План урока литературы в 11 классе Тема урока: «Внеклассное чтение. О Художественных особенностях поэзии Тимура Юрьевича Кибирова».
План урока литературы в 11 классе
Тема урока: «Внеклассное чтение. О Художественных особенностях поэзии Тимура Юрьевича Кибирова».
Цели урока: 1. Привитие интереса учащихся к осетинской современной литературе.
2. Развитие навыков выразительного чтения.
3. Помочь учащимся понять художественные особенности поэта – концептуалиста.
Ход урока.
Опрос.
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с биографией нашего земляка Тимура Юрьевича Кибирова. Что вы узнали о поэте?
Ученик. Отец – Юрий Кириллович Запоев, полковник в отставке, участник ВОВ. Мать – Джемма Залеева, осетинка, уроженка с. Дигора. В семье 3 детей: Вероника, Сашенька, Тимур. Кибиров – псевдоним поэта по фамилии пробабушки со стороны отца Кибировой Кябо.
Ученик. Учился на филфаке Московского пединститута им. Крупской, служил в армии…
Ученик. Стихи начал писать с 13 лет. Влияние Пушкина, Лермонтова, Блока.
Читаются стихи.
Ученик. Знакомство с московскими концептуалистами Награжден в 1993 г. Международной Пушкинской премией ФРГ, в 1997 г. – премия «Антибукер», в 1998 г. – премия журнала «Орион» (Санкт-Петербург) за выдающийся вклад в российскую словесность. В 2009 г. – Премия Коста Хетагурова .Учитель. О Т. Ю. Кибирове много пишут, потому что творчество его очень своеобразно, восприятие его поэзии также разнообразно, и чтобы понять его, необходимо рассмотреть некоторые интересные художественные особенности стихов Тимура Юрьевича.
Задание: 1. Составить план лекции
2. Сделать выводы.
Лекция.
Тексты Кибирова – это смесь стилей, жанров, различных пластов речи и способов общения.
Кибиров, хорошо ориентируясь в общем культурологическом пространстве, легко востребует из него цитаты, образы, строки, ритмы, мысли и вставляет их в свои тексты, не ссылаясь на автора и как бы веря в то, что читатель сам сможет во всем разобраться. Именно поэтому считается, что современная литература элитарна, рассчитана на знающего, образованного и интеллектуально развитого читателя.
Вот несколько наиболее ярких и узнаваемых реминисценций:
Так люби же то-то, то-то, избегай, дружок, того-то, как советовал один петербургский мещанин, с кем болтал и кот ученый, и Чадаев просвещенный, даже Палкин Николай.
Ты с ним тоже поболтай.
(Пушкин)
Изредка промчится лихо на мопеде хулиган, ныне дикий внук славян.
(Пушкин)
Вот и осень. Хоть и жарко, хоть еще светло и ярко, но уже заветный клен на две трети обагрен.
(Есенин)
Вот поэтому-то, Саша, будем здесь с тобою жить, будем Родину любить, только странною любовью, слава, купленная кровью, гром побед, кирза и хром, серп и молот с топором, древней старины преданья, пустосвятов беснованье, пот и почва, щи да квас это, Саша, не для нас!
(Лермонтов)
Ветер по полю гуляет, лоб вспотевший овевает. Тучки ходят в вышине. Удивляются оне.
(Пушкин)
Тучки, тучки, вы не правы, сами шляетесь куда вы без ветрил свой краткий век?
(Лермонтов)
Характер и источники реминисценций многообразны и многоплановы: от библейского «И зазвучали ангельские трубы» до советской песни о трех танкистах: "И снова в лужах тучи ходят хмуро".
Иногда цитаты не скрытые, а со ссылкой на автора, к примеру, "солнце Визбора лесное".
Одной из отличительных особенностей стиля Кибирова являются "списки" предметов, действий, событий, запахов и так далее. Известный критик Андрей Зорин удивительно точно назвал кибировский поэтический способ изображения окружающего мира "инвентаризацией". Кстати, "списки" очень любил Пушкин, к которому Кибиров в конце поэмы отсылает свою дочь:
Так люби же то-то, то-то, избегай, дружок, того-то, как советовал один петербургский мещанин, с кем болтал и кот ученый, и Чадаев просвещенный, даже Палкин Николай. Ты с ним тоже поболтай.
"Списков" у Кибирова множество, вот один из них:
И почти, как эта лужа, только, к сожаленью, хуже, отражаю я листву, нас с тобою, синеву, старика, который тащит жердь из заповедной чащи, не страшася лесника, кучевые облака, солнце Визбора лесное, и, конечно, под сосною разложившийся пикник, блеск стекла в руках у них, завтрак на траве туристов, неопрятных гитаристов, дребезжание струны, выделение слюны от шашлычного дымочка, запоздалые цветочки, твой вопрос и мой ответ: "Можно, пап?" - "Конечно, нет!", куст (особенно рябину), свежевырытую глину на кладбище и т.п., и т.д...Не менее важной особенностью творчества поэта - я считаю, - обращение его к устному народному творчеству.
Традиционность Кибирова выражается в его постоянном интересе к фольклору и использовании элементов устного народного творчества в своих стихах. Очень показательно в этом смысле стихотворение «Песня», в котором Кибиров демонстрирует и потрясающее умение находить необычные эпитеты и сравнения:
Ты прости меня, прощай, край древесностружечный, край металлорежущий, хозрасчетный мой, ой, горюче-смазочный, ой, механосборочный, ой ты, ой, лесостепной, Да мой ты, дорогой!..Мастерство Кибирова - поэта очень своеобразно. Он умеет находить в жизни такие детали, которые сразу создают узнаваемую картину, объемную, выпуклую и четкую:
И зеленые тени, и пудра «Кармен», губы бантиком, фикса стальная. Жаль, флакончик духов с похмелюги Армен взял да вылакал, сволочь, такая.
Стихотворение, цитата из которого приведена выше, - первое из цикла «Рождественских аллегорий». Оно построено на контрасте мечты и реальности и проникнуто горечью за искалеченную судьбу женщины.
Предметом интереса поэта становится многие реалии «совковой», как сейчас принято говорить, о действительности:
В городе Горьком борьба не стихает!
Враг наш, падлюка, никак не сдыхает!
Все он пытается нам помешать
Горя не знать, наше горе не знать...
Текст стихотворения «Ветер перемен», которое не то что иронично, а даже саркастически рассказывает о периоде перестройки.
Образ Руси-тройки приобретает новые черты, получив «ускорение»:
Мчится, мчится запущенный трактор.
Но кабина пуста - погляди!
Где же ты, человеческий фактор?
Ну куда же запрятался ты?
Вот отличие от «человеческого», Божественный фактор «горько плакал, глядя с небес на «обновленную» Россию печально и строго.
С молодежью, по мнению Кибирова, дело обстоит не лучше:
Молодежь! Что же сбудется завтра с тобою?
Юность, ждут тебя трассы и бури!
Кто по 206-ой, кто с душманами в бой.
Кто родит спиногрыза по дури...
В отрывке упомянуты душманы, которые, к ужасу всей страны, тоже стали реалией советской действительности.
Нельзя не вспомнить в связи с творчеством Кибирова «странной» любви к Родине Лермонтова. Современный поэт тоже любит свою страну, ненавидя ее одновременно:
Волга-Волга! Любовью Орловой ты не так наполняешь сердце, как великой любовью народной окровавилась Русь до конца!
Эта любовь-ненависть порождает и столь противоречит эпитеты по отношению к Родине «глупая», «бедная», «злая», потом с водкой пропахшая, «родина»...
Отношение к России во многом напоминает отношение к женщине. Кибиров часто обращается к образу женщины, возможно, слишком требовательной к мужчинам в силу своего интеллекта.
Кибиров - поэт мужественный. В наше насмешливое время не каждый решится воспевать житейские подробности, узнаваемые обстоятельства обычной жизни.
Поэт сказал журналистам: «Во мне поэтического бунтарства и желание воспарять над уютом - нет».
Поэзия Кибирова лирична. Примером пронзительной лиричности Тимура Кибирова являются двадцать сонетов к Саше Запоевой (нельзя не вспомнить в связи с эти «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» И.Бродского), дочери поэта, которые демонстрируют еще и виртуозное владение Кибирова техникой стиха, в данном случае, жанром сонета.
Цикл стихов «Двадцать сонетов к Саше Запоевой» - свидетельство творческого поиска Тимура Кибирова. На вопрос «Чем вызвано появление такого цикла?» Кибиров отвечал: «В первую очередь, существованием дочери и моими отцовскими чувствами. Возникло желание отразить то, что меня волнует. Еще мне было интересно попробовать создать - под стать современной поэзии - что-то старомодное, сентиментальное и в то же время современное».
«Известно, что сонет - чрезвычайно удачно найденная форма поэзии, которая, заключая в своих 14 строках лирические высказывания с самыми различными тематическими мотивами - пейзажными картинами, философскими раздумьями, любовными и дружескими признаниями, социальными и бытовыми зарисовками, политическими и гражданскими заявлениями и так далее, очень легко воспринимается читателем и так же легко запоминается...» (О.Федотов)
Сонеты Кибирова, обращенные к маленькой дочке, - жанр в литературе более, чем неожиданный. Написаны сонеты в 1995 году, и тема их видится не просто «подготовленной предшествующими опытами», но и единство возможной, - считает А. Немзер. Сонеты к дочери не означают измены Кибирова жене или музе. Любовь одна. Всегда у всех. У Кибирова предмет любви - живая девочка. Телесней не бывает. Сегодняшняя. Сюсюкающая. Дремлющая за супом. Страхи натуральны (от кипятка и ножниц до Невзорова с ОМОНом).
Кибиров, придерживаясь формальных признаков знаменитого четырнадцатистишия, отталкивается от его содержательного штампа. Обычно сонет - стихотворение на тему любви, ирония же кибировских строк вызвана тем, что предмет любви - новорожденный ребенок:
Любимая! Когда впервые мне
Ты улыбнулась ртом своим беззубым
(верней, нелепо растянула губы),
Прожженный и потасканный вполне,
Я вдруг поплыл - как льдина по весне,
Осклабившись в ответ светло и тупо.
И зазвучали ангельские трубы и арфы серафимов в вышине!
Родительские чувства, безусловно, сильно отличаются от чувств влюбленного человека, отец не может не ощущать ответственности за жизнь ребенка, страх за существование его хрупкого и беззащитного тельца, подверженного, как кажется любому родителю, всяческим опасностям:
И понял я, что западня!
Мой ужас. Усмиренный только-только, пошел в контрнаступление. Иголки, булавки, вилки, ножницы, звеня, к тебе тянулись!
Всякая фигня опасности таила втихомолку...
Цикл сонетов сохраняет и все свойственные творческой манере Кибирова особенности (введение диалогов, синтаксически переносы, обыденные, упрощенные рифмы, рифмовка одних и тех же частей речи, разговорная интонация, мозаика реминисценции, соединение разных лексических пластов - все это нарушение канона сонета). Немало в тексте сонетов реминисцентных строк. Несколько примеров:
Чьи тексты чтит всяк сущий здесь славист
Где прелести чистейшей образцы
Учитель. Какие выводы вы отметели, послушав лекцию?
Выводы.
Ученик. - Рассмотрев всего некоторые особенности поэтического мастерства Тимура Кибирова, можно прийти к выводу, что он относится к концептуалистам. Хочу отметить его острое восприятие социального, которое изложено по-новому, предельно ясно, в критическо-игровой форме.
Ученик. – Это - новое, похожее на поэзию «Серебряного века». Отличается лиричностью, сентиментальностью и порой наивностью. Как и сентименталисты, Тимур Кибиров увлечен жанром сонета. Но эти сонеты - «кибировские», их не спутаешь с другими: они очень современны.
Ученик. - Хотя Кибиров и имеет свое лицо в поэзии, его стихи, бесспорно, являются продолжением линии утверждения российских национальных ценностей, которую до него проводили великие предшественники, но ему выпала честь восстанавливать кое-что из утерянного в 20-50-е годы XX века. Средствами своего времени ненавязчиво подводит читателя к национальным идеалам и национальным святыням на пути возрождения России.
Ученик. – Не знаю, поймут ли будущее поколение произведения Тимура Юрьевича, ведь он - поэт своего поколения, безумно любящий нашу жизнь и безумно ненавидящий пороки советской действительности. А мое поколение, пусть даже не все, понимает и любит творчество Тимура Юрьевича. Безусловно, шедеврами русской литературы будут восхищаться еще многие века, на мой взгляд, и Тимур Кибиров своим новым взглядом на все сущее явился искоркой в современной литературе, которой так не хватало.
Ученик. - Мы в Осетии не можем не гордиться, что Тимур Кибиров по происхождению наш земляк, а значит - не лишен лучших черт осетинского менталитета.
Домашнее задание: Чтение стихотворения (на ваш выбор) и лингвистический анализ его.