Методическое пособие ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА В ГОУ СПО И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»
ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НОВОГО
НАБОРА В ГОУ СПО И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»
Горохова Т.С.,
преподаватель
ТОГБПОУ «Тамбовский областной
медицинский колледж»
Формирование самооценки обучающихся – сложный, диалектически противоречивый педагогический процесс. Изменение экономических, политических и социокультурных условий в современном российском обществе повлекло за собой перенос акцентов с интересов государства в целом на интересы индивидуальной личности. Концепция модернизации российского образования на современном этапе реформирования образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. В этих условиях педагоги должны формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Наиболее эффективным способом оптимизации педагогического процесса является, на мой взгляд, – совершенствование всех этапов его организации, а отнюдь не революционные действия. Я разделяю точку зрения автора понятия «педагогическая технология» Сластенина В.А. - «.. деятельность педагога – последовательная, взаимосвязанная система действий для решения педагогической задачи .», однако конкретизируя: на всех этапах педагогического процесса. Считаю, что резервы и возможности повышения эффективности обучения можно найти на каждом из этапов.
Традиционно в педагогическом процессе выделяют:
организационно – подготовительный этап (период адаптации);
основной этап;
завершающий этап.
Адаптационный период, на период которого и приходится изучение дисциплины «Русский язык и культура речи», осложняется рядом объективных причин: незнакомый город; разлука с родителями; первые шаги в самостоятельной жизни; трудности организации быта, финансовые вопросы; непривычные порядки, новые требования, новые обязанности и т.д.. Нередко ко всему этому добавляется и субъективные факторы: слабая самоустановка на преодоление трудностей, личная пассивность, растерянность. Причину этого я вижу, в первую очередь, в том, что пришедшие к нам вчерашние школьники не обладают нужными умениями и навыками организации своего учебного труда – участия в учебном процессе – не знают как надо учиться. Все это затрудняет решение педагогических задач, мешает построить деловую атмосферу на занятиях, снижает качество результатов обучения студентов.
Именно в этот момент для педагога является очень важным установить с каждым студентом личный контакт, являющийся залогом создания рабочего тандема на весь период обучения. И зачастую в этот период очень эффективно работают «мелочи».
Результатом моей работы по данной проблеме стало создание «Пакета рекомендаций для студентов медицинского колледжа в период изучения дисциплины «Русский язык и культура речи». В структуре «Пакета» три раздела: презентация дисциплины в формировании профессиональных компетенций выпускника медицинского колледжа; методические рекомендации для студентов по самоорганизации процесса изучения дисциплины (какие формы, методы, приемы самостоятельной работы способствуют достижению высоких результатов); информация о проектной деятельности учебно-исследовательского общества студентов - «Эверест».
Раздел «Презентация дисциплины» включает распределение учебной нагрузки по семестрам, в том числе общее количество теоретических и практических занятий; планируемый контроль знаний студентов и его регулярность; перечень основной и дополнительной литературы с указанием объема информации для изучения к каждому разделу; образец личного дневника студента по дисциплине; каталоги имеющейся в библиотеке колледжа литературы; каталог наглядных пособий в кабинете русского языка и культуры речи.
Раздел «Методические рекомендации» знакомит обучающихся с основными видами образовательной деятельности студентов в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».; организацией работы на аудиторных и внеаудиторных занятиях; методикой самоподготовки к занятиям; требованиями к оформлению дневников, конспектов, рефератов; правилами поведения, обязанностями и правами; способами решения обременяющих проблем (пропуски, опоздания, двойки и другие трудности) и пр.. Содержит рекомендации по организации эффективного сотрудничества с администрацией колледжа, преподавателями и сокурсниками; критерии оценки по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Третий раздел - о проектной деятельности учебно-исследовательского общества студентов «Эверест» - знакомит обучающихся с ориентировочными «ступенями» к вершине «Эвереста»; направлениями учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы студентов; списком планирующихся экскурсий; графиком тематических заседаний, конференций, выставок и т.д.
К материалам «Пакета...» студенты могут обращаться по необходимости для уточнения отдельных моментов обучения, чтобы определить уровень своего соответствия требованиям учебной программы по дисциплине, чувствовать себя более уверенно, зная объем требований, предъявляемых к ним. Таким образом, «Пакет », на мой взгляд, призвано обеспечивать «мягкое вхождение» студента в предметную область с целью:
лучшей ориентации в содержании дисциплины;
понимания студентом методики овладения знаниями и умениями по дисциплине;
организации самостоятельной деятельности студента;
пробуждения и развития интереса к дисциплине;
организации процесса сотрудничества;
формирования потребности в самореализации и саморазвитии.
Как показывает практика, успешное решение проблем адаптационного периода обеспечивает сохранность знаний по дисциплине «Анатомия и физиология», что особенно важно при изучении клинических дисциплин, и ведет к оптимизации процесса обучения на всех последующих этапах.
Литература
Мещерякова М.А. Методика преподавания специальных дисциплин в медицинских училищах и колледжах. – М., 2013.
15