Использование технологии интеллект — карт на уроках биологии как средство развития универсальных логических действий обучающихся


Использование технологии интеллект - карт на уроках биологии как средство развития универсальных логических действий обучающихся
Актуальность опыта
В «Стратегии модернизации образования 2020» подчеркивается необходимость изменения тех методов и технологий обучения, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей».
Цель ФГОС второго поколения – воспитание человека нового типа. Человека, не столько обладающего знаниями, но способного самостоятельно эти знания добывать, производить и творчески применять. В современном мире, где доступ к любой информации неограничен меняется роль учителя. Учитель - не транслятор знаний, непререкаемый авторитет, но организатор, руководитель, вдохновитель, советник и даже соратник в непростом деле поиска себя и смысла этого мира. Одна из важнейших методических задач образования - развитие задатков и способностей человека, его интеллекта, т.е. воспитание всестороннего развитого человека. Поэтому развитие логического мышления учащихся является одним из приоритетных направлений работы учителя. Мышление - это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.
Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимо каждому ребенку.
Интеллектуальному развитию учащихся посвятили свои разработки такие ученые как: М.В. Зуева, Н.Е. Кузнецова, А.А. Макарени, Т.С. Назарова П.А. Оржековский, М.С. Пак, Т.В. Смирнова, И.М. Титова, Г.М. Чернобельская. Среди учителей весомый вклад внесли О. А. Михеева, О.В. Двоенко, В.Е. Алексеева, О.М. Соседова.
Биология, один из самых интересных учебных предметов в школьном курсе, но вместе с этим является сложным и труднодоступным в понимании познании целостной картины мира.
Известно, что каждый преподаватель использует на своих уроках различные средства, формы и методы, для повышения эффективности обучения и обученности, улучшения качества образования, повышения мотивации учащихся.
Это достигается созданием определенного стереотипа деятельности учащихся, основу всего этого составляют известные нам всем: схемы, таблицы, плакаты, опорные схемы, в котором находится закодированный учебный материал. Не секрет, что все учащиеся с разной мотивацией, темпераментом, характером, логическим мышлением, памятью, воображением. Для некоторых учащихся тяжело даются "сухие, сложные" тексты параграфа, им трудно выявить главное, пересказать изучаемый материал. Для меня, как для учителя главное, чтобы каждый ребенок, уходя с урока что-то усвоил, понял о чем шла речь на уроке, смог воспроизвести материл, анализировать, делать выводы, смог четко определить цели и задачи.
В большинстве случаев преподаватель в первую очередь стремится обеспечить учащихся большим объёмом знаний и профессиональных умений. Выдавая основной объём в виде лекции, которая в последующем материализуется в конспект со всеми присущими ему атрибутами: текстом, списками, схемами и т.д. Классический конспект отражает логическую и временную последовательность информации, представляя знания и навыки в хронологической последовательности.
Однако знания, полученные в результате механического заучивания, являются догматическими, слабоприменимыми на практике. Действия, реализуемые по образцу, направлены на формирование конкретно-образного мышления и идут в разрез с аналитическим действием (Н.А. Мельчинская, В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова, И.Н. Саткин). Таким образом, простой линейный конспект нельзя считать одним из лучших средств для запоминания и обработки информации.
Диалогические отношения преподавателя и обучающегося, определяя основные формы организации учебного процесса, должны быть направлены на развитие мышления (логического, аналитического, творческого) и интеллектуального потенциала личности (внимание, память, воображение, работоспособность, самоконтроль). Преподаватель должен найти такой инструмент для реализации своей деятельности, результатом использования которого станет активная познавательная деятельность обучающегося, далёкая от простой репродукции.
Таким образом, очевидно противоречие между необходимостью формирования развития логического мышления, интеллектуального потенциала личности и недостаточной разработанностью механизмов и приёмов их формирования в образовательной практике школы в целом и в ходе освоения обучающимися конкретных предметов, в частности.
Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирования логического мышления обучающихся.
Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала по биологии, является технология интеллект - карт. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей. Развивает мыслительные навыки учащихся, делает образование личностно – ориентированным.
Основная гипотеза опыта – это формирование умения переработки большого объема информации и изображение ее в виде логического рисунка, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений позволит формировать многомерное логическое мышление учащихся, интеллектуальный потенциал личности.
Теоретическая база опыта
В начале XX века для обозначения мыслительных процессов появился термин «гештальт». «Гештальт» (нем. Gestalt – форма, образ, структура) означает целостность протекающих в мозгу психических процессов, таких как восприятие мира, память и т.п. Это понятие в психологию ввёл Эренфельс, считающийся одним из основателей гештальтпсихологии в Германии. Это термин означает, что все проходящие в сознании процессы, во-первых, целостны, то есть затрагивают все участки мозга; во-вторых, трёхмерны, то есть информация распространяется по участкам мозга самым непредсказуемым образом. Следовательно, запоминая какую-нибудь информацию, мы идём не путём классического конспекта, наполненного иерархической структурой, схемами, диаграммой и т.п. Мы изучаем предмет с разных сторон, при запоминании у нас возникают наводящие мысли, которые изложить в одномерном пространстве конспекта сложно. Это, в первую очередь, связано с особенностью устройства головного мозга человека.
На основании термина «гештальт» раскрывается принцип радиантного мышления. Возбуждая разные участки мозга, мы задействуем его «трёхмерную» структуру, что позволяет нам создавать ассоциативный ряд понятий. При запоминании ассоциаций с изучаемым предметом от центрального понятия расходятся в разные стороны отдельные сущности. Чем больше ассоциация, которые позволяют больше узнать о понятии и лучше удержать его в памяти, тем прочнее запоминается информация о нём. Эти ассоциации невозможно записать в классическом конспекте, не нарушив его логики, и затруднительно представить в двухмерной схеме (таблица, график, диаграмма).
Традиционный либо иерархический конспект не способен сам по себе генерировать новые мысли, непригоден для «мозгового штурма». Необходимость в поиске нового метода записи информации, избавленной от недочетов конспекта, основанного на принципе радиантного мышления, и при всем этом обычного в работе и обучении, привела южноамериканского ученого Тони Бьюзена к введению такового понятия, как Mind Мар. Перевод на российский язык mind тар встречается разный: «Ментальная карта», «Мыслительная карта», «Карта ума», более обширное распространение получил перевод «Интеллект-карта».
Степень разработанности проблемы
Учитывая особенности русского менталитета, доктор педагогических наук, профессор РАЕН Васильева Е.Е. создала «RUSSIAN MIND MAPS».
«RUSSIAN MIND MAPS» - это технология развития эффективного мышления на основе интеллект – карт, гармонично развивающая 1) логическое мышление, 2) воображение, 3) зрительную память, позволяющая мыслить «системно и целостно», запоминать на 100% учебники, анализировать, систематизировать и структурировать большие объемы информации. «RUSSIAN MIND MAPS» применяются в разных областях деятельности: обучении, профессиональной деятельности (бизнес – консультировании), повседневной жизни, процессе саморазвития (психологическом консультировании).
«RUSSIAN MIND MAPS» включает в себя 8 видов интеллект - карт
«КАРТА ПАМЯТИ» представляет собой интеллект – карту, содержащую систему иерархии ключевых слов и систему символизации, являющуюся отображением процесса мышления (или его части): «мозговой штурм» - группировка – классификация – анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность. «КАРТА ПАМЯТИ» применяется для развития творческих способностей; генерирования новых идей; написания выступлений, сочинений, курсовых и дипломных работ; планирования дел, мероприятий и времени; сбора и систематизации информации.
«КАРТА ТЕКСТА» позволяет понять и на 100% запомнить любой текст, является основополагающим методом обработки и запоминания больших объемов текстовой информации. «КАРТА ТЕКСТА» содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации. «КАРТА ТЕКСТА» мощно развивает аналитическое мышление, позволяет увидеть структуру текста и перестроить ее в строгой логической последовательности, запомнить текст со 100% точностью и вспомнить его в нужный момент по зрительному ключу.
«КАРТА ПРАВИЛА» ускоряет процесс запоминания правил и формирование навыков их практического применения. «КАРТА ПРАВИЛА» содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации. «КАРТА ПРАВИЛА» отображает процесс мышления: группировка – классификация – поэтапное представление – символизация – примеры применения – применение на практике. «КАРТА УЧЕБНИКА» позволяет понять и на 100% запомнить весь учебник или книгу. «КАРТА УЧЕБНИКА» составляется поэтапно и включает в себя другие виды интеллект – карт, содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
«МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА» применяется для 100% запоминания большого объема точной информации, т.е. различных списков, таблиц, сложных текстов и стихов, например, списка неправильных глаголов английского языка, таблицы Менделеева, списка исторических дат и т.п. «МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА» строится на основе «Универсальной техники запоминания точной информации», содержит систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
«КОНСПЕКТ – КАРТА» в 5 раз ускоряет процесс записи выступлений, лекций и их качественное усвоение. «КОНСПЕКТ – КАРТА» содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему символизации. «КОНСПЕКТ – КАРТА» мощно развивает аналитическое мышление, позволяет глубже понять и увидеть структуру выступления или лекции, а затем перестроить ее в строгой логической последовательности, внести нужные изменения и дополнения.
«ВОПРОС – КАРТА» ускоряет процесс формирования навыков, опираясь на алгоритмы мышления (деятельностный подход), например, навык выражения мысли на английском языке, навык применения правил русского языка, техники психологического и бизнес консультирования. «ВОПРОС – КАРТА» применяется при проведении интервью или других мероприятий, где важны не сами вопросы, а их последовательность. «ВОПРОС – КАРТА» улучшает процесс коммуникации и позволяет принять взвешенные решения. «ВОПРОС – КАРТА» отображает процесс мышления: «мозговой штурм» - группировка – классификация – анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» применяется для всестороннего анализа и планирования деятельности, для стратегического планирования развития личности или организации, используется в психологическом и бизнес консультировании. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» представляет собой систему из нескольких интеллект – карт. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» отображает процесс мышления: категория – «мозговой штурм» - анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность – представление - категория – «мозговой штурм» - анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» позволяет выстроить цепочку целей (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных) и в долгосрочной перспективе спланировать свою деятельность.
Изучением метода интеллект - карт в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского.
Интеллект-карта - метод изображения процесса общего системного мышления при помощи схем, предоставляющих комфортную технику другой записи линейной информации.
В образовании интеллект – карты могут быть применены для сотворения ясных и понятных конспектов лекций, получения наибольшей отдачи от чтения книг и учебников, написания рефератов.
Изучив теоретическую основу и проанализировав возможность внедрения технологии интеллект – карт в процесс обучения для повышения качества образования по биологии, я сформулировала тему своего опыта «Использование технологии интеллект - карт на уроках биологии как средство развития универсальных логических действий обучающихся».
Основу опыта составляют особенности применения основ технологии интеллект - карт как средства создания условий для самостоятельной работы и активизации логического мышления обучающихся. Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования образовательных процессов.
В основе интеллект - карт лежит предположение, что для человеческого мозга характерно ассоциативное и иерархическое мышление. Так же важную роль необходимо уделить визуализации информации, которая позволяет структурировать, а следовательно лучше понимать, обрабатывать и запоминать информацию. Мысленные образы воспринимаются нашим подсознанием так же «реально», как и события, происходящие в действительности. Визуализация – это способ передачи информации о внешней реальности в наше подсознание путём создания мыслительных образов. Мы настолько привыкли говорить и писать словами, что ошибочно считаем, будто обычная структура построения предложения является наиболее оптимальным способом запоминания вербальных образов и мыслей.
Интеллект-карты имеют ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей:
1. Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа.
2. Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные по периферии.
3. Непосредственно распознаваемыми становятся связи между ключевыми понятиями благодаря их близкому расположению по отношению друг к другу и проведённым соединительным линиям.
4. В результате всего вышесказанного информация будет восприниматься лучше и быстрее.
5. Структурный характер карты позволяет дополнять её новой информацией.
6. Каждая карта отличается внешне и по содержанию от всех остальных. Это способствует лучшему воспроизведению из памяти.
Можно однозначно сказать, что использование этого метода будет способствовать:
обучению (на запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении информации);
концентрации (особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается, не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания);
запоминанию (запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить, в дальнейшем достаточно потянуть за «крючок», и все вспомнится, у учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором);
мышлению (мышление становится более чётким и гибким, дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей и активизации творческих способностей);
мотивации.
Исходя из вышесказанного, я определила цель моего педагогического опыта: формирование логических универсальных действий обучающихся посредством использования интеллект – карт на уроках биологии.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность технологии интеллект – карт.
2. Обосновать критерии и показатели эффективности развития логических универсальных действий обучающихся в условиях применения технологии интеллект - карт.
3. Проверить эффективность педагогической модели развития логических универсальных действий обучающихся посредством использования технологии интеллект - карт.
4. Определить и практически реализовать педагогические условия развития логических универсальных действий обучающихся в процессе применения интеллект - карт.
Новизна опыта заключается в изучении и внедрении в практику преподавания уроков биологии технологии интеллект - карт, обеспечивающих эффективность развития логических универсальных действий учащихся: мотивации субъектов образовательного процесса к повышению качества мыслительной деятельности с опорой на внутренние потребности, развитие креативного мышления и др.
Диапазон опыта
Свой опыт я реализую в единой системе «Урок + внеклассная работа». Считаю, что добиться хотя бы небольших результатов у учащихся можно только путем взаимодействия деятельности на уроке и во внеклассной работе по предмету.
Описание опыта
В чем преимущества Интеллект-карт перед традиционными способами переработки информации (конспектирование  в виде текста, таблиц, графиков,  списков)?
Стандартное конспектирование
1. Демонстрирует почти полное отсутствие:
визуального ритма – промежутки между элементами, шаг визуального ритма, можно варьировать, создавая тем самым группы и подгруппы элементов;
цвета;
образов (воображения);
графического представления информации;
оперирования с многомерными объектами;
пространственной ориентации – взаимное положение объектов, определяемое направлением движения от одного объекта к другому;
гештальтаассоциаций
2. В традиционных конспектах ключевые слова нередко встречаются на разных страницах, теряются в массе менее важных слов. В итоге затрудняется формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые понятия, концепты.
3. Стандартное конспектирование в виде однообразных перечней пунктов обедняет ассоциативный ряд, приводит к потере самых неожиданных связей между ними.
4. Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:
записывается много ненужной информации;
теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;
теряется время на повторное прочтение ненужной информации;
теряется время на поиск ключевых слов.
Построение Интеллект-картСовременные технические возможности позволяют за минимальное время донести поток объемной информации и главное сделать информацию легковоспринимаемой. Карта состоит из иерархически взаимосвязанных между собой элементов, позволяющих отследить все причинно-следственные связи, сделать необходимые выводы и систематизировать имеющиеся знания. При создании Интеллект-карты проектирование всегда начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны.
Принципы рисования очень просты: (на примере Интеллект-карты «Строение мембраны»)
Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре.
От центрального образа отходят ветки первого уровня и пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. Интеллект-карта включает в себя несколько систем понятий, каждую из которых можно использовать отдельно, учитывая тему урока.
Отличие Интеллект-карты от системы понятий
В отличие от систем понятий Интеллект-карта имеет линии разной толщины и символизирует важность, очередность или другую логику взаимоотношения понятий. Принципиальная разница в том, что система понятий одномерна, т.е. каждая стрелка в системе читается одинаково – «состоит из …» или «содержит …». Обязательное условие, прежде чем перейти к обучению составления Интеллект-карт, необходимо научить обучающихся составлять систему понятий по малым тематическим объемам. Например: изучая строение мембраны используется одна схема
,
далее изучая функции – другая схема
.
А можно провести взаимосвязь в виде Интеллект-карты «Строение и функции мембраны»
.
Ителлект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
1. «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
2.«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.
3. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Интеллект-карта — это графическое выражение процесса мышления.
Законы содержания и оформления интеллект - карты:
1.Используйте эмфазу
всегда используйте центральный образ
как можно чаще используйте графические образы
для центрального образа используйте три и более цветовчаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
пользуйтесь синестезией (комбинированием всех эмоционально-чувственного восприятия). Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики
стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-картестремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
2. Ассоциируйте
используйте стрелки, когда необходимо показать связь между элементами интеллект-картыиспользуйте цвета
используйте кодирование информации
3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей
придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
используйте печатные буквы
размещайте ключевые слова над соответствующими линиями
следите за тем, чтобы длина линии примерно равна длине соответствующего ключевого слова
соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом
делайте главные линии плавными и более жирными
отграничивайте блоки важной информации с помощью линий
следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными
держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт»
старайтесь располагать слова горизонтально
4. Вырабатывайте собственный стиль
Если соблюдать все вышеизложенные правила по составлению интеллект-карт, то полученный продукт становиться полезным инструментом на уроке, в котором зафиксированы все мысли на понятном учащимся языке, а выделение цветом способствует лучшему запоминанию. Благодаря этому интеллект-карты могут применяться на уроках разных типов.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции.
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.
Учащиеся должны овладеть такими элементами универсальных логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.
Применение готовых интеллект-карт (приготовленных учителем), а так же составление их на уроках позволяет в полной мере формировать и развивать все перечисленные элементы универсальных логических действий.
Обучающиеся составляют интеллект-карты индивидуально при изучении новых тем на уроках и дома. Кроме того, метод «интеллект-карты» повышает результативность, выявляет слабые места в знании учебного предмета, проводит работу над ошибками.
Области применения интеллект - карт:
В обучении можно выделить следующие методики использования интеллект-карт:
1) Изложение (изучение) нового материала. Возможно использование предварительно приготовленных интеллект-карт учителем, как представление на уроке визуализированного лекционного материала, так и составление карты непосредственно на уроке совместно с учащимися.
2) Мозговой штурм. Карта может быть составлена в результате дискуссии или мозгового штурма по определённой теме. Также можно использовать данный инструмент как обучение учащихся пользоваться справочной литературой, с целью поиска необходимой информации, расшифровки символов и словарных обозначений.
3) Повторение. Очень удобно использование карт на уроках повторения, подготовки к итоговым и контрольным работам. Они позволяют быстро и качественно повторить пройденный материал без текстовых источников.
4) Обобщение и анализ материала. Использование на обобщающих уроках уже построенных интеллект-карт, так как они являются результатом изучения материала нескольких тем. Это позволяет наиболее полно структурировать материал, устанавливать связи между пройденными темами, укрупнять единицы информации. Например, изучение темы идет на протяжении 8 уроков и на последнем уроке темы необходимо обобщение пройденного материала. При традиционном изучении темы, на уроке повторения возникают затруднения, а при использовании интеллект-карт всё проходит в быстром темпе и без особых усилий.
5) Конспектирование. В старших классах (10-11) на уроках биологии очень много лекционных материалов, которые проходят в дистанционном режиме. Поэтому важные мысли, идеи и характеристики очень удобно фиксировать с помощью интеллект-карт, а не в традиционной работе в тетради.
6) Контроль и коррекция усвоения материала. Учитель на данном этапе анализирует составленные учащимися схемы и конспекты и имеет возможность скорректировать процесс усвоения материала.
7) Рефлексия. Подведение итогов урока, эмоционального осмысления своих действий как нельзя лучше можно проводить с помощью составления карт в различных цветовых режимах. Выражение своего состояния различными цветами очень удобно для учащихся, которые затрудняются реализовать себя и проанализировать деятельность словами. Рефлексия с помощью карт замечательно проходит среди учащихся среднего звена (5-8 классы).
Включение Интеллект-карты на уроке
Каждому обучающемуся предлагаются инструктивные вопросы, последовательность которых отражает логику изучаемого материала, а, следовательно, и составления Интеллект-карты и словарик терминов работающих при изучении данной темы.
Тема: «Плазма крови. Форменные элементы крови».
Проблемно-поисковые задания
Задание 1:
1) Допишите схему «Внутренняя среда организма» и прочитайте ее.2) Докажите, что все жидкости среды тесно связаны между собой.
Задание 2: ответить на вопросы:
1) Объясните, с позиции химии следующее утверждение: «Клетки могут существовать только в жидкой среде».2) Приведите научные доказательства того, что клетки могут существовать только в жидкой среде.3) К какому типу ткани относят кровь?4) Каков состав крови?5) Назовите форменные элементы крови?6) Какие функции выполняет кровь?7) К какому типу ткани относят лимфу?8) Какой вид имеет лимфа?9) Какой состав лимфы?10) Функции лимфы. 11) Каков состав межклеточной жидкости?12) Какие функции межклеточная жидкость выполняет?Задание 3: Словарик
Фагоцитоз – процесс обнаружения, захвата и уничтожения чужеродных тел.Лейкемия – поражение костного мозга и перерождение здоровых клеток на опухолевые.Оксигемоглобин – белок гемоглобин с О2 –  (HbO8).Анемия – понижение содержания гемоглобина в крови.Сыворотка – плазма крови без фибриногена (растворимый белок плазмы).Фибрин – нерастворимый белок, образует тромб.Гемофилия – несвертываемость крови.Гемолиз – растворение крови.
Задание 4: «Свернуть» информацию урока в Интеллект-карту «Состав крови».
Используйте терминологию:
– состав крови                                             – анемия– плазма                                                       – лейкемия– эритроциты                                              – гемофилия– лейкоциты                                                – фибрин– тромбоциты                                              – фибриноген– иммунитет                                                – вода– гемолиз                                                      – минеральные соли– форменные элементы крови                   – белки2. Вопросы для Интеллект-карт «Состав крови»: 
1) Назовите 2 основные части крови.2) Назовите составляющие плазмы.3) Какой растворимый белок плазмы вам известен?4) Назовите форменные элементы крови.5) Если концентрация NaCl в плазме, ниже, чем в эритроцитах, какое явление произойдет с клетками?6) Если понижена концентрация гемоглобина или количество эритроцитов, какое заболевание может возникнуть?7) Поражен костный мозг, какое заболевание клеток крови возникает?8) Если во внутреннюю среду попадают микробы, как реагирует организм?9) Поврежден сосуд, какие структуры помогут организму?10) Если помощи от организма нет, какое заболевание возникает?
Учитывая методику конкретного урока, в Интеллект-карте могут присутствовать символы, рисунки, формулы и т.д. Такой учебный элемент (Интеллект-карта «Клетка») работает как вводное повторение при изучении темы в 10 классе, т.к.  материал темы частично известен (изучался в курсе 9 класса), т.е. происходит активизация элементов ранее изученного содержания, которые становятся опорными при изучении нового материала.

Как идет запоминание?
Например: при помощи Интеллект-карты, требуется запоминать не 7 страниц текста (а слов несколько сотен), а 17 ключевых слов. Что гораздо проще!Для того чтобы карта отложилась в долговременной памяти необходимо ее  повторить несколько раз. По Тони Бьюзену: после одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:
Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут
В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти. Повторение подразумевает, что  ученик пробует:
по памяти воссоздать карту
и лишь потом сравнивает то, что вспомнил с оригиналом.
100%-ые возможности карты по  вовлечению учащихся в работу на уроке
Компьютерная технология позволяет корректировать движение карты в зависимости от тех учебных ситуаций, которые складываются на уроке и тех целей, которые ставит преподаватель: можно предложить достроить схему (обучающемуся или группе обучающихся) используя интерактивную доску.  В это время с остальными обучающимися проводиться работа с динамическими моделями, работа по терминологии, работа по цепочке, т.е. идет опрос всего класса каждый урок! И за короткий промежуток времени!Технология составления Интеллект-карт дает возможность целенаправленно объединить конкретные структуры, процессы, явления по объёмным темам в компактном варианте, а, следовательно, обеспечить более качественную фиксацию теоретического материала.
Приведу конкретный пример
Раскрытие понятия «клетка» в биологии – это объемный, достаточно трудный материал, который изучается на протяжении нескольких школьных лет. Использование компьютерной технологии позволяет «свернуть» и «развернуть» весь информационный объем. Интеллект-карта позволяет построить объемную модель изучения темы, ответа по теме, алгоритмов поиска решения проблем.
Вводиться четыре основных блоковых характеристик живой клетки:
Уровни клеточной организации в природе.
Разнообразие клеток в природе.
Общность химического состава всех клеток в природе.
Общность структурной организации клеток в природе.
Для каждого блока предлагается серия вопросов, которые возможно, поставить перед объяснением,  самостоятельным изучением текста или  исследовании рисунков клеток прокариот и эукариот в групповой или парной работе. Эти же вопросы работают при актуализации знаний, на этапе активного усвоения знаний, а также в контролирующих работах. Компьютерная презентация высвечивается постепенно по мере работы над материалом. Для монологического ответа необходимо весь блок «уровни клеточной организации» высветить одновременно, дав задание «прочитать» схему (отрабатывается умение разворачивать информацию). Возможно, заменить термины «эукариотический» и «прокариотический» рисунками клеток при опросе. Вариантов множество! Каждый из блоков Интеллект-карты работает на всех этапах урока, в зависимости от поставленной методической цели преподавателя. Очень эффективно использование карт на обобщающих уроках, уроках – повторения и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Групповая деятельность
Метод «Интеллект-карт» может быть использован для организации групповой деятельности учащихся. Бьюзен описывает два направления, в которых эта деятельность может быть полезна. Первое из них связано с решением проблем, поэтому оно может быть реализовано при применении проблемного и модельного методов обучения. Организация этого процесса во многом повторяет описанные выше этапы индивидуального решения проблем, поэтому мы ограничимся только кратким описанием.
1.Постановка проблемы, разъяснение цели, обеспечение всех участников необходимой исходной информацией.
2.Индивидуальное свободное извержение ассоциаций, связанных с поставленной проблемой, сопровождаемое построением каждым участником собственной интеллект-карты. 3.Обсуждение в малых группах. На этом этапе участники объединяются в группы по три-пять человек и обсуждают составленные каждым из них интеллект-карты. Перед началом обсуждения даётся установка на безоговорочное принятие и поддержку любых идей, даже кажущихся нелепыми или не относящимися к делу. Это необходимо для стимуляции дальнейшей работы по любой из предложенных ассоциативных цепей. На данную стадию работы Бьюзен рекомендует выделить не менее одного часа.
4.Составление групповой интеллект-карты. Такая первичная карта может иметь очень большие размеры, так как на ней должны быть отражены все ассоциативные цепи, предложенные каждым участником группы. Поэтому для изображения интеллект-карты требуется либо классная доска, либо лист бумаги, соизмеримый с площадью стены.
5.Составление первой редакции коллективной интеллект-карты.
6.Стадия инкубации, имеющая уже описанное ранее назначение.
7.Повторное извержение ассоциаций каждым участником группы, коррекция индивидуальных интеллект-карт, обмен идеями, редактирование групповых интеллект-карт.
8.Подготовка второй редакции коллективной интеллект-карты. Сравнение карт. Построение финальной редакции.
9.Коллективный анализ интеллект-карты. Принятие решения либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении работы с составлением её плана.
Внешне описанный процесс очень похож на традиционный мозговой штурм, однако Бьюзен считает, что интеллект-карты делают его более эффективным: «Процесс мозговой атаки силами группы при помощи интеллект-карт значительно отличается от традиционных методов, в которых погоне за идеями придаётся характер обмена мыслями в словесной форме и анализа идей в режиме нон-стоп, пока не будет достигнут результат. При подобном подходе используется лишь малая часть возможностей мозга, а результат оказывается ещё меньше, поскольку из-за игнорирования столь многих естественных ментальных сил мозга оказываются невостребованными и синергетические связи, которые эти силы делят с теми из них, что используются».
Приведённое выше описание организации групповой деятельности требует значительного времени, поэтому её реализация возможна только в рамках нестандартных уроков.
Применение Интеллект-карт в проектной деятельности
Если карта составляется учащимся или группой учащихся (проект «Генетическая терминология»), тогда само предметное содержание становиться средством запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания обучающихся. «Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Образовательный и воспитательный эффект от просмотра работ одноклассников был велик. Таким образом, при помощи Интеллект-карт решается поставленная задача – дать систему обобщённых знаний. Обучающиеся воспринимают проблему целиком и прослеживают связи между основными звеньями в этой системе, а учебный процесс становиться интересным, и нет необходимости заучивать большие объемы плохо осмысленного материала. В результате применения Интеллект-карт у обучающихся формируются системные предметные знания и развиваются умения, необходимые для самостоятельного поиска, восприятия, переработки и присвоения информации. В заключении, хочу сказать, что использование технологии составления Интеллект-карт при изучении материала – это средства запуска и поддержания саморазвития и самопознания суворовцев. При этом урок не превращается в развлечение, а используются из всего разнообразия методы и приемы, которые помогают достичь главной цели: научить суворовца учиться, не потеряться в огромном информационном потоке, а из различных источников выбирать, анализировать, классифицировать информацию. Предлагаю несколько вариантов Интеллект-карт.
Результаты
Проанализировав результаты работы по теме «Использование интеллект - карт на уроках биологии как средство развития универсальных логических действий обучающихся», пришла к выводу, что такая работа подтверждает выдвинутую гипотезу и эффективность разработанной педагогической модели развития универсальных логических действий обучающихся.
Применение интеллект-карт на дистанционных уроках биологии позволяет эффективно и качественно осуществлять процесс обучения, достигая необходимых педагогических целей с минимальными затратами времени. Кроме того всё новое в процессе обучения увлекает и мотивирует учащихся. Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. А в развитии интереса нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, и средства, с помощью которых школьник вовлекается в процесс познания. Составление интеллект-карт как нельзя лучше подходит для воплощения идет развития логических действий обучающихся.
Интеллект-карты помогают решать такие задачи, как принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие. Обеспечивают эффективность развития логических универсальных действий учащихся: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей
Литература
1) Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов "Conсept Maps" и "Mind Maps" для повышения уровня информационной компетентности обучаемых
2) http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html
3) http://www.point.ru/
4) http://www.mind-map.ru/
5) http://www.improvement.ru/zametki/mindmap/
6) http://mlm-goodnews.ru/vysvobozhdenie-intellektualnoj-energii-ili-primenenie-intellekt-kart/
7) http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm
8) http://simple-clerk.narod.ru/DATAMINING/e000.htm
Приложение 1
Примеры интеллект – карт по биологии