Занятия 18,19 Экологические проблемы: причины появления, последствия и пути решения.
Элективный курс «Геоэкология» для 10-11 классов (профильное обучение).
Тема 4 Дестабилизация окружающей среды.
Занятие №18,19 Экологические проблемы: причины появления, последствия и пути решения.
Цель занятия:- дать понятия о дестабилизации окружающей среды, цепных реакциях техногенного происхождения, последствиях имеющих глобальное и региональное выражение в окружающей среде;
- создать атмосферу двусмысленной трактовки ряда причин вызывающих экологические проблемы разных масштабов, чем спровоцировать дискуссию;
-закрепить навыки быстроты реагирования на поставленные проблемы, используя приобретенный ранее опыт.
Задачи занятия: - изучить причины проблем разного уровня;
-раскрыть роль мониторинга в своевременном предотвращении возможных экологических катастроф;
-рассмотреть возможные пути решения экологических проблем с четким их обоснованием;
-показать значимость общества в решении нарушений в окружающей среде;
-продолжить формирование умений работать в группе, высказывать свое мнение, выслушивать других, быть толерантным.
Оснащенность занятия: презентация; компьютеры (работа в кабинете информатики, использование Интернет ресурсов)
Тема занятия
Экологические проблемы: причины появления, последствия и пути решения.
Планируемые результаты
Учащиеся понимают, что в техногенных причинах появления экологических проблем виноваты сами люди (антропогенный фактор)
Личностная значимость изучаемого на занятии
Человеческое общество несет ответственность за то, что при извлечении сиюминутной выгоды, порой не просчитываются последствия вмешательства в природные комплексы.
План занятия
1.Актуализация знаний.
2.Понятие о дестабилизации окружающей среды.
3.Классификация экологических проблем по масштабу проявления.
4.Основные глобальные экологические проблемы.
5.Этапы мониторинга за состоянием окружающей среды.
6.домашнее задание по поиску информации в Интернете по решению ряда проблем.
Методы обучения
Проблемный. Можно ли считать временем появления экологических проблем научно- техническую революцию?
Формы организации учебной деятельности
Диалог, полилог.
Приёмы деятельности учителя
Актуализация имеющихся знаний, рассказ о месте человека в природе, значении природных богатств для людей, потребительском отношении человека к природе.
Познавательные задания
1.Найти время разложения различных материалов (в Яндексе задать поиск «Время разложения различных материалов», рекомендую с.5 статья 59, с.11 статья 105, с.11 статья 108)
2.Власть имущие виноваты в причинах возникновения экологических проблем (дискуссия).
3.Выскажите свое мнение причинах появления региональных и локальных проблем.
4.Каковы последствия общеглобального повышения приземной температуры воздуха для окружающей среды?
5.Перечислите локальные проблемы нашего города.
Организация деятельности учащихся
Отвечают устно на вопросы; анализируют сообщения участников элективного курса, преподавателя слушают информацию презентации, дополняют, уточняют, комментируют по ходу её демонстрации; работают в группе, парах, с Интернет ресурсами; делают краткие записи конспекта в тетрадях, делают вывод о причинах дестабилизации в окружающей среде; обмениваются мнениями.
Развитие умений учащихся
Использовать в процессе диалога и полилога, а также дискуссии личный опыт, знания, полученные ранее, строить и обсуждать гипотезы, делать вывод и оценивать, уметь слушать и уважать мнение другого.
Основные понятия и термины занятия
Экологические проблемы, дестабилизация окружающей среды, глобальные проблемы, региональные проблемы, локальные проблемы, мониторинг, парниковый эффект, подстилающая поверхность, рельефоиды, ПДК.
Источники информации
Основные - Розанов Л.Л. Геоэкология. Учебное пособие/ элективный курс;
Дополнительные: - Радкевич В.А.Экология. Учебник.
-иллюстрации для презентации из Интернет сайтов по запросу о глобальных экологических проблемах.
Домашнее задание
Для работы в группах по выбранным темам (глобальные экологические проблемы – презентация решения) поиск информации на заданную тему по запросу (поиску на Яндексе)
Конспект урока,
Занятие представлено в виде презентации с элементами беседы и дискуссии.
Номер слайда
Комментарии к слайду: деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической
Стало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе. Тема курса «Дестабилизация окружающей сред». Дестабилизация среды - снижение её качества, неустойчивое состояние, изменение свойств вследствие материальной деятельности человечества; появление процессов и их последствий, угрожающих и (или) разрушающих жизнеобеспечение людей.
Делают запись темы занятия.
Записывают определение.
2
Из-за увеличения масштабов антропогенного воздействия, особенно в последнее столетие, нарушается равновесие в биосфере, что может привести к необратимым процессам и поставить вопрос о возможности жизни на планете. Перед человечеством встали проблемы, требующие незамедлительного решения.
Слушают, комментируют.
3
Масштабы экологических проблем зависят от площади разрушающего действия антропогенных факторов (на доску записываются виды проблем по масштабу в виде схемы).
- Почему проблемы так обозначены
-Какие глобальные проблемы вам известны?
-Какие проблемы называют региональными?
-Перечислите региональные проблемы.
-Локальные проблемы возникают на сравнительно небольших территориях, связанных с рельефом естественным либо рельефоидами. Вспомните что это из предыдущих занятий. Прослушайте сообщение о сроках разложения различных материалов в естественной среде на свалках
( несанкционированных)
Записывают схему.
Отвечают на вопросы, используя ранее приобретенный опыт
( полилог: дополняют друг друга).
- Сообщение учащейся слушают, делают записи:
разлагается бумага – 2-3 года, изделия из ткани -2-3 года, деревянные изделия несколько десятков лет, консервная банка - более 90 лет, полиэтиленовый пакет-более 200лет, пластмасса-500 лет, стекло -1000лет
4
Между здоровьем человека и здоровьем планеты существует неразрывная связь. Наше будущее невозможно без улучшения состояния окружающей его среды в настоящем.
-Обратите внимание на схему иллюстрирующую взаимосвязь между нарушениями в геологических оболочках и здоровьем человека.
- Прокомментируйте схему.
Работают в парах, дополняя друг друга.
5
Все экологические проблемы можно классифицировать по разным параметрам:
по месту возникновения:
эколого-гидротехнические (на предприятиях, связанных с выработкой энергии), эколого-промышленные
( утечка топлива, например) эколого-транспортные (катастрофы на путях сообщения связанные с разным транспортом) и т. д. проблемы;
по решаемости: решаемые, трудно решаемые, практически неразрешимые
( обращение к учащимся: прокомментируйте);
по пространственному охвату территории: локальные, региональные, глобальные;
по времени: краткоделовые, длительные, практически неисчезаемые (обращение к учащимся: прокомментируйте).
Слушают, записывают конспект.
- Раскрывают примерные принципы, пути разрешении
-Высказывают свое мнение.
6
Проблемы, связанные с нарушением компонентов ландшафта: атмосферные экологические проблемы
- загрязнение атмосферы: радиологическое, химическое, механическое, тепловое.
-Ребята, вспомните, какие причины вызывают данные проблемы, к каким последствиям они приводят?
-Перечисляют все известные причины и последствия их, дополняя друг друга (полилог)
7
Комплексные экологические проблемы: опустынивание, снижение биоразнообразия нарушение режима природоохранных территорий и т. д.
-Ребята, какие причины приводят к опустыниванию?
-Называют ряд причин и последствия, приводящие к снижению биологического разнообразия.
8
Водные экологические проблемы: истощение и загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение морей и океанов.
-Ребята, назовите глобальные и региональные, а также локальные причины, последствия указанных экопроблем.
- Отвечают на вопросы, делают краткие записи.
9
Геолого-морфологическиепроблемы: интенсификация неблагоприятных геолого-геоморфологических процессов, нарушение рельефа и геологического строения. Могут ли рельефоиды быть одной из причин указанной проблемы, перечислите другие причины.
-Отвечают на вопрос, перечисляют возможные причины.
10
Почвенные экологические проблемы: загрязнение почв, эрозия, дефляция, вторичное засоление, заболачивание и др.
-Назовите источники загрязнения почвы, вспомните виды эрозии почвы.
-Перечисляют виды эрозии, источники загрязнения.
11
Биотические экологические проблемы: сведение растительности, деградация лесов, пастбищная дигрессия, сокращение видового разнообразия и др.
- Чем вызвано сокращение биологического разнообразия, как возможно урегулирование этой проблемы?
-Отвечают на данную проблему (в парах).
12
Человек некогда стал считать себя «царем природы», подстраивая природу под свои потребности, к сожалению, мы видим, чем это может обернуться. Так кто же во всем этом виноват? Правительство,
власть имущие ища сиюминутную выгоду, либо рядовые граждане государства?
-Дискутируют, ищут решение проблемного вопроса.
13
Экологический мониторинг- система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов. Перечислите органы мониторинга в нашем городе, А. крае, могут ли школьники проводить мероприятия по контролю за состоянием окружающей среды.
-Отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях.
14
Перечислите уровни экологического мониторинга, указанные на представленном слайде.
- Работают в группах, отвечают на вопрос.
15
Перед вами частный пример мониторинга за состоянием окружающей среды в Подмосковье. Обратите внимание на факторы, подвергаемые регулярному контролю (они нанесены карту). Какие службы, по-вашему, проводят подобный контроль, с какой целью?
-Отвечают на вопросы.
16
А теперь пришло время расставить все точки над «и», необходимо подвести итог нашей работе: достигли мы поставленных целей, все проблемы данного занятия решили? Итоги будем подводить в форме презентаций на последующих двух занятиях. Но прежде вам необходимо определиться с выбором темы вашим микрогруппам, в школе, кабинете информатики и дома подобрать соответствующий печатный и иллюстративный материал, перенести на флэшкарту, для того чтобы на следующем занятии выполнить ваш краткосрочный проект « Решение экологических проблем»
- Создают микрогруппы, выбирают тему проекта, находят в Интернете «Решение экологических проблем», переносят информацию на электронный носитель, либо создают папку в «Моих документах».
Занятие № 19,20 Создание проекта « Решение экологических проблем».
Цель занятия: -дидактическая – создать условия для осмысления новой учебной информации, применение их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений;
-по содержанию:
образовательная – способствовать осознанию того, что решение проблем должно быть, но порой на это уходит много времени, финансовых вложений, а потому проблемы благодаря мониторингу можно и нужно предугадывать.
развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;
Задачи занятия: - помощь в подборе необходимой информации;
- мониторинг хода выполнения проекта, корректировка целей, задач, проблемы, актуальности выбранных тем, уточнение данных.
Тема занятия
Создание проекта «Решение экологических проблем».
Планируемые результаты
Формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики своего интеллекта.
Личностная значимость изучаемого на занятии
Материал найденный, переосмысленный самостоятельно позволит в дальнейшем не совершать ошибки предыдущих поколений.
План занятия
1.Актуализация знаний.
2.Понятие о методе проектов.
3.Классификация проектов по срокам их выполнения.
4.Этапы работы над проектом.
5.Виды учебной деятельности и методика работы.
6.Домашнее задание продолжить работу по сбору и обработке информации.
Методы обучения
Частично поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности
Групповая.
Приёмы деятельности учителя
Актуализация имеющихся знаний.
Средство
обучения
Литература, Интернет-ресурсы.
Организация деятельности учащихся
Три этапа работы (указаны ниже)
Развитие умений учащихся
Использовать в процессе диалога и полилога, а также дискуссии личный опыт, знания, полученные ранее, строить и обсуждать гипотезы, делать вывод и оценивать, уметь слушать и уважать мнение другого.
Источники информации
-Иллюстрации для презентации из Интернет сайтов по запросу о глобальных экологических проблемах, папка с записью инструментальной музыки, папка фотографиями природы, папка со звуками природы (из личного архива)
Домашнее задание
Для работы в группах по выбранным темам (глобальные экологические проблемы – презентация решения) поиск информации на заданную тему по запросу (поиску на Яндексе)
Метод проектов, применяемый в учебном процессе, приближает школьника к реальным жизненным ситуациям и на уроках при решении поставленных проблем дает возможность самовыразиться, и проявить свои творческие способности.
Этапы работы над проектом «Решение экологических проблем»:
1 - подготовительный этап - включает следующие шаги: планирование проекта в рамках программы элективного курса, выдвижение идей на занятии, обсуждение идей учениками, выдвижение ими своих идей, аргументирование своего мнения (этот этап имеет место, т. к. проект будет выполняться в течение двух-трёх занятий).
2 - организация работы - формирование микро-групп, распределение заданий в микро-группах, практическая деятельность в рамках проекта (работа с интернет ресурсами, библиотечными источниками).
Главная задача на этом этапе – сбор информации. Чтобы помочь обучающимся в организации данного процесса, советую им определиться, что они хотят узнать; решить, где лучше добыть нужную информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе; проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое; откорректировать и оформить материал как проект группы.
3 - завершающий этап – контроль над выполнением проекта, документирование проекта, презентация результатов проекта, подведение итогов выполнения проекта.
Учебное занятие проектное обучение (исследовательский проект)
Этап занятия
Этап работы над проектом
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Запуск проекта
Определяет готовность учащихся к работе, сосредотачивает внимание на проектной деятельности, помогает сформировать группы и найти партнеров. Тема проекта «Решение экологических проблем»
Подготавливают рабочее место для разработки проекта, формируют группы (по три человека), определяют партнеров; подключаются к интернету; работают с заранее подобранной литературой.
Целеполагание и мотивация
Планирование работы
Формирует задание для самостоятельной работы (указаны ниже). Проблема: только человеку под силу изменять окружающую среду, улучшать её качественно, исправлять ошибки предыдущих поколений. Предложить выбор презентации проекта.
Анализируют проблему. Обсуждают главную идею будущего проекта. В ходе дискуссии определяют вид проекта: выступление, доклад или презентацию. Определяют форму презентации, распределяют обязанности в совместном проекта.
Актуализация знаний и умений
Определение уровня готовности к поисковой работе – самодиагностика
Подготавливает учащихся к выполнению исследования. Нацеливает на использование понятий: глобальные экологические проблемы, гидрологический режим, радиологическое загрязнение, опустынивание, снижение биологического разнообразие, рельеф, рельефоид, дефляция, деградация лесов, дигрессия, мониторинг.
Выясняют пути достижения цели, вспоминают основные понятия темы, приемы отбора содержания и решения проблемы, алгоритм работы с презентацией, проектом.
Первичное усвоение знаний
Сбор информации
Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует, предлагает дополнительные источники информации (видео - и аудиоколлекции)
Знакомятся с источниками информации, в ходе групповой дискуссии отбирают главное, основное содержание будущего проекта.
Осознание и осмысление учебного материала
Структурирование информации
Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся, помогает выбрать оптимальный вариант решения проблемы, оформить предварительный ответ. Рекомендует структурировать содержание проекта, ориентируясь на алгоритм проекта.
Выполняют исследование: анализируют информацию, выявляют основы противоречия, формулируют гипотезу, конструируют систему вопросов, предлагают варианты решения проблемы, выбирают ее оптимальный вариант. Продолжают выполнять исследования. Структурируют содержание.
Закрепление учебного материала
Обмен информацией
Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности школьников, обмен информацией между учащимися.
Обмениваются вопросами (Целеполагание, постановка задач, проблемы, актуализация выбора темы проекта); разрабатывают форму творческого проекта; учащиеся обмениваются информацией в малых группах, заслушивают малые группы, дополняют их ответы, уточняют результаты и форму творческого отчета.
Планирование работы
Подпроблемы:
1. (Проектное задание 1).
2.. (Проектное задание 2).
3. (Проектное задание 3).
4. (Проектное задание 4).
5. (Проектное задание 5).
6. (Проектное задание 6).
Группа 1. Выполняют проект, рассказывают смысл . Подготавливают выступление и плакат.
Группа 2. Выполняют проект, конструируют ответ-доказательство; подготавливают краткий доклад для выступления перед учащимися.
Группа 3. Выполняют проект, обосновывают ответ, подготавливают выступления, иллюстрируют его схемами и рисунками.
Группа 4. Выполняют проект, подготавливают ответ на вопрос и делают плакат-опору для выступления.
Группа 5. Выполняют проект, конструируют ответ, предполагают схему,.
Группа 6. Выполняют проект, конструирует ответ на вопрос
Подведение итога занятия: ребята, на данном этапе у вас есть предварительные результаты ваших проектов, дома, общаясь в mail.ru, обменяйтесь новой информацией, продолжите работать над уточнением некоторых фактов, данных, неохваченных на занятии. На следующем занятии вам предстоит защита ваших проектов. Перед началом занятия предварительно посмотрите и оцените, всё ли у вас получилось так, кА вы задумали.
Занятие №20,21 Защита проектов по теме «Решение экологических проблем»
Цель занятия:- подведение итогов предварительной работы, защита проектов в выбранных формах;
- приобретение опыта публичной защиты, толерантное отношение к презентациям товарищей;
-поддержка товарищей, осмысление защищаемого ими материала;
Задачи занятия: - помощь учащимся в настройке презентации, поддержка морального духа и уверенности в своих силах;
- помощь (учащимся) в экспертной оценке презентации товарищей;
-подведение итогов – проведение рефлексии.
Этап занятия
Этап работы над проектом
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Применение знаний и умений в новой учебной ситуации
Оформление результатов работы
Наблюдает за деятельностью учащихся, советует, как подготовиться к творческой защите, активизирует их работу. Корректирует работу школьников, оказывает педагогическую поддержку по подготовке к защите проекта (краткие тезисы выступления, оформление и содержание плакатов, схем и др.).
В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании приемов защиты творческой работы. Каждая группа оформляет проект в соответствии с выбранной формой: готовят тезисы выступления, плакаты, схемы, карты и др.
Проверка и оценка результатов
Экспертиза проекта: рецензирование. Защита.
Помогает анализировать результаты проектной деятельности, консультирует по вопросам рецензирования. Организует личное выступление ученика, помогает оценить работу в ходе защиты.
Рецензируют содержание и форму изложения работы друг друга, определяют уровень эффективности результатов в процессе выполнения проекта. Выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы.
Подведение итогов занятия
Рефлексия
Высказывает собственное суждение о достижении цели занятия. Организует защиту каждой группы. Предлагает по ходу защиты сформулировать вопросы по теме проекта, оценить качество работы каждого проектанта. Собирает письменные работы для оценки.
Организует конкурс проектов и определение победителей по номинациям: «Самый научный», «Самый интересный», «Самый содержательный», «Самый оригинальный», «Самый иллюстрированный», «Самый лаконичный».
Оценивают результаты своей деятельности, определяют пути достижения успеха. Защищают исследовательские проекты.
Сдают письменную работу для контроля. Эксперты (участники элективного курса по одному от групп , не оценивают работу своей группы) оценивают результаты проектной деятельности, ориентируясь на основные критерии выполнения и защиты проекта .
Распределяют номинации и высказывают свои суждения по качеству содержания и оформления представленных проектов.
Рефлексия занятия:
Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой.
Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне – что было больше; у меня были затруднения в работе с группой.
Проект – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы (проекта, просто интересен); в чем затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы. Учитель предлагает в соответствии с номинациями назвать фамилии учащихся, результаты, работы которых способствовали достижению цели занятия.
Эксперты перечисляют фамилии наиболее активных учащихся и победителей каждой номинации. Учащиеся определяют уровень своих достижений
13PAGE 15
13PAGE 14115
15