Конспект урока «Абсентеизм: причины и пути решения проблемы»
Абсентеизм: причины и пути решения проблемы
Фёдорова Оксана Константиновна
учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №52» г. Кемерово
Количество часов, отведенных на реализацию и класс- 1 час в курсе «Обществознания», 10 класс
Цель урока – формирование активной гражданской позиции и ответственности за свой выбор, за судьбу страны и демократии в целом.
Задачи: приобщать учащихся к систематической самостоятельной и коллективной работе творческого характера; способствовать развитию навыков публичного выступления, умения отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях; формировать чувство личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор.
Творческое домашнее задание:
1 группа получила задание снять видеофрагмент «Выборы и их необходимость»;
2 группа - провести социологический опрос в Интернете;
3 группа - проанализировать активность участия граждан Кемеровской области в выборах президента РФ (2012г) и депутатов ГД РФ (2011г);
4 группа – снять видеоролик «Ты сам отвечаешь за всё».
Ход урока:
1.Организационный момент (1 минута)
2. Целеполагание (4 минуты)
Учитель:Притча о Конфуции и плачущей женщине (Приложение 1).
Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. Но вместе с тем мы неумело пользуемся ее плодами. За право выбирать люди боролись в течение двух последних столетий. Мы всегда стоим перед выбором: как поступить, что сделать? Сегодня по федеральному закону №225 от 5.12.06 г. отменен «порог явки избирателей» на избирательные участки. Трудно сделать выбор, когда речь идет о собственной судьбе, еще сложнее, когда от вашего выбора зависит судьба государства. Вы будущие избиратели, а значит, будете решать, каким путем оно будет развиваться в дальнейшем.
Учитель: У вас на столах лежат карточки, на которых написано “Выборы нужны ...”. Выберите приемлемый для вас вариант завершения предложения.
“.” - уверен(а) в необходимости выборов;
“?” - плохо понимаю тему, имею недостаточно знаний для определения своей позиции по этому вопросу;
“.. .,но...”-считаю, что выборы нужны, но есть трудности или препятствия для объективного участия в выборах.
Результаты выполненного задания (количество выбранных знаков) вывешиваются на доске. К ним учитель ещё вернётся в конце урока.
3. Публичная защита творческого домашнего задания (10 минут)
А) 1 группа представляет видеофрагмент «Выборы и их необходимость», анализирует результаты интервьюирования жителей Кедровки:
1. Когда состоятся выборы мэра города Кемерово?
2. Планируете ли Вы участвовать в выборах?
3. Избирательное право - это обязанность или демократическое достижение?
Б) 2 группа анализирует результаты социологического опроса в сети ИНТЕРНЕТ (Приложение 2)
В) 3 группа представляет результаты работы по теме «Активность участия граждан Кемеровской области в выборах президента РФ (2012г) и депутатов ГД РФ (2011г)
4.Постановка проблемы (2 мин)
Учитель: Почему граждане не всегда участвуют в выборах? (Ответы детей).
Давайте проанализируем причины и последствия отказа избирателей от участия в выборах для личности, общества и государства.
5. Работа в группах над проблемой: (презентация). (12 минут)
Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест против существующей формы правления, политического режима, проявления безразличия к осуществлению своих прав и обязанностей.
Работа проводится в два этапа:
I. Обсуждение причин абсентеизма: 1 и 2 группы обсуждают и письменно фиксируют свое видение проблемы, затем результаты группируются на доске, и в рамках коллективного обсуждения делаются общие выводы.
Предполагаемые ответы:
Отсутствие интереса к политической жизни. Пассивность, равнодушие.
Отсутствие доверия к политикам.
Неверие в проведение честных и справедливых выборов.
Политическая неграмотность людей в стране. Низкая политическая и правовая культура.
II. Обсуждение последствий абсентеизма (результаты работы 3 и 4 группы)
Предполагаемые ответы:
Экономический ущерб при организации повторных выборов.
Фальсификация избирательных бюллетеней.
К власти придут политические деятели, не выражающие преобладающего настроения в обществе.
6.Поиск решения проблемы: как поднять активность избирателей на выборах? (6 минут)
Учитель (презентация): Проблема абсентеизма – это не только российская проблема. Разные страны по-разному пытаются решить ее.
Например, в ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф.
В других странах поднимают возрастной ценз, считая молодежь неспособной к принятию важных решений. Одинаковый возраст указывается и для избирателей и для кандидатов: в Швейцарии, например, 20 лет, в Великобритании и Ирландии – 21 год, в Дании – 23 года.
Пассивное избирательное право еще более ограничено, чем активное. Например, в высшие палаты законодательных органов могут быть избраны люди, достигшие 30 лет – в США, Индии, Японии; 35 лет – в Бразилии, на Цейлоне и во Франции; 40 лет – в Бельгии, Ливии и Турции.
Депутаты Госдумы от «Справедливой России» подготовили изменения в избирательное законодательство. Депутат от «Справедливой России» отметил в интервью: «Необходимо сделать обязательным участие граждан России в выборах. За уклонение от исполнения гражданского долга думцы хотят штрафовать на сумму до 3 тысяч рублей. Эта мера позволит резко повысить число голосующих».
Учитель: Как вы думаете, поможет ли ужесточение избирательного права решить проблему неявки избирателей на голосование? (Ответы детей).
Чтобы решить проблему, нужно разобраться с причинами, которые ее вызывают (возвращаемся к причинам, записанным на интерактивной доске.)
7.Задание группам: возможное решение проблемы (6 минут)
Возможный вариант работы:
алгоритм, предложенный Цицероном: кто - что - где - чем - зачем - как - когда.
1 группа: Отсутствие интереса к политической жизни.2 группа: Низкая политическая и правовая культура.3 группа: Отсутствие доверия к политикам.4 группа: Неверие в возможность проведения честных и справедливых выборов.
Индивидуализация деятельности. Что я лично сделаю?
Видеоролик «Ты сам отвечаешь за всё». Представление творческого домашнего задания 4 группы. (2 мин)
8. Подведение итогов работы. (3 минуты)
Учитель: В начале урока вы, работая с карточками, делали выбор правильного, на ваш взгляд, варианта. Сделайте еще раз предложенное вам задание.
9. Рефлексия: (3 минуты)
Изменился ли ваш выбор? Если да, то почему?
Был ли урок полезен, почему?
10. Домашнее задание (2 минуты). Написать эссе на тему «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» Д. Нейтан.
Список литературы
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2010. – 39 [1] с. –ISBN 5-94462-025-0.
Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/12150851/
Боголюбов, Л.В. Обществознание. Профильный уровень [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.В. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова.- М. : Просвещение, 2010.- 416 с.
Воскресенский, Н.В. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения [Текст] : метод. пособие / Н.В. Воскресенский, С.И. Шехтер.- М. Просвещение, 2009.- 43 с.
Ковалёва, Е.А. В Кузбассе завершилось голосование [Электронный ресурс]: http://gazeta.a42.ru/lenta/show/v-kuzbasse-zavershilos-golosovanie.html
Приложение 1
Притча о Конфуции и плачущей женщине
Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.
-Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.
- В других областях князья угнетают свой народ.
-Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.
Приложение 2
Тест “Я – избиратель”
Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ:
1.Если Ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:
а) Сделаю, что просит;
б) Не знаю, как поступить;
в) Не сделаю.
2. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то: а) Продам;
б) Не знаю, как поступить;
в) Не продам.
3. Если в день выборов президента у Вас появится шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:
а) Не проголосую;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую.
4. Если Вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дачу (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:
а) Промолчу;
б) Не знаю, как поступить;
в) Буду просить проголосовать.
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) Проголосую за него;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую за другого кандидата.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:
а) Проголосую за него;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую за другого кандидата.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от “инородцев, из-за которых все неприятности”, то:
а) Проголосую за него;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую за другого кандидата.
8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ со 100-процентной гарантией успеха, то:
а) Проголосую за него;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую за другого кандидата.