. Как слово воздействует на нашу жизнь. [Текст]/ В.В. Синельников.- М.: ЗАО Центр-полиграф, 2006.-255с.
Здоровьесбережение в образовательном пространстве СПО: проблемы, поиски решений, перспективы. [Текст] / Т.Г Калугина // Среднее профессиональное образование.- 2007.-№ 5.-с.5
5. Русское слово как наследие [Текст] / В.Ю. Троицкий // Литература в школе.- 2009. - №9.-с.19-22
15