Реализация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Реализация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Нормативные акты, регулирующие реализацию внеурочной деятельности Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.. № 273-ФЗ «Об образовании»Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»Письмо Министерства образования и науки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»Методическое письмо ГБОУ ДПО НИРО о реализации в 5 классе ФГОС основного общего образования по предметным областям и учебным предметамСанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Понятие внеурочной деятельности Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность является важнейшим механизмом реализации основной образовательной программы основного общего образования. Задачи, решаемые внеурочной деятельностью – обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;– оптимизация учебной нагрузки обучающихся;– улучшение условий для развития ребенка;– учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Организация внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности определяет образовательная организация самостоятельно. Кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д. Основные требования к реализации внеурочной деятельности 1. Наличие утвержденных программ курсов внеурочной деятельности2. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год – не более 350 часов (существенно то, что регламентируется только максимальное количество часов)3. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность - не более 10 часов4. Допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ5. На каждом этапе реализации образовательной программы количество часов отводимых на внеурочную деятельность может изменяться (то есть, например, их может быть больше в 5 – 6 классах, а далее снижаться, и далее минимальным будет количество данных часов в 9 классе, что объективно учитывает возрастные психолого – педагогические особенности и интересы подростков) Этапы организации внеурочной деятельности 1 этап – проектныйДиагностика интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в школеМетоды:ОпросБеседаАнкетированиеИгровые методикиТворческие задания Этапы организации внеурочной деятельности 2 этап - организационно-деятельностный Создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения На втором этапе организации внеурочной деятельности все действия направляются на реализацию разработанной модели и плана Приоритетное значение в организации внеурочной деятельности основной школы принадлежит программам воспитания и социализации по типу программы развития воспитательной системы Программы внеурочной деятельности на ступени основного общего образования разрабатываются на 35 учебных недель Структура программы внеурочной деятельности Титульный листОглавление (для программ 2 и более лет обучения)Пояснительная запискаУчебный план Учебно-тематический план Содержание изучаемого курсаМетодическое обеспечениеСписок литературы Этапы организации внеурочной деятельности 3 этап - аналитический Осуществление анализа и оценки функционирования созданной системы. Предметом анализа и оценки становятся следующие аспекты:включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности;соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся;удовлетворённость участников деятельности её организацией и результатами. Модели организации внеурочной деятельности Модульный принцип Проектный метод Функционирование школы как воспитательной системы Определение групп учащихся, желающих обучаться по тем или иным программам, происходит перед началом учебного года, расписание занятий по внеурочной деятельности составляется в соответствии с выбором обучающихся и условиями конкретной школы. Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию разных направлений и видов внеурочной деятельности. Проекты могут разворачиваться последовательно или параллельно в течение учебного года и более; время для реализации проектов, в том числе каникулярное, определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов. В первую половину дня осуществляется учебный процесс, а во вторую половину дня дети заняты в воспитательных центрах (детских общественных организациях, органах ученического самоуправления и пр.) и в объединениях дополнительного образования. При этом осуществляется опора на интеграцию основных и дополнительных общеобразовательных программ.