Положение о музее Героя Советского Союза М. С. Харченко и Второй Ленинградской партизанской бригады ГБОУ школы № 104 Санкт-Петербурга

Шиженская Н.Н.
(Санкт-Петербург, Россия, ГБОУ школа №104 имени Героя Советского Союза М.С. Харченко, е-mail: shizhenskaya56@mail.ru)

ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном музее Героя Советского Союза М. С. Харченко
и Второй Ленинградской партизанской бригады

1. Общие положения.
1.1. Музей Героя Советского Союза М. С. Харченко является тематическим систематизированным собранием подлинных материалов и копий о жизни и подвиге Героя Советского Союза М. С. Харченко, 2-ой Ленинградской партизанской бригады в годы Великой Отечественной войны. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.
1.2. Музей Героя Советского Союза М. С. Харченко и 2-ой ЛПБ создан по инициативе актива школы в 1966 году учениками и педагогами школы.
1.3. Музей в школе является научно-исследовательской лабораторией педагогического мастерства, центром культурно-просветительной работы образовательного учреждения, развивающей активность, самостоятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработке, оформления и показа музейных предметов и музейных коллекций по тематике музея, обеспечивающей максимально эффективное использование регионального компонента в процессе образования и воспитания учащихся,
Школьный музей содействует приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историческому наследию Родины, формированию духовно-нравственных ценностей, призван способствовать формированию у них гражданско-патриотических качеств, творческого развития личности, интеллектуального, общественного и духовного потенциала, расширения кругозора и воспитания познавательных интересов и способностей, овладения учащимися практических навыков поисковой и исследовательской деятельности, совершенствования образовательного процесса музейными средствами.
1.4. Экспонаты, хранящиеся в музее, являются общенациональным достоянием, входят в состав музейного и архивного фонда РФ и подлежат государственному учету в установленном порядке.
1.5. Школьный музей в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании» и настоящим «Положением».

2. Организация деятельности Музея.

2.1. Создание школьного музея явилось результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательной работы школьников и педагогов:
Собранные и зарегистрированные в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающих возможность создать музей М. С. Харченко и 2-ой ЛПБ;
Отдельное помещение, оборудованное для создания и охраны музейной экспозиции и работы ученического актива и педагогов;
Руководитель музея, владеющий методикой музееведческой работы и навыками педагога-организатора;
Наличие музейного актива из числа обучающихся, педагогов, родителей, выпускников, ветеранов партизанского движения и педагогического труда.
2.2. Профиль школьного музея определяется целесообразностью и характером имеющихся коллекций.
Школьный музей создан в память о Герое Советского Союза, отважном пулеметчике, командире диверсионного отряда имени В. Бундзена М. С. Харченко.
2.3. Деятельность музея регламентируется настоящим Положением и Уставом образовательного учреждения ГБОУ школа №104 имени Героя Советского Союза М. С. Харченко.
2.4. Цели создания музея: Музей Героя Советского Союза М. С. Харченко создан в школе №104 в 1966 году в целях воспитания у учащихся глубокой сознательной любви к своему Отечеству и родному краю, формирования у них чувства уважения и причастности к героическому прошлому своей Родины, гордости за воинов, покрывших себя неуязвимой славой на полях сражений.
2.5. Задачи работы музея:
Приобщить учащихся к активной поисковой, исследовательской, экскурсионной деятельности;
Способствовать всестороннему развитию личности учащихся, развитию их творческой активности, инициативы и самостоятельности;
Воспитывать у учащихся на примере военного поколения граждан нашей страны высокие нравственные и гражданские принципы.
2.6. Основными формами деятельности музея являются:
Поисково - исследовательская работа по изучению славного пути 2-ой Ленинградской Партизанской бригады на территории Лесной республики;
Подготовка юных экскурсоводов школьного музея;
Работа по увековечиванию памяти бойцов – партизан, подпольщиков и жителей Партизанского Края, павших в боях за Родину;
Забота и внимание к ныне здравствующим ветеранам.
2.7. Учредители музея:
Учредителем музея является Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №104 имени Героя Советского Союза М. С. Харченко Выборгского района Санкт-Петербурга.
Учредительные документы: Решение педсовета №10 от 19.06.09 г. и приказ по школе о создании школьного музея М. С. Харченко №74 от 18.08.09 г.

3. Функции Музея и содержание его деятельности.
3.1. Основными направлениями деятельности музея являются:
- поисковая работа;
- просветительская деятельность;
- организационно-техническое обеспечение (создание и пополнение фондов)
- научно-исследовательская работа.
3.2. Руководитель и актив музея проводят следующую работу по направлениям деятельности:
- организуют сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов музея;
- осуществляют поисковую работу по всем направлениям деятельности музея;
- обеспечивают сохранность музейных материалов и документов, ведут инвентарную книгу музея;
- проводят экскурсии по экспозиции музея, беседы, лекции;
- сотрудничают с другими музеями и общественными организациями;
- организуют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, выпускниками школы;
- собирают воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны;
- организуют исследовательскую деятельность учащихся, ориентированную на формирование научных творческих инициатив;
- развивают детское самоуправление;
- организует историко-краеведческие экспедиции в Партизанский край (Ленинградская, Псковская и Новгородская области).
3.3. Актив музея принимает участие в плановых переаттестациях, выставках. конкурсах, смотрах, участвует в районных и городских мероприятиях краеведческой направленности, представляя на них результаты работы по тематике Музея.

4. Учет и обеспечение сохранности фондов Музея.
4.1. Учет музейных предметов собрания Музея осуществляется раздельно, по основному и научно-вспомогательному фондам Музея:
- предметы подлинных памятников истории в Инвентарной книге №1 Основного фонда
- предметы научно-вспомогательных материалов (копии, макеты, муляжи) в Инвентарной книге №2 Вспомогательного фонда.
4.2. Памятники истории и культуры, имеющее особое научное, историческое или художественное значение, включая государственные ордена и медали, а так же предметы, сохранность которых не может быть обеспечена Музеем в полной мере, должны быть переданы в государственные музеи и не могут быть включены в фонды Музея.
4.3. Хранение в Музее взрывоопасных, радиоактивных, и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещено.
4.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, а так же находок с мест боевых действий возможно лишь после получения на них актов экспертизы органов ликвидации последствий стихийных бедствий РФ или Министерства обороны РФ.
4.5. Ответственность за сохранность всех фондов Музея несет руководитель образовательного учреждения ГБОУ школы №104 имени Героя Советского Союза М.С. Харченко Добренко И.А.

5. Руководство деятельностью музея.
5.1. Руководитель музея назначается директором школы. Он непосредственно подчинен заместителю директора по воспитательной работе.
5.3. Работа музея осуществляется на основе самоуправления. Для организации работы музея его руководитель формирует Совет из числа педагогов, учащихся школы, родителей, выпускников и ветеранов.
5.4. Общий контроль и руководство за деятельностью школьного музея осуществляют органы управления образования. Организационно-методическим центром по работе школьного музея является ДДТЮ Выборгского района.
5.5. Для рассмотрения вопросов об открытии и закрытии школьного музея, состояния его деятельности, перспектив развития необходимо согласовывать свои действия с городской комиссией по паспортизации школьных музеев, сформированной из представителей органов управления образования, специалистов государственных музеев и архивов, сотрудников заинтересованных общественных организаций. Звание «Школьный музей» было присвоено музею городской комиссией 22 марта 1995 года (паспорт № 16). В дальнейшем музей регулярно проходил паспортизацию, предпоследнюю в мае 2012 года (паспорт № 2017),сертификат.№217-С/2012. Последнюю аттестацию в 2014 году музей завоевал за 3 место в городском конкурсе музеев общеобразовательных школ, Сертификат №26.
5.6. Директор школы:
- осуществляет непосредственный контроль за организацией деятельности школьного музея;
- назначает приказом по школе руководителя музея из числа педагогических работников.
- несёт ответственность за обеспечение условий сохранности музейного фонда;
- руководит формированием единой системы использования школьного музея во всей структуре школьной жизни.
5.7. Заместитель директора по воспитательной работе:
- обеспечивает плановое изучение педагогическим коллективом научного и воспитательного потенциала школьного музея в образовательном и воспитательном процессах;
- организует изучение, обобщение и распространение лучшего опыта работы педагогов по совершенствованию процесса обучения и воспитания средствами музея Боевой славы;
- осуществляет необходимую организационную помощь директору школьного музея.
5.8. Руководитель школьного музея:
- комплектует и организует работу ученического актива школьного музея, с которым осуществляет плановую поисково-собирательную, учётно-хранительную, экскурсионную и выставочную работы;
- ведёт в инвентарной книге учёт подлинных материалов, поступающих в школьный музей, обеспечивает их систематизацию, правильное хранение и экспонирование;
- ведёт плановую научно-исследовательскую работу в архивах города, области, библиотеках по комплектованию музейного фонда документов;
- обеспечивает связь школьного музея с музеями Санкт-Петербурга и других городов России, Городским и районным Советами ветеранов Великой Отечественной войны и партизанского движения, Псковским Землячеством, средствами массовой информации района, города, России;
- планирует работу детского объединения «Долг», экскурсии и другие формы деятельности школьного музея;
- регулярно принимает участие в районных и городских краеведческих конкурсах, смотрах работы музеев Боевой Славы;
- руководит школьным музеем М. С. Харченко и 2-ой ЛПБ Шиженская Нина Николаевна, стаж педагогической работы – 43 года, руководящей работы – 5 лет, аттестована в должности руководителя музея на первую квалификационную категорию в 2014 году, обучалась на курсах «Школьное музееведение» в ГДТЮ в 2013-2014 учебном году.

6. Общие требования к работе школьного музея

6.1. Настоящие требования определяют порядок комплектования, учёта, хранения, научного описания и использования памятников материальной и духовной культуры.
6.2. Руководитель школьного музея несёт ответственность за целостность и полную сохранность всех находящихся в музеях экспонатов, за состояние учёта, инвентаризации и хранения музейных ценностей.
6.3. О всех случаях хищения или порчи экспонатов руководитель школьного музея обязан:
- немедленно сообщить директору школы;
- принять срочные меры через следственные органы к розыску похищенных экспонатов.
6.4. Руководитель школьного музея обязан обеспечить:
а) правильный учёт всех фондов музея в соответствии с настоящей инструкцией;
б) хранение музейных коллекций в условиях, гарантирующих экспонаты от порчи и хищения;
в) правильное оформление и ведение всех документов учетно-хранительного порядка;
6.5. В соответствии с должностными обязанностями руководитель школьного музея проводит следующую работу:
а) производит по соответствующим актам приём экспонатов на ответственное хранение;
б) ведет учёт и периодически проверяет наличие хранимых экспонатов;
в) ведет работу по дальнейшему изучению материалов;
г) следит за состоянием музейного оборудования, витрин и музейных экспонатов;
д) проводит систематическое наблюдение за состоянием сохранности экспонатов в экспозиции.
6.6. Руководитель музея имеет право требовать от администрации создания соответствующих условий для правильного хранения экспонатов, гарантирующих их от порчи и хищения.

Состав музейного фонда
Фонды школьного музейного фонда состоят из предметов основного музейного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов.

Основной музейный фонд составляют подлинные памятники истории, материальной и духовной культуры: предметы и документы, характеризующие историческое прошлое страны, мемориальные вещи.

В состав основного музейного фонда включается датированный материал, получивший научное определение, с обязательным указанием места его происхождения (находки).

Предметы основного музейного фонда являются первоисточниками для изучения истории края, города и служат для создания экспозиции, публикаций и т. д.

Основной музейный фонд комплектуется тематически по собраниям в соответствии с профилем и структурой музея.

При комплектовании собраний по истории Великой Отечественной войны 1941-45 гг., определении и отборе материалов, относящихся к истории, экономике, культуре и быту, в состав основного фонда включается:

а) А-1 – альбомы;
б) В-2 -подлинные документальные и вещевые материалы по истории военных действий, памятники вооруженной борьбы, имеющие историческое значение (оружие, обмундирование, снаряжение, погоны, нашивки и знаки различия, приборы и отдельные детали оборудования, инструменты); мемориальные комплексы и отдельные предметы, относящиеся к важнейшим историческим событиям, а также характеризующие жизнь и деятельность ветеранов войны и труда, народных героев, творчество известных деятелей науки и культуры;
в) Г-3 – рисунки, гравюры, картины;
г) Д-4 – компьютерные презентации, видеофильмы, информация на DVD/CD; памятники звукозаписи и кино-фото, относящиеся к важнейшим историческим событиям или к деятельности ветеранов труда и войны.
д) И-5 – изобразительные материалы: марки, открытки, схемы, карты, макеты, коллекции миниатюр;
е) К-6 - печатные издания (газеты, журналы, листовки, плакаты, карты, брошюры, учебные пособия), книги рукописные, старопечатные, с автографами, редкие издания;
ж) Н-7 - нумизматические предметы (ордена, медали, нагрудные знаки, эмблемы, значки, памятные медали, монеты, денежные знаки, облигации госзаймов, различная геральдика);
з) О-8 - трофейные материалы периода Великой Отечественной Войны 1941-45 гг,; реликвии и другие музейные материалы, в зависимости от рода войск, могут носить специфический характер. Они могут быть общего характера или принадлежать конкретному лицу;
и) П-9 - подлинные письменные и печатные документы (удостоверения, свидетельства, орденские, денежные книжки, справки, личные дела, послужные списки, анкеты, наградные листы, партийно-комсомольские и служебные характеристики, грамоты, дипломы); почтовые корреспонденции (письма "солдатские треугольники", почтовые конверты и открытки, письма родителей и героев войны, благодарственные письма от командования войсковых частей и т. п. );
к) Р-10 – рукописи научно-исследовательских работ, воспоминания участников войны, ксероксные документы;
л) С-11 – стенды;
м) Ф-12 - фотографические материалы (оригинальные негативы с натуры и фотоотпечатки, отражающие факты, события и явления общественной жизни, имеющие мемориальное значение, представляющие интерес как произведения искусства, или имеющие какие-либо другие примечательные особенности; фотодокументы (фотопортреты, групповые фотоснимки, сюжетные фотоснимки, пейзажно-панорамные);


Основной музейный фонд мемориальных музеев, посвящённых историческим событиям, комплектуется из подлинных предметов и документов, характеризующих как само событие, так и историческую обстановку, в которой данное событие происходило.

К основному музейному фонду могут быть отнесены модели и макеты, дневники, отчеты поисковых экспедиций, созданные в процессе научного и художественного творчества и изобретательства, являющиеся оригинальными для последующего производства или построения соответствующих объектов.

К научно - вспомогательному фонду относятся:
1. Материалы, изготовленные музеем для нужд экспозиции (диаграммы, схемы, карты, чертежи, макеты, муляжи и пр.);
2. Фотокопии и фотографии массового изготовления, по своему содержанию не имеющие значения памятников.
В тех случаях, когда научно-вспомогательные материалы приобретают характер памятников материальной и духовной культуры, подлежащих постоянному хранению, (например, отдельные издания массового выпуска могут стать библиографической редкостью или приобрести особое значение и т. д.) они подлежат переводу в состав основного музейного фонда, по решению школьного совета музея.

Количество единиц хранения в музее М. С. Харченко и 2-ой ЛПБ:
- в разделе «Из истории 2 ЛПБ» в основном фонде –318 единиц хранения;
- в разделе «История поискового движения 104 школы» - 649 единиц хранения.



Первичная регистрация экспонатов в школьном музее

1. Все поступившие в школьный музей предметы музейного значения после их активирования немедленно вносятся в книгу поступлений (главную инвентарную книгу) или в книгу временных поступлений.
2. Порядковый номер книги поступлений (главной инвентарной книги) обязательно проставляется на акте приёма.
3. Книга поступлений (главная инвентарная книга) должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью директора школы.
4. Порядковые номера книги поступлений проставляются на самом предмете или на картонной этикетке с шифром, прикреплённой к предмету.
5. Предметы, принятые на временное хранение, получают порядковый номер книги временных поступлений, проставленный простым карандашом.

Инвентаризация и обработка музейных фондов

1. Инвентаризация является основной формой учёта и охраны музейных фондов.
2. Инвентаризации подлежат все экспонаты основного фонда музея, поступившие в постоянное пользование.
3. Описание предмета в инвентарной книге должно составляться сотрудниками музея, не учениками. Текст описания предварительно заносится на карточку.
4. Предмет, поступивший для инвентаризации изучается и вносится в инвентарную книгу за очередным порядковым номером. Шифр и номер наносятся на предмет, затем эти данные проставляются в графе-книге поступлении (главной инвентарной книге). Этим достигается взаимосвязь между книгой первичного учёта и инвентарём.
5. Устанавливаются следующие правила заполнения граф инвентарной книги основного фонда музея:
- инвентарный номер - этот номер при записи присваивается каждому предмету. Этот номер сохраняется за ним на всё время их нахождения в музее.
- предметы, состоящие из нескольких составных частей, заносятся в инвентарь за одним номером, но каждая отдельная часть нумеруется отдельной литерой.
Например, - ЧАШКА С БЛЮДЦЕМ № 60
Чашка 60-а, блюдце 60-6 и т. д.
- при инвентаризации альбомов необходимо указывать общее количество листов с зарисовками или фотографиями, количество пустых и отсутствующих листов.
6. Наименование и описание предмета.
Наименование предмета следует начинать с предметного слова, например, КОСТЮМ, Мужской, чёрного цвета, двубортный, принадлежал ветерану Великой Отечественной войны Кабакову ИВАНУ Васильевичу и т.д.
Далее в нужных случаях указывается внешнее определение: модель, макет, чучело, сухой препарат.
7. Описание документальных материалов надо начинать с названия данного документа, например:
- СВИДЕТЕЛЬСТВО О СМЕРТИ ГРИГОРЬЕВОЙ НАТАЛЬИ ГРИГОРЬЕВНЫ, ПРИЧИНА СМЕРТИ – 73 ГОДА УПАДОК СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 СЕНТЯБРЯ 1942 ГОД.
Текст рукописный. Печать квадратная в левом верхнем углу, печать круглая в нижнем левом углу.
- газета фронтовая "ДОБРОВОЛЕЦ" от 1943 года.
Текст типографский с обеих сторон. На первой странице статья о ветеране Кабанове Иване Васильевиче.
8. Описание портретных фотографий (отпечатков и негативов).
Начинается со слов – фотография черно-белая или цветная; вслед за этим даётся описание типовых признаков портрета: голова, погрудной, поясной, в рост. Затем указывается фамилия, инициалы заснятого лица, по возможности с указанием года, к которому относится фотография.
Запись фотоотпечатков и негативов групповыми изображениями начинается с общего наименования группы, далее перечисляются заснятые в группе лица.
9. Описание фотоотпечатков и негативов, изображающих различные события, процессы, виды местности, предметы и т. п. Начинается со слов: фотография черно-белая (цветная), далее следует наименование сюжета. При записи фотоотпечатков и негативов указывается так же, по возможности, время и место фотосъёмки, фамилия лица, проводившего фотосъёмку.

Сохранность

1. При отсутствии дефектов обязательно отмечается полная сохранность предмета. Все конкретные дефекты предмета перечисляются с указанием места и размера повреждения. Данные о сохранности датируются и подписываются лицом, производящим запись. Сведения о последующих изменениях предмета вносятся при проверке музейных предметов и подписываются лицом, проверяющим музейные фонды и их сохранность. Стоимость – графа заполняется в том случае, если предмет был куплен.
2. Для инвентаризации музейных предметов устанавливаются определенные формы инвентарных книг. Инвентарные книги до их заполнения должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью директора школы.
3. Старые инвентарные книги не уничтожаются. Замена старых инвентарных книг новыми производится только в исключительных случаях и с разрешения директора школы, по получении разрешения на замену книг составляется акт, который утверждается директором шко­лы.
4. При введении в музее новых инвентарных книг в них переносятся все предметы из старых инвентарных книг. В новых книгах должна быть сделана ссылка на шифр и номер инвентаря старой, упраздненной книги, точно так же как и в старой книге должны быть проставлены шифр и номер нового инвентаря против каждого предмета.

При составлении новых инвентарных книг категорически запрещается уничтожение или нарушение целостности старых инвентарных книг, которые должны тщательно храниться на тех же условиях, что и действующие учётные документы.

При небольшом количестве отметок об исключении экспонатов в старых инвентарных книгах, в новых инвентарных книгах следует повторить полностью старые записи, чтобы не менять на экспонатах старых инвентарных номеров.

Акт на погашение старых учётных книг составляется в трёх экземплярах и один сдаётся директору на хранение.

5. На номера ненайденных экспонатов должен быть составлен специальный список пропавших предметов с указанием обстоятельств пропажи и лиц, на ответственном хранении которых они находились, со ссылкой на объяснительные документы, подтверждающие эти сведения.
6. Списание предметов, утративших музейное значение или утерянных, производится с разрешения директора школы.
7. При исключении экспоната из инвентаря музея в графе "Примечание" инвентарной книги, делается об этом специальная отметка и подписывается руководителем школьного музея и директором школы.
8. Категорически запрещается использование инвентарных номеров, освободившихся после исключения выбывших экспонатов для записи других экспонатов.
9. В случае необходимости внесения в инвентарную книгу исправлений допускается зачёркивание записей красными чернилами, но так, чтобы было ясно видно, что именно зачёркнуто. Об исправлениях делается соответствующая оговорка на той же странице книги, описи, которая заверяется подписью руководителя школьного музея, ответственного за учёт музейных ценностей и скрепляется печатью школы.


Порядок учёта и хранения учётных документов

1. Все акты, инвентарные книги постоянных и временных поступлений, книги учёта научно-вспомогательных материалов, коллекционные описи и прочие учётно-документальные материалы хранятся у руководителя школьного музея.
2. Производить в инвентарных книгах и актах помарки, подчистки и не оговоренные исправления запрещается.
3. Все документы по учёту музейных фондов регистрируются в журнале фондовых книг.

Хранение музейных фондов

1. Основным условием, обеспечивающим правильное хранение музейных фондов, является хорошее состояние здания школы в целом, а так же его отопительной и вентиляционной систем.
2. Не рекомендуется использование (частично или полностью) помещения музея не по прямому их назначению.
3. В музейном помещении допустимо только электрическое освещение.
4. За сохранность музейных фондов несут персональную ответственность директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, директор школьного музея.

7. Прекращение деятельности музея.
7.1. Вопрос о прекращении деятельности Музея, а так же о дальнейшем использовании музейных коллекций, решается директором ГБОУ по согласованию с Учредителем образовательного учреждения. Принятое решение доводится до сведения Аттестационной комиссии. Прекращение деятельности музея не допускается без решения вопроса о передаче фондов, закрепленного соответствующим актом.
7.2. Для передачи фондов Музея в профильный музей создается специальная комиссия из представителей органа управления образованием администрации Выборгского района и соответствующих учреждений.
7.3. Копия документации о прекращении деятельности Музея, паспорт и Сертификат Музея передается в ГБОУ ЦО Санкт- Петербургский ГДЮТ.


Принято педагогическим Советом №___ от «___»_____20__г.








13PAGE \* MERGEFORMAT14115