«Учение Ч.Дарвина о движущих силах и результатах эволюции. Синтетическая теория эволюции».


Контрольная работа по биологии. 11 класс.
«Учение Ч.Дарвина о движущих силах и результатах эволюции.
Синтетическая теория эволюции».
Вариант 1.
Задание 1. Выберите правильный ответ:
Основная заслуга Ч.Дарвина в развитии биологии заключается в:
1)разработке методов селекции 2)выявлении движущих сил эволюции
3)создании научных основ систематики 4)изучении палеонтологических находок.
В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:
1)колебание численности популяций 2)образование новых видов в природе
3)мутационный процесс 4)изоляция популяций.
Каковы причины борьбы за существование?
1)изменчивость особей популяции
2)ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение особей
3)природные катаклизмы
4)отсутствие приспособлений у особей к среде обитания.
Какая изменчивость служит материалом для естественного отбора?
1)сезонная 2)мутационная 3)определенная 4)фенотипическая.
Полезные мутации распространяются в популяции благодаря:
1)перемещению особей 2)свободному скрещиванию
3)физиологической изоляции 4)экологической изоляции.
Естественный отбор – это:
1)сложные отношения между организмами и неживой природой
2)процесс сохранения особей с полезными для них наследственными изменениями
3)процесс образования новых видов в природе
4)процесс роста численности популяции.
В направлении приспособления организмов к среде обитания действует:
1)методический отбор 2)естественный отбор
3)наследственная изменчивость 4)борьба за существование.
Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют:
1)движущим 2)методическим 3)стабилизирующим 4)массовым.
Что представляет собой дрейф генов?
1)случайное изменение частот встречаемости их аллелей в популяции
2)перемещение особей из одной популяции в другую
3) направленное скрещивание особей в популяции 4)результат естественного отбора.
Приспособленность растений и животных к среде обитания – результат:
1)стремления особей к самоусовершенствованию 2)деятельности человека
3)модификационной изменчивости 4)взаимодействия движущих сил эволюции.
Приспособленность растений к опылению насекомыми проявляется в:
1)образовании большого количества пыльцы 2)удлинении тычиночных нитей
3)ранневесеннем цветении 4)наличии в цветках нектара, яркого венчика.
В чем проявляется приспособленность зайца – беляка к защите зимой от хищников?
1)наличие постоянной температуры тела 2)смена волосяного покрова
3)наличие зимней спячки 4)способность быстро передвигаться по снегу.
К эмбриологическим доказательствам эволюции относят:
1)клеточное строение организмов
2)наличие сходных систем органов у позвоночных
3)сходство зародышей позвоночных животных
4)сходство процессов жизнедеятельности у животных.
Родство беспозвоночных и позвоночных можно доказать, если изучить строение:
1)хрящевых рыб 2)кольчатых червей 3)костных рыб 4)ланцетника.
Задание 2. Установите соответствие:
I. Признак отбора Вид отбора
А)сохраняет особей с полезными в данных условиях 1) естественный
среды изменениями.
Б)приводит к созданию новых пород животных 2) искусственный
и сортов растений.
В)способствует созданию организмов с нужными
человеку наследственными изменениями.
Г)проявляется внутри популяции и между популяциями
одного вида в природе.
Д)действует в природе миллионы лет.
Е)приводит к образованию новых видов и формированию
приспособленности к среде.
Ж)проводится человеком.
А Б В Г Д Е Ж
II. Признак Критерий вида
А)тело покрыто мантией. 1) морфологический
Б)раковина имеет две створки. 2) экологический
В)обитает в пресных водоемах.
Г)кровеносная система незамкнутая.
Д)питается водными микроорганизмами.
Е)личинка развивается в воде.
А Б В Г Д Е
III. Организм Направление эволюции
А)страус эму 1) биологический прогресс
Б)серая крыса 2) биологический регресс
В)домовая мышь
Сине-зеленые (цианобактерии)
Д)орел беркут
Е)уссурийский тигр
А Б В Г Д Е
Задание 3. Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных животных:
А)двухкамерное сердце рыб
Б)развитие детеныша в матке млекопитающих
В)внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся
Г)легочное дыхание у земноводных
Контрольная работа по биологии. 11 класс.
«Учение Ч.Дарвина о движущих силах и результатах эволюции.
Синтетическая теория эволюции».
Вариант 2.
Задание 1. Выберите правильный ответ:
Что представляют собой наследственность изменчивость, борьба за существование и естественный отбор?
1)свойства живой природы 2)результаты эволюции
3)движущие силы эволюции 4)основные направления эволюции.
К движущим силам эволюции относят:
1)многообразие видов 2)борьбу за существование
3)видообразование 4)приспособленность.
Каково значение борьбы за существование в эволюции?
1)сохранение особей преимущественно с полезными изменениями
2)сохранение особей с любыми наследственными изменениями
3)создание материала для отбора
4)обострение взаимоотношений между особями.
К чему приводит усиление в природной популяции мутационного процесса?
1)повышению эффективности естественного отбора
2) повышению интенсивности круговорота веществ
3)увеличению численности особей 4)совершенствованию саморегуляции.
Какова роль рецессивных мутаций в эволюции?
1)проявляются в первом поколении
2)являются скрытым резервом наследственной изменчивости
3)как правило, вредны для организма 4)затрагивают гены клеток тела, а не гамет.
Образование новых видов в природе происходит в результате:
1)стремления особей к самоусовершенствованию
2)сохранения человеком особей с полезными для него наследственными изменениями
3)0сохранения человеком особей с полезными для него наследственными изменениями 4)фенотипическая.сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями.
4) сохранения естественным отбором особей с разнообразными ненаследственными изменениями.
Как называют отбор, при котором в популяции сохраняются особи со средней нормой показателя признака?
1)стабилизирующим 2)движущим 3)искусственным 4)методическим.
Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?
1)сохранение старых видов 2)изменение нормы реакции
3)появление новых видов 4)сохранение особей с измененными признаками.
Фактор эволюции, основу которого составляет возникновение преград к свободному скрещиванию особей, называют:
1)модификацией 2)естественным отбором
3)изоляцией 4)популяционными волнами.
Каковы причины многообразия видов в природе?
1)сезонные изменения в экосистеме 2)приспособленность организмов к среде обитания
3) наследственность изменчивость и естественный отбор
4) модификационная изменчивость и искусственный отбор.
Приспособленность животных к сезонным изменениям в природе – это:
1)охота акул, скатов 2)миграция перелетных птиц
3)ночная активность летучих мышей 4)движение створок раковины моллюска.
К какому виду приспособлений относят яркую окраску божьих коровок?
1)мимикрия 2)маскировка
3)покровительственная окраска 4)предупреждающая окраска.
Приведите пример палеонтологических доказательств эволюции:
1)отпечаток археоптерикса 2)видовое разнообразие организмов
3)приспособленность рыб к жизни на разных глубинах 4)наличие раковин у моллюсков.
Органы, утратившие свою первоначальную функцию в ходе эволюции, называют:
1)атавизмами 2)рудиментами 3)гомологичными 4)аналогичными.
Задание 2. Установите соответствие:
I. Утверждение Доказательства эволюции
А)онтогенез человека, как и шимпанзе, 1) эмбриологические
начинается с зиготы.
Б)крыло птицы и лапа крота – гомологичные 2) сравнительно-анатомические
органы.
В)в стаде лошадей возможно появление трехпалых
особей.
Г)наличие жаберных щелей у зародыша млекопитающего.
Д)все позвоночные в индивидуальном развитии проходят
стадии бластулы, гаструлы, нейрулы.
А Б В Г Д
II. Признак Критерий вида
А)личинка живет в воде 1) морфологический
Б)тело уплощено. 2) экологический
В)по образу жизни – паразит.
Г)питается тканями хозяина.
Д)имеет присоски.
Е)пищеварительная система имеет ротовое отверстие.

А Б В Г Д Е
III. Характеристика Фактор среды
А)постоянство газового состава атмосферы. 1) биотический
Б)изменение толщины озонового экрана. 2) абиотический
В)изменение влажности воздуха.
Г)изменение численности консументов.
Д)изменение численности продуцентов.
Е)увеличение численности паразитов.
А Б В Г Д Е
Задание 3. Установите последовательность процессов эмбрионального развития позвоночных животных:
А)образование бластомеров в процессе дробления зиготы
Б)закладка зачаточных органов зародыша
В)слияние яйцеклетки и сперматозоида и образование зиготы
Г)развтие нервной пластинки
Д)формирование зародышевых листков
Контрольная работа по биологии. 11 класс.
«Учение Ч.Дарвина о движущих силах и результатах эволюции.
Синтетическая теория эволюции».
Ответы. Вариант 1.
Задание 1.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2 2 2 2 2 2 2 1 1 4 4 2 3 4
Задание 2.
I.
А Б В Г Д Е Ж
1 2 2 1 1 1 2
II.А Б В Г Д Е
1 1 2 1 2 2
III.А Б В Г Д Е
2 1 1 1 2 2
Задание 3.
А Г В Б
Вариант 2.
Задание 1.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
3 2 4 1 2 3 1 1 3 3 2 4 1 2
I.
А Б В Г Д
1 2 2 1 1
II.А Б В Г Д Е
2 1 2 2 1 1
III.А Б В Г Д Е
2 2 2 1 1 1
Задание 3.
В А Д Г Б