Опыт внедрения ФГОС II поколения в МОУ ДОД ДДТ№2.
Жизнь после уроков.
Опыт внедрения ФГОС II поколения в МОУ ДОД ДДТ№2.
Курганова Марина Николаевна, методист
МОУ «Дом детского творчества №2» г. Новокузнецк
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Но не стоит забывать, что школа не является единственным местом получения знаний для ребенка. Формированием базовых компетенций, универсальных учебных действий с успехом занимаются и педагоги дополнительного образования при реализации внеурочной деятельности в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов.
2010-2011 год стал годом больших преобразований в МОУ ДОД «Дом детского творчества №2» г. Новокузнецка. Наше учреждение стало базовой площадкой для реализации программы «Шаг в будущее» (внеурочная деятельность учащихся 1 классов МОУ НОШ №54). Педагоги школы многие годы тесно и плодотворно сотрудничают с Домом детского творчества №2: это совместные мероприятия, методические объединения, семинары и т.д. Дети, обучающиеся в МОУ НОШ №54 – активные члены различных объединений Дома детского творчества. Территориально, два наших учреждения так же находятся в шаговой доступности друг от друга. Все эти факторы сыграли свою роль и позволили МОУ НОШ №54 предложить педагогам Дома детского творчества №2 взять на себя реализацию внеурочной деятельности.
В городе Новокузнецке в 2010-2011 году осуществлялось несколько моделей организации внеурочной деятельности:
Оптимизационная модель (на базе образовательного учреждения средствами самих педагогов).
Модель дополнительного образования (на базе учреждения дополнительного образования средствами педагогов дополнительного образования).
Комплексная (ресурсы школы+средства дополнительного образования).
Два наших учреждения (школа №54 и Дом детского творчества №2) в течение 2010-2011 учебного года реализовывали именно Модель дополнительного образования. Стоит отметить, что вся как подготовительная, так и текущая работа проводилась в тесном сотрудничестве педагогов школы и педагогов дополнительного образования. Педагоги Дома детского творчества №2, имея в своем арсенале уже разработанные дополнительные образовательные программы, видоизменяли их, приближая к новым требованиям стандарта. Все программы были четко спланированы на 4 года обучения, согласно запросам школы; скорректированы цели, задачи обучения; полностью прописана вся необходимая диагностика. Особый упор был сделан на формирование универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Методическое и техническое обеспечение образовательных программ тоже подверглось модификации. Были добавлены дополнительные средства наглядности (CD-диски, схемы, атласы, карты, диаграммы); более активно стала использоваться проекционная техника и компьютеры. Созданы новые здоровьесберегающие комплексы, с учетом возрастных особенностей обучающихся:
комплексы упражнений для глаз;
упражнений для снятия общего утомления;
упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
упражнения для снятия напряжения с плечевого пояса и рук;
комплекс упражнений, направляющий энергию на использование потенциала мозга без напряжения;
релаксационные комплексы.
Кабинеты для занятий в Доме детского творчества №2 потребовали самого минимального видоизменения, так как изначально полностью соответствовали всем заявленным в стандарте требованиям.
На момент начала работы все образовательные программы МОУ ДОД ДДТ№2, заявленные для реализации, имели внутреннюю рецензию, а 40% – внешнюю. К концу года процент программ, имеющих помимо внутренней рецензии еще и внешнюю, увеличился до 62%.
Перечень дополнительных образовательных программ, заявленных для реализации:
Изо.
Мой мир
Бумагопластика.
Народное творчество.
Я-гражданин.
Хореография.
Моя малая Родина.
Азбука туризма.
Юный каратист.
Спортивные игры.
Эти программы были объединены в комплексную программу «Шаг в будущее» и разбиты по направленностям:
Художественно-эстетическая (Изо, Бумагопластика, Народное творчество, Хореография).
Военно-патриотическая (Я-гражданин, Мой мир, Моя малая Родина).
Спортивно-оздоровительная (Азбука туризма, Юный каратист, Спортивные игры).
Следует отметить, что эти 10 программ были выбраны родителями из более широкого перечня. Вниманию родителей было предложено более 30 программ, среди которых были: Компьюша, Шахматы, Игрушка, Вокал, Азбука питания, Стиль и мода и т.д. Презентация всех программ позволила нашим социальным заказчикам - родителям выбрать наиболее подходящий для них вариант.
Как только перечень программ был установлен и утвержден, мы приступили к одному из самых сложных процессов – составлению расписания. Всего в эксперименте принимали участие четыре первых класса. Специфика занятий по дополнительным образовательным программам предполагала деление каждого класса на 2 подгруппы (по 12-13 человек). Необходимо было так выстроить процесс занятий, чтобы каждая подгруппа занималась по 1 академическому часу (30 мин) по каждой программе 1 раз неделю. Итого 10 часов внеуро
·чной деятельности в неделю на каждого ребенка. Приложение №1.
В реализации программы «Шаг в будущее» приняли участие лучшие педагоги Дома детского творчества №2, имеющие стаж работы, высшую и первую квалификационные категории, соответствующие личностные качества и готовые к постоянному процессу самообразования.
В течение всего учебного года педагоги Дома детского творчества №2 неоднократно выступали на семинарах, конференциях, круглых столах, таких как: городской семинар «Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального образования», программно-ориентированный семинар «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях реализации дополнительных образовательных программ», деловая встреча членов педагогического сообщества г.Новокузнецка и г.Новосибирска «ФГОС – стандарты будущего». Презентовали свои разработки на XIII специализированной ярмарке «Образование. Карьера. Занятость». Были написаны статьи для различных сборников, сайтов: «Модификация дополнительных образовательных программ как механизм интеграции общего и дополнительного образования в условиях внедрения в условиях внедрения стандартов второго поколения» Сборник материалов по итогам августовской конференции 2010 г.; «Роль портфолио в реализации проекта «Шаг в будущее» (внеурочная деятельности ФГОС 2010-2014 гг. на базе МОУ ДОД «Дом детского творчества №2»,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Весь опыт работы по реализации внеурочной деятельности (программы, тексты выступлений, анализ работы, психолого-педагогическая диагностика, методические рекомендации, разработки занятий и прочие материалы) собран в методическом кабинете учреждения. Кроме того, создана и регулярно обновляется электронная база данных «ФГОС II поколения в МОУ ДОД ДДТ№2». В учреждении систематически проводятся семинары, мастер-классы, открытые занятия, консультации ведущих педагогов и методистов МОУ ДОД ДДТ№2 по реализации внеурочной деятельности для коллег других образовательных учреждений г.Новокузнецка.
Вместо заключения хочется выложить для сравнения следующие схемы:
Учебный год
Наименование УО, сотрудничающих с МОУ ДОД ДДТ№2
Количество классов
Количество дополнительных образовательных программ
Количество детей
2010-2011
МОУ НОШ №54
1а, 1б,1в,1г
10
100
Учебный год
Наименование УО, сотрудничающих с МОУ ДОД ДДТ№2
Количество классов
Количество дополнительных образовательных программ
Количество детей
2011-2012
МОУ НОШ №54
1а, 1б,1в,1г
10
104
МОУ НОШ №54
2а,2б,2в,2г
98
МОУ СОШ №9
1а
10
26
МОУ СОШ№90
1а
10
25
258
что наглядно демонстрирует востребованность дополнительных образовательных программ МОУ ДОД «Дом детского творчества №2» и всего дополнительного образования в целом.
2010-2011 учебный год для МОУ ДОД «Дом детского творчества №2» стал годом настоящей инновационной деятельности. Изменение стиля работы, модификация педагогического процесса, апробация новой, по сути, формы взаимодействия с общеобразовательными учреждениями, позволило педагогам МОУ ДОД ДДТ№2 выйти на новый уровень качества дополнительного образования и привело к расширению образовательных возможностей.
Приложение №1.
День недели
Время
1а(1)
1а(2)
1б (1)
1б(2)
1в(1)
1 в(2)
1г(1)
1г(2)
понедельник
12.00-12.30
Изо
Мой мир
Народное творчество
Я-гражданин
12.35-13.05
Мой мир
Изо
Я-гражданин
Народное творчество
13.10-13.40
Народное творчество
Я-гражданин
Изо
Мой мир
13.45-14.15
Я-гражданин
Народное творчество
Мой мир
Изо
вторник
12.00-12.30
Бумагопластика
Хореография
Моя малая Родина
Азбука туризма
Юный каратист (шк№54)
Спортивные игры (шк№54)
12.35-13.05
Хореография
Бумагопластика
Азбука туризма
Моя малая Родина
Спортивные игры (шк№54)
Юный каратист (шк№54)
13.10-13.40
Моя малая Родина
Азбука туризма
Бумагопластика
Хореография
13.45-14.15
Азбука туризма
Моя малая Родина
Хореография
Бумагопластика
Среда
12.00-12.30
Изо
Мой мир
Народное творчество
Я-гражданин
12.35-13.05
Мой мир
Изо
Я-гражданин
Народное творчество
13.10-13.40
Народное творчество
Я-гражданин
Изо
Мой мир
13.45-14.15
Я-гражданин
Народное творчество
Мой мир
Изо
Четверг
12.00-12.30
Юный каратист (шк№54)
Спортивные игры (шк№54)
Бумагопластика
Хореография
Моя малая Родина
Азбука туризма
12.35-13.05
Спортивные игры (шк№54)
Юный каратист (шк№54)
Хореография
Бумагопластика
Азбука туризма
Моя малая Родина
13.10-13.40
Моя малая Родина
Азбука туризма
Бумагопластика
Хореография
13.45-14.15
Азбука туризма
Моя малая Родина
Хореография
Бумагопластика
15