Статья Воспитание в духе толерантности. Пути решения проблемы.
Капитонова Н.А., учитель русского языка и литературы , руководитель структурного подразделения МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д.Потапова,
канд. фил. наук.
Воспитание в духе толерантности. Пути решения проблемы.
В современном мире проблема толерантности является весьма актуальной. Когда-то Бернард Шоу сказал: «…нам нужно научиться жить на земле, как люди». Да, настало время повысить наш уровень знаний в вопросах воспитания толерантности.
Отчего же людям еще с Библейских времен трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает… С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но межнациональные конфликты, расизм, религиозный фанатизм, международный терроризм захлестнули мир. Агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Практически ежедневно узнаём мы о новых террористических актах, о стрельбе на улицах, а теперь и в школах. В молодёжной среде, в том числе и российской, нередки всплески групповой агрессии, профашистских настроений. Поэтому вопрос сегодня стоит жестко: или люди научатся жить по законам добра и гуманности, или они не будут жить вовсе, мир просто перестанет существовать.
Ведь ещё мудрый Сенека сказал: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность.
Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначно в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народа. В английском языке «толерантность» - это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь. Во французском – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов. В китайском – проявление великодушия в отношении других. В арабском - прощение, снисхождение, сострадание, терпение, расположенность к другим. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости… Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного действия… с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.
Основными целями образовательных учреждений по формированию толерантного сознания являются:
создание благоприятных условий, способствующих формированию толерантного сознания;
развитие важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей (патриотизм, доброта, единство, дружба, милосердие, согласие, уважение старших, ценность жизни и т.д.);формирование уважительного отношения к праву, к законопослушному поведению и неприятию нарушений правопорядка;
Исходя из вышесказанного, актуальность воспитания толерантности обусловлена ростом различного рода экстремизма, агрессивности, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Школа и ВУЗ имеют большие возможности для воспитания у молодежи толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в образовательных сообществах у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Формирование толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, отношений между людьми. И дети, и взрослые накапливают опыт общения и совместной деятельности в повседневных контактах.
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у нас готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, стыд совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести своё поведение с другими, самоконтроль. Кого представлял себе Д.С. Лихачев, когда писал заповеди человечности? Он обращался ко всем людям вообще. Хотел быть услышанным :
1.Не убий и не начинай войны.
2.Не помысли народ свой врагом других народов.
3.Не укради и не присваивай труда брата своего.
4.Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5.Уважай мысли и чувства братьев своих.
6.Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
7.Чти природу как матерь свою и помощницу.
8.Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
9.Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
10.Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.
Существует множество методов и средств формирования толерантного сознания. Но русская литература и русский язык в целом являются важнейшим средством для воспитания толерантного сознания молодого поколения. Литература – это вид искусства, в котором показана ценность человеческих отношений, несущих добро или зло, любовь или ненависть, равнодушие или понимание, принятие или непринятие, отражены ценностные ориентиры разных культур и народов.
Художественная литература является самым мощным средством познания человека, инструментом, который влияет на происходящую действительность. Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и сильный характер, а значит – формирует личность человека. Особенностью русской литературы всегда было стремление к высшим духовным ценностям, к постижению глубинных законов бытия. Ведь не к богатству и знаменитости стремятся герои А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Их герои ищут смысл жизни, собственного существования, истину. Одним словом, то, что связано с сокровенным смыслом бытия мира и человека. Классическая русская литература пронизана глубоким психологизмом, раскрывающим душевные переживания и внутренний мир героев. Многие произведения , популярные среди молодежи, могут быть основой формирования толерантного сознания и поведения, важно лишь правильно обсудить и преподнести смысл прочитанного. Взаимосвязь личностного развития и литературы – реальный факт, главная функция которой – формирование у людей глубоких и устойчивых чувств, определяющих направленность поведения личности.
Обществу необходимы образцы для подражания, которые будут стимулировать не только мысли, но и действия, поступки. Опираясь на литературу и исторические процессы, описывающиеся в ней, мы изучаем не только жизнь, но и себя. Хочется, чтобы наши молодые люди всегда были успешны, поняты в той атмосфере, где они каждый день общаются, и их никогда не покидала уверенность в себе и терпимость друг к другу. Поэтесса Галина Бобылева видит решение проблемы толерантности в небезразличии наших душ:
Когда душа болит за свой невольный иль вольный грех,
То это так естественно и все понятно.
Но почему она и плачет и тревожится за тех,
Кто за собой своих грехов не замечают?
Таков небезразличных душ удел…
Побольше бы небезразличных людей в нашем мире, остро чувствующих назревшие проблемы, а самое главное, желающих принять посильное участие в их решении, и мир бы стал добрее и толерантнее.
Список литературы:
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vidahl.agava.ru/.
2. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/declar.html.
3. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Пер. с англ., послеслов. и примеч. Л. Е. Павловой. – М.; Республика, 2003.- 494 с.
4. Ильинская С.Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. – М., Праксис. – 2007. – 288 с.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ozhegov.ru/.
6. Толерантность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://matematik-dictionary.info.
7. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/1-6-2006/habermas.pdf.