Презентация Трудности адаптации первоклассников к школе и пути их решения
Трудности адаптации первоклассников к школе и пути их преодоления «Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом … как если бы от этого зависела Ваша жизнь»Л. Кьюби Адаптация –это период приспособления к новым условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ Усталый, утомлённый внешний вид ребёнкаНежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом днеСтремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темыНежелание выполнять домашние заданияНегативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ Жалобы на те или иные события, связанные со школойБеспокойный сон, повышение температуры, снижение аппетитаТрудности утреннего пробуждения, вялостьПостоянные жалобы на плохое самочувствиеЧрезмерное возбуждение, агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессияНежелание идти в школу ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ Изменение режима дня ребенка Необходимость игровой деятельности в жизни младшего школьникаНаблюдение родителей за правильной позой ребенка во время выполнения им домашних занятий во избежание искривления позвоночникаСоблюдение правил освещения рабочего места для предупреждения близорукости ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ Тренировка мелких мыщц кистей рукОрганизация правильного питания ребенка (обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей)Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка)Воспитание у ребенка самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯАДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьиУчитывать роль самооценки ребенка в процессе адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе)Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителейОбязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому в школе днюНеформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дняОбязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людейИсключение таких мер воздействия, как лишение удовольствий, физические и психические наказанияУчет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучениюПредоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностьюПоощрение ребенка и не только за учебные успехиМоральное стимулирование достижений ребенкаРазвитие самоконтроля, самооценки, самодостаточности ребенка ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ Ребенок легко справляется с программойУдовлетворенность ребенка процессом обученияСтепень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самомуУдовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем ФРАЗЫ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ Не рекомендуемые фразы для общения: Я тысячу раз говорил тебе, что… Сколько раз надо повторять… О чём ты только думаешь… Неужели тебе трудно запомнить, что… Ты становишься… Ты такой же, как… Отстань, некогда мне… Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет… ФРАЗЫ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ Рекомендуемые фразы для общения: Ты у меня умный, красивый (и т.д.). Как хорошо, что у меня есть ты. Ты у меня молодец. Я тебя очень люблю. Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому. Спасибо тебе, я тебе очень благодарна. Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился. ТЕСТ Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка.Я приучаю ребенка (с минимальной помощью, и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу)Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам.Я приветствую игры и общение ребенка с друзьями.Я часто выполняю вместе с ребенком одно и то же дело.Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом)Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня. РЕЗУЛЬТАТЫ 1 уровень (1-0,7)Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Ребенок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и сверстниками. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении. РЕЗУЛЬТАТЫ 2 уровень (0,6-0,4) У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребенка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируете ли «поле свободы» ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания. РЕЗУЛЬТАТЫ 3 уровень (0,3-0) В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезмерная опека ребенка, подмена усилий ребенка собственной активностью. Вы недостаточно даете ребенку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии. «Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я …» Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому,Родители пример ему.Пусть помнят, что с лихвойполучатВсё то, чему его научат…Коль видят нас и слышат дети,Мы за дела свои в ответе.