Игры с прищепками в театрализованной деятельности

«Игры с прищепками в коррекционно-развивающем

обучении детей с тяжелыми нарушениями речи»
(из опыта работы)

«До пяти лет ребенок – строитель самого себя из чего бы то ни было» - отмечала автор технологии саморазвития М.Монтессори. она предлагала «утончать» детские способности в воспитывающей среде, представляющей материал для практических умений, развития моторики и сенсорики. Причем часть такого материала – повседнев- ные домашние предметы.
В работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы используем пластмассовые бельевые прищепки разного цвета и размера. На занятиях и во время свобод-ных игр детей прищепки «превращаются» в различных персонажей (животных, птиц, людей), помогая развивать мелкую моторику рук детей, закрепляя сенсорные навыки, пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи (обучение диалогической речи), воображение.
Главной целью использования нами прищепок в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи является развитие тонких движений пальцев рук. Чтобы использованный вид тренинга пальцев не был для детей скучным и утомительным, мы озвучиваем действия с прищепками веселыми стихот-ворными текстами, игровыми приемами. На прищепках приклеены головки или силуэты персонажей.
В данных упражнениях, входящих в систему коррекционно-развивающего обучения, мы придерживаемся принципа постепенного усложнения действий и речевого материала.

Игровой пальцевой тренинг для детей со среднего дошкольного возраста.

Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.
Первые упражнения – ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворным текстом.

Игра «Глупый котенок»
Материал: прищепка.
Бельевой прищепкой «кусать» ногтевые фаланги (от большого пальца к мизинцу)

Кусается сильно котенок глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь. 1 рука
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе «Кыш!» 2 рука (О.Крупенчук)

Игра «Солнышко»
Материал: силуэт солнышка в виде круга, желтого и оранжевого цвета.

Солнце утром рано встало, лучики яркие разбросало.
Не могу я их поймать, раз, два, три, четыре, пять.
Желтое и круглое, светит на детей, солнечные лучики прикрепи скорей!
1

Игра «Лев»
Материал: силуэт головы льва, прищепки желтого, оранжевого и коричневого цвета.

Лев – хозяин, царь зверей,
Его грива всех пышней!
Рыжая, косматая, до чего ж лохматая.
Я охочусь на зверей, посидев в засаде.
Эй, бегите поскорей!
На охоте – царь зверей!


Игра «Рыбка»
Материал: силуэт рыбки, прищепки разного цвета и размера.

Плавают под мостиком и виляют хвостиком.
Рыбки весело резвятся в чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.
Рыбке сделай плавники, хвостик новый прикрепи,
Цвет прищепок назови.

Игра «Угостим Жучку»
Материал: прищепки с силуэтом собачки, «косточка» - палочка (счетная или от мороженного), мисочка.

Ребенку предлагают взять из миски «косточку» левой рукой. В правой руке – прищепка – «Жучка». Правая рука подносится к левой, прищепка «Жучка» захваты-вает «косточку».

После ужина прибрались,
В миске косточки остались.
Косточки мы соберем
И собачке отнесем.
Жучка косточку схватила,
В уголочек утащила.


Так как непосредственно образовательная деятельность и деятельность по развитию речи осуществляется по лексическим темам, мы разучиваем с детьми небольшие двух-четырехстишия, и также используем их в играх с прищепками.


Игра «Расскажи о себе»

Материал: прищепки с силуэтом персонажей (птиц, животных, насекомых и т.д.)
Дети самостоятельно выбирают персонаж и разыгрывают небольшие сценки-представления.


2

Примерный художественный материал

Воробей: Я веселый воробьишка, серый маленький воришка.
Я беспечен и болтлив, и пуглив – чив-чив-чив.

Синичка: Я маленькая птичка, зовут меня синичка,
Спинкою зеленоватая, животиком желтоватая,
Черненькая шапочка и полоска шарфика.

Сорока: Я непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Очень говорливая, самая болтливая.

Снегирь: Я красногрудый, чернокрылый, люблю зернышки клевать.
С первым снегом на рябине появлюсь у вас опять.

Утка: Я пестрая крякуша, гуляю по лужку,
Плаваю в пруду, вперевалочку хожу,
Червячка себе ищу.

Гусь: Закричу я «га-га-га», налечу я на врага,
А когда я разозлюсь, больно за ноги щиплюсь.

Курочка: У меня одна привычка, каждый день несу яичко,
Это думаешь легко? Ко-ко-ко-! Ко-ко-ко!

Кукушка: Я друзья, гнездо не вью, без него всю жизнь живу.
У меня при этом страсть, в чужие гнезда яйца класть.

Грач: Я весенняя черная птица,
Люблю за плугом ходить и кормиться.

Петух: Я в деревне, на дворе, просыпаюсь на заре,
«Ку-ка-ре-ку!» - я кричу, разбудить я вас хочу.

Жук: Я жук, веселый жук, в воздухе летаю,
Громко песню распеваю: ж-ж-ж.

Божья коровка: Я божья коровка – красная спинка,
Вредных тлей я поедаю и деревья сохраняю.

Кошка: Я мохнатенькая и усатенькая, на лапках царапки,
Молочко пью, «мяу-мяу» - пою.

Собака: Я с хозяином дружу, дом сторожу,
Живу под крылечком, а хвост колечком.

Конь: Я высокий и красивый, у меня густая грива.

3

Черепаха: Я – обжора – черепашка! Панцирь – вот моя рубашка.
Отдохну немножко – на обед поймаю мошку.

Заяц: Я и белый, и пушистый – в лесу живу,
Прыжками вперед скачу.

Белка: Я проворная зверюшка, живу в дупле-избушке,
Целый день скок-поскок, отыскала грибок,
Нанизала на сучок.

Лиса: Я хитрая лиса, леса темного краса,
По полянке побегу, лисий след свой замету
И зайчишку подстерегу.

Волк: Я серый волк, зубами щелк,
Я ищу себе еду, я всегда голодный.
Поскорее побегу, может, что-нибудь найду.

Крокодил: Я в реках Африки живу, зеленый и зубастый,
Под воду всех я утащу, а потом и проглочу.

Медведь: Я большой и неуклюжий, косолапый и смешной.
Я живу в лесу дремучем, очень мед люблю пахучий.

Лев: К зебрам я подкрался сзади, и тихонько жду в засаде.
Эй! Бегите поскорей! На охоте – царь зверей!

Рыбка: По земле я не хожу, рот есть, да не говорю,
Глаза есть – не мигаю, крылья есть – не летаю.

Бабочка: Много на клумбе ярких цветов,
Я над цветами летаю, нектар собираю.

Лягушка: Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка.

Ящерица: Я как змейка, в траве мелькаю, хвостом виляю,
Хвост оборву – другой наживу.

Ёж: Я колючий, словно ёлка,
На спине ношу иголки.

Верблюд: Некрасив я и горбат, только для пустыни – клад.
Много дней могу идти, чтобы грузы принести.

Обезьяна: Люблю я сладкие бананы, качаюсь ловко на лианах.
Хвостом за ветку зацеплюсь, висеть совсем я не боюсь.

4

Сова: Я всю ночь летаю, мышек добываю,
А станет светло – лечу спать в дупло.

Пингвин: В черном фраке среди льдов с виду очень я хорош.
Птица я, но не летаю, ластами по льду шагаю.

Тигр: Очень я похож на кошку, только хищник я, как лев.
Рыжий в черную полоску, нагоняю страх на всех.

Кенгуру: Я в Австралии живу, детеныша в сумке ношу.

Песец: Похож я внешне на лису, но только не живу в лесу.
Я белый северный зверек, а шерсть моя, как гладкий шелк.

Лось: Ношу огромные рога, сохатым все зовут меня,
Питаюсь я в лесу травой, к реке хожу на водопой.

Носорог: Я – носорог, без лишних слов в драку броситься готов.
Я не дам себя в обиду, неуклюж я только с виду.
Украшает нос мой рог, я с врагами очень строг!

Тюлень: Неуклюжим обзывают, но на Севере все знают,
Что я плаваю, как рыба, неуклюжим быть обидно!
Жир замерзнуть не дает, я могу нырнуть под лед.

Морж: Горжусь я – морж, усами и острыми клыками.
Мы на Севере живем, где снега и лед кругом.
На тюленя я похож, хвост и ласты есть,
Только острые клыки не дают мне лечь.
Мне не холодно во льдах, толстый жир спасает,
Как у дедушки, усы мокрые свисают.

Слон: Всех огромней в джунглях слон, напролом шагает он.
Грозно бивнями блестит, вкусно листьями хрустит.

Зебра: Я – зебра – резвая коняшка, полосатая рубашка,
Скачем друг за другом африканским лугом.

Белый медведь: На рыбалку не спеша, я иду вразвалку,
Я ведь старый рыболов, знаю, ждет меня улов.
Шерсть белая моя, как снег, и черной пуговицей нос,
Я самый главный среди льдов и напугать могу всерьез.

Тигр: Тигры – знают все ребята, ходят в шкурах полосатых,
От хвоста и до ушей цвет песка и камышей.

Лев: Я – грозный лев с огромной гривой, воду пью неторопливо.
Я – лев гривастый – царь зверей, в джунглях зверя нет сильней.
5

Бобр: Мы ребята хваткие, себе строим хатки мы.
Спилим ивы и осины, и построим мы плотины.

Бегемот: В жаркой Африке живу, целый день в реке сижу,
Неуклюж я, словно слон, ем траву я, как и он.

Мышка: Я – маленький зверек, серенькая шубка,
Длинный хвост, остренькие зубки.
Меня по писку узнают и длинному хвосту,
И на съеденье отдают и кошке и коту.


По мере освоения детьми упражнений с прищепками, предлагаем детям действовать двумя руками одновременно. Ребенок берет две прищепки – в правую и левую руки,
открывают и закрывают «ротик» прищепки, читая стихи.

«Щенята»
Материал: две прищепки с наклеенными силуэтами собак.

Два щеночка лают, друг друга не кусают,
Только голос подают, видно зубы берегут.

«Грачата»
Материал: две прищепки с силуэтами головок птичек.

Двое маленьких грачат целый день в гнезде кричат:
«Гра-гра-гра! Гра-гра-гра!»
Открывают рты грачата, видно очень есть хотят.

«Разговор лягушек» (1 вариант)
Материал: две прищепки с силуэтом лягушек.

- Ква! Ква! Ква! – В речку прыгать нам пора!
-Ква! Ква! Ква! – Плавать можно до утра!


Широко используем прищепки в разыгрывании сценок, где двое детей воспроизводят диалог персонажей. Замещая их «говорящими прищепками»

«Разговор лягушек» (2 вариант)

- Кума, ты к нам?
- К вам, к вам! К воде скачу, ловить хочу!
- А кого ловить, кума?
- Карпа, рака и сома.
- Как поймаешь, дашь ли нам?
- Как не дать? Конечно, дам!
(С.Маршак)
6


«Петушок и собака»
Материал: прищепки с силуэтом собачки и петушка.

Петушок: «Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать!»
Собачка: «Петя-Петя-Петушок! Не буди меня дружок!
Спать я ночью не могу, дом я ночью стерегу!»


«Лисица и утка»
Материал: прищепки с силуэтом лисы и утки.

Лиса: Уважаемая Утка! Я люблю Вас просто жутко!
Прилетайте же ко мне! Посидим наедине!

Утка: Ах, спасибо Вам, Лисица, но мне что-то не сидится!
(М.Дружинина)


«Медведь и лиса»
Материал: прищепки с силуэтом медведя и лисы.

Лиса: - Ты куда идешь, медведь?
Медведь: - В город, елку присмотреть.
Лиса: - А зачем тебе она?
Медведь: - Новый год встречать пора.
Лиса: - Где поставишь ты её?
Медведь: - В дом возьму к себе, в жилье.
Лиса: - Что ж не вырубил в лесу?
Медведь: - Жалко, лучше принесу.


«Кисонька – Мурысонька»
Материал: прищепки с силуэтами кошки и девочки.

Девочка: - Кисонька – Мурысонька, ты, где была?
Кисонька: - На мельнице.
Девочка: - Кисонька – Мурысонька, что там делала?
Кисонька: - Муку молола.
Девочка: - Кисонька – Мурысонька, что из муки пекла?
Кисонька: - Прянички.
Девочка: - Кисонька – Мурысонька, а с кем прянички ела?
Кисонька: - Одна.
Девочка: - Не ешь одна, не ешь одна!



7


«Фома»
Материал: прищепки с силуэтом деда и мальчика.

Дед: - Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?
Фома: - Еду сено косить.
Дед: - На что тебе сено?
Фома: - Коровок кормить.
Дед: - А на что коровы?
Фома: - Молоко доить.
Дед: - А зачем молоко?
Фома: - Ребяток поить.


«Бабочка»
Материал: прищепки с силуэтом цветка и бабочки.

Цветок: - Бабочка, давай дружить. Веселее в дружбе жить!
Бабочка: - Много на клумбе ярких цветов,
Я над цветами летаю, нектар собираю.


«Разговор с котом»
Материал: прищепки с силуэтами мальчика или девочки и кота.

- Почему ты черен, Кот?
- Лазил ночью в дымоход!
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел!
- Почему ты серым стал?
- Пес меня в пыли валял!
- Так какого же ты цвета?
- Я и сам не знаю это!


«Кошка»
Материал: прищепки с силуэтами девочки или мальчика и кошки.

- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу!
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу!
- Может хочешь молока?
- Мяу!
- А в приятели щенка?
- Фр-р-р!


8

«Гусь»
Материал: прищепки с силуэтом бабушки и гуся.

- Гусь, а гусь?
- Га-га-га!
- Есть ты хочешь?
- Да-да-да!
- Хлеба с маслом?
- Нет-нет-нет!
- А чего ж тебе?
- Конфет


«Курочка-рябушечка»
Материал: прищепки с силуэтами человека и курочки.

- Курочка-рябушечка, куда идешь?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, за чем идешь?
- За водой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?
- Цыплят поить, они пить хотят,
На всю улицу пищат: пи-пи-пи!


«Заяц»
Материал: прищепки с силуэтами зайца и любого зверька.

- Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто брал?
- Родион.


«Ласточка»
Материал: прищепки с силуэтами ласточки и любого зверька, цветка ит.д.

- Ласточка, ласточка, милая касаточка,
Ты где была, ты, с чем пришла?

- За морем бывала, весну добывала,
Несу, несу, весну-красну.

9


Игровой пальцевой тренинг для детей старшего дошкольного возраста


«Разговор друзей»
Материал: прищепки с силуэтами мальчиков.

- Мы с тобой шли?
- Шли.
- Подберезовик нашли?
- Нашли.
- Я тебе его дал?
- Дал.
- Ты его взял?
- Взял.
- Так где же он?
- Кто?
- Подберезовик.
- Какой?
- Мы с тобой шли?
- Шли и т.д.

«Жук»
Материал: прищепки с силуэтами жука и любого насекомого (цветка)

- Эй, жук! Наш друг, расскажи, где ты живешь?
Что нас в гости не зовешь? Ты себе построил дом?

- А зачем мне строить дом? Я живу под лопухом!
(М.Вехова)

«Лис и мышонок»
Материал: прищепки с силуэтами лисы и мышки.

Лиса: - Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
Мышь: - Землю копал.
Лиса: - Для чего землю копал?
Мышь: - Норку делал.
Лиса: - Для чего норку делал?
Мышь: - От тебя лис прятаться.
Лиса: - Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу.
Мышь: - А у меня в норке спаленка.
Лиса: - Кушать захочешь, вылезешь.
Мышь: - У меня в норке кладовочка.
Лиса: - Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разорю.
Мышь: - А я от тебя в отнорочек – и был таков.


10


«Пирог»
Материал: две прищепки с силуэтами людей.

- Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- Очень!

«Федул»
Материал: две прищепки с силуэтами людей.

- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Починить можно?
- Иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался!


«Про медведя»
Материал: две прищепки с силуэтами людей.

- Братцы, братцы! Я медведя поймал.
- Так веди его сюда!
- Да он не идет!
- Ну так сам иди.
- Да он меня не пускает!

«Ванечка»
Материал: прищепки с силуэтом мальчика и девочки (бабушки).

Девочка: - Ванечка, Ванечка! Куда ходил?
Ванечка: - В лесочек.
Девочка: - Что видел?
Ванечка: - Пенечек.
Девочка: - Под пенечком что?
Ванечка: - Грибок! Я его хвать, да в кузовок!


«Волк и лиса» (1 вариант)
Материал: прищепки с силуэтами волка и лисы.

Волк: - Лизавета, здравствуй!
Лиса: - Как дела зубастый?
Волк: - Ничего идут дела, голова пока цела.


11


«Волк и лиса» (2 вариант)
Материал: прищепки с силуэтами волка и лисы.

Волк: - Лизавета, здравствуй!
Лиса: - Как дела зубастый?
Волк: - Ничего идут дела, голова пока цела.
Лиса: - Где ты был?
Волк: - На рынке.
Лиса: - Что купил?
Волк: - Свининки.
Лиса: - Сколько взяли?
Волк: - Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке
Лиса: - Кто отгрыз?
Волк: - Собаки.
Лиса: - Жив ли, милый куманек?
Волк: - Еле ноги уволок.
- Как твои дела, Лиса?
Лиса: - На базаре я была.
Волк: - Что ты там видала?
Лиса: - Уток я считала.
Волк: - Сколько было?
Лиса: - Семь с восьмой.
Волк: - Сколько стало?
Лиса: - Ни одной.
Волк: - Где же эти утки?
Лиса: - У меня в желудке.



Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок


Игра «Слушай и выполняй»

Цель: Закрепить пространственные отношения на плоскости листа.
Материал: квадраты, прямоугольники из картона, прищепки разного цвета.

Ход игры (1 вариант)

Детям предлагается прищепить прищепку к краю листа картона в названной части –
в правом верхнем углу, в нижнем левом углу и т.д.

Ход игры (2 вариант)

Детям предлагается взять красную прищепку и поместить её в левом верхнем углу, а желтую – в правом нижнем углу и т.д.

12

Игра «Выбери прищепку»

Цель: Упражнять в закреплении названий основных цветов.
Материал: карточки с кружками основного цвета (красный, желтый, синий, зеленый), у детей – геометрические фигуры из картона, наборы прищепок.

«У меня на карточке - огонек горит,
Какие брать прищепки, тебе он говорит.
Ты выбирай, не путай, внимательно смотри.
Такую же по цвету прищепку прищепи!»

Ребенок берет прищепку указанного цвета и прищепляет её к геометрической фигуре.

Игра «Косыночки-платочки»

Цель: Закреплять понятия: большой-маленький, побольше-поменьше.
Материал: треугольники и квадраты из картона, прищепки разного цвета и размера.

Детям предлагается подобрать и прищепить прищепки по цвету, подбирая их также и по размеру.
Игра «Разговор красок»

(1 вариант)
Материал: прищепки основных цветов и оттенков (по возможности)

Красный: Я – мак, я – огонь, я – пламя;
Желтый: Я – пух утенка, я – пшеница, я – солнце;
Оранжевый: Я – морковь, я – апельсин, я – заря;
И Зеленый шелестит: Я – трава, я – листва, я – леса;
А Голубой восклицает: Я – незабудка, я – лед, я – небеса;
И Синий не отстает: Я – колокольчик, я – чернила, я – море;
А Фиолетовый шепчет: Я – слива, я – сирень в цвету, я – сумерки.

(2 вариант)
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные флаги за окном горят. Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят,
Желтые листья на землю летят.

На грядке растет зеленый лук и огурцы зеленые.
А на дереве висят яблоки зеленые.
С зеленой крышей стоит дом,
А в нем живет веселый гном.
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.
13

Глаза голубые у куклы моей,
А небо над ними еще голубей.
Оранжевой лисице всю ночь морковка снится
На лисий хвост похожа: оранжевая тоже.

В синем море – островок, путь до острова далек.
А на нем растет цветок – синий-синий василек.

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,
Я сорву её и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.

Игра «Зубастики»

Цель: Упражнять в закреплении названий основных цветов.
Материал: четыре прищепки основных цветов, силуэты из цветного картона (овощи, фрукты).
Ход игры.

Жыли-были разноцветные зубастики. Назовите, какого они цвета (прищеп- ки). Зубастики любят все грызть и грызут только предметы своего цвета:

Красный зубастик ест помидор (а еще редиску, яблоко, перец );

Желтый за грушей полез на забор (а еще помидор, перец, черешню);

Синий ест сливу: вот молодец (а еще нашел он баклажан и лук синий)

Зеленый зубастик взял огурец (а еще сорвал горох, укроп, петрушку).

Ребенок угощает своего «зубастика», сопровождая свои действия речью.

Литература:

Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет»
Москва. 2003г.

Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» «Детство – Пресс» 2005г.

Сахипова З.Г. «Читаем детям»
Ленинград «Просвещение» 1987г




14
15