Урок по биологии на тему: «Глобальные экологические проблемы и пути их решения».
Урок по теме: «Глобальные экологические проблемы и пути их решения».
Разработала: Горбунова Елена Юрьевна.
Должность: преподаватель биологии.
Место работы: Институт природопользования, территориального развития и градостроительства (СПО) «Балтийского федерального университета им. И. Канта».
Цели урока:
Образовательные:
углубить и расширить знания студентов о глобальных экологических проблемах; рассмотреть их сущность и причины возникновения; выработать пути решения данных проблем.
Развивающие: развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с экологическими проблемами мира; совершенствование мышления и памяти с помощью интерактивных форм и методов обучения; развитие умения анализировать и обобщать полученные знания.
Воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к окружающему миру, своим действиям и поступкам; воспитание ответственности за результаты коллективной работы.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, проблемная дискуссия, самостоятельная работа, работа в группах.
Оснащенность занятия средствами обучения: компьютер, мультимедиапроектор, презентация: «Глобальные экологические проблемы», фильм «Экологические проблемы Калининградской области», учебники по дисциплине, раздаточный материал: карточки-задания.
Список литературы и интернет-ресурсов:
1.Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014. – 381 с.
2. Интернет-ресурсы:
http://ecologysite.ru
http://www/ ecolife.ru
http://nauka.relis/ruХод урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
Сегодня на уроке мы обсудим важнейшие экологические проблемы, а также предложим пути их решения. Суть проблем состоит в противоречии: с одной стороны, потребительских запросов человека, с другой – в ограниченности природных ресурсов Земли. Изменения биосферы в результате человеческой деятельности стали стремительными. Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка.
2. Актуализация знаний.
Послушайте стихотворение Михаила Дудина.
Как яблоко на блюде, У нас Земля одна.Не торопитесь, люди,Все выскрести до дна.Нe мудрено добратьсяДо скрытых тайников,Разграбить все богатстваУ будущих веков.
Мы – общей жизни зерна. Одной судьбы родня,Нам пировать позорноВ счет будущего дня.Поймите это, люди,Как собственный приказ,Не то Земли не будетУ каждого из нас.
Подумайте, почему поэт сказал: «Не то Земли не будет у каждого из нас»?
Предлагаю проверить ваши экологические знания.
Мозговой штурм.
1. Наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой (экология).
2. Впервые термин «экология» в 1866 году был введен (Э.Геккелем).
3. Элементы или условия окружающей среды, которые способны оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы (экологические факторы).
4. Факторы, влияния человека на окружающую среду (антропогенные).
5. Вид катастрофы при неразумном природопользовании (экологическая).
6. Критическое состояние окружающей среды (кризис).
7. Вещества, вызывающие повышенную чувствительность организма к воздействию факторов внешней среды (аллергены).
8. Самое опасное загрязнение (радиоактивное).
9. Загрязнение атмосферы, вызванное поступлением в неё большого количества выхлопных газов, пыли, дыма и других загрязняющих веществ (смог).
10. Дожди с содержанием кислот (кислотные).
11. Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека (ноосфера).
12. Ландшафт, созданный человеком в процессе его жизнедеятельности (техногенный).
13. Особо охраняемое законом пространство, пребывание в пределах которого, очень строго ограничено или запрещено (заповедник).
14. Список находящихся в опасности видов живых организмов, охраняемых государством (Красная книга).
15. Комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды под действием природных и антропогенных факторов
(мониторинг).
3. Изучение нового материала.
Что такое глобальная экологическая проблема?
Какие глобальные экологические проблемы вам известны?
Просмотр презентации «Глобальные экологические проблемы».
Беседа с постановкой проблемных вопросов.
Что является причиной загрязнения атмосферы? (слайд №1)
Слайд №1 Слайд №2
Какую роль в загрязнении воздуха в городах играет автотранспорт?
Что такое смог и как он образуется? (слайд №2)
Что такое «парниковый эффект» и «озоновая дыра»? Каковы причины этих явлений?
Чем опасно разрушение озонового экрана?
Почему выпадают «кислотные дожди»? Каковы их последствия?
Какое влияние оказывает загрязнение воздуха на климат, растительность, здоровье людей и животных?
Предложите меры по охране атмосферы.
В чем причины истощения и загрязнения воды? Каковы масштабы антропогенного воздействия на поверхностные и подземные воды Земли?
Назовите основные загрязняющие вещества и источники загрязнения воды?
(слайд №3)
Слайд № 3 Слайд 4
Чем опасно нефтяное загрязнение вод? (слайд №4)
Каковы последствия загрязнения гидросферы?
Какие меры применяются для предотвращения истощения и загрязнения вод?
Почему происходит загрязнение и истощение почв? (слайд №5)
Слайд № 5 Слайд № 6
Как сказывается хозяйственная деятельность человека на структуре и плодородии почвы? (слайд №6)
Предложите меры по охране почв.
В чем причина истощения минеральных ресурсов? (слайд №7,8)
Слайд № 7 Слайд № 8
Каковы основные пути рационального использования и охраны недр?
Почему важно сохранять биоразнообразие Земли и какие виды человеческой деятельности приводят к его сокращению?
Слайд № 9 Слайд № 10
Какие меры принимают для охраны редких и исчезающих видов? (слайд №9,10).
Просмотр фильма «Экологические проблемы Калининградской области».
Назовите основные экологические проблемы Калининградской области?
Что мы можем сделать для улучшения экологической ситуации в нашем городе? (слайд №11,12).
Слайд № 11 Слайд № 12
4. Рефлексия. Решение экологических задач.
Работа в группах. Ознакомление с заданиями, обсуждение в группах и выработка групповых решений.
1 группа. Некоторые ученые предполагают, что к 2025 г. повышение средней глобальной температуры составит 2,5 градуса, а к 2050 г. – 3-4 градуса. Опишите прогноз возможных последствий повышения температуры для России. Предложите меры, способствующие разрешению проблемы.
2 группа. В 1947 г. Тур Хейердал на плоту «Кон-Тики» за 101 сутки проплыл около 8 тыс. км. в Тихом океане. Океан был чист и прозрачен. В 1969 году, дрейфуя на парусной лодке «Ра», путешественник и его спутники были потрясены тем, до какой степени загрязнен Атлантический океан: они обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, консервные банки, пустые бутылки. Но особенно часто они наблюдали мазутные пятна.
Как вы думаете, если бы Тур Хейердал в 1969 году повторил путешествие в Тихом океане, увидел бы он его таким же чистым и прозрачным, каким видел в 1947 году, и почему? Возможно ли такое положение, когда воды одного океана будут сильно загрязнены, а другого океана останутся чистыми, и почему?
3 группа. Липа мелколиственная живет в лесу до 300 – 400 лет, в городских условиях – до 150 лет. У сосен, растущих в городе, сучья на вершинах отмирают. Ответьте, в чем причина плохого развития деревьев в городе. Какие меры, необходимо принимать для решения проблемы.
4 группа. В степях до появления человека обитало большое количество травоядных животных. В североамериканских прериях паслось 75 млн. бизонов, 40 млн. вилорогих антилоп, не считая грызунов. Евразийские травяные кущи с аппетитом объедали десятки миллионов туров, диких лошадей и куланов, 10 млн. сайгаков, 5 млн. дзеренов, 20 млн. сурков, несчетные орды мелких грызунов и крупных степных птиц: дроф и стрепетов. Объясните причины, по которым подавляющая часть этих огромных стад исчезла с лика планеты. Что необходимо предпринять для сохранения видового разнообразия планеты?
5. Подведение итогов занятия.
Вывод по занятию: Что нового мы узнали сегодня на занятии? Чему научились?
Студенты отвечают.
Домашнее задание:
- Учебник стр. 180-192.
- Написать эссе на тему: «Пути улучшения экологической ситуации в Калининградской области».