Организация НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности (подготовительная группа, второй год обучения). Тема Учимся задавать вопросы
Шибаева Людмила Валентиновна, МБДОУ №7 «Пингвиненок» г. Снежногорск Мурманской области, учитель-логопед.
Организация непосредственно образовательной деятельности
по совершенствованию лексико-грамматических представлений
у детей с тяжёлыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности (подготовительная группа, второй год обучения)
Тема: Учимся задавать вопросы.
Цель: закреплять умение детей самостоятельно задавать вопросы по выработанному стереотипу и обучать самостоятельному формулированию вопросов на примере лексической темы «Животные холодных стран».
Оборудование: мешочек с объёмными буквами, коробка с игрушечной машинкой, карточки-опоры, модели вопросов, предметные картинки с изображением животных холодных стран, белого и бурого медведей, опорная схема-таблица, сюжетная картина «Животные севера», картинка с изображением «Почемучки».
Ход НОД
1.Организационный момент.
Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
(Р. Киплинг, перевод С.Я. Маршака)
- Что это за слова? Ребята, предлагаю отправиться в страну Вопросов. Хотите? Что будем делать?
2.Игра «Чудесный мешочек».
С самого начала занятия на руке логопеда висит мешочек, в котором находятся объёмные буквы, соответствующие количеству детей в группе: а, х, б, с, и, э, м, о, п, к, т, н.
Игра с буквами может начаться только тогда, когда дети обратят на него внимание и начнут задавать вопросы. Например: «Что висит у Вас на руке? Что находится в мешочке? Как можно отгадать, что находится в мешочке?» и др..
Как только цепочка вопросов будет задана, дети играют с мешочком.
- Отгадайте букву, ощупав её. Подберите слово, начинающееся с этой буквы и относящееся к Арктике и Антарктиде.
3. Игра «Данетка» (машина).
На столе в коробке стоит машина.
- Посмотрите, какая у меня машина (машина в коробке).
- Расспросите меня об этой машине, используя карточки-помощницы.
На доске выставлены карточки-опоры.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Примерные вопросы детей: Какого цвета машина? Эта машина красного цвета? Какой она формы? Эта машина большая или маленькая? Она гладкая? Из чего сделана эта машина?
Логопед достаёт машину из коробки, когда у детей иссякнут вопросы.
- Можно ли на машине добраться до Арктики? До страны Вопросов?
4.Работа с моделями-опорами.
- В стране Вопросов жители задают много разных вопросов и начинаются их вопросы с разных слов. Догадайтесь, с какого слова нужно задать вопрос?
На доске выставляются модели вопросов: где, куда, когда, почему, откуда.
- Какой вопрос можно задать со словом «куда»?
Куда?
Где?
Сколько?
Почему?
Откуда?
Когда?
Кто? Что?
Что делает?
Какой?
Аналогичная работа проводится с каждым словом-вопросом.
5.Упражнение «Отгадай предмет»
На доске в разбивку выставлены предметные картинки (в верхнем правом углу, в верхнем левом углу, в середине и т.д.): заяц-беляк, тюлень, полярная сова, белый медведь, нарвал, кит, морж, пингвин.
- Где живут эти животные?
- Я загадала животное. Используя таблицу, постарайтесь задать вопросы и выяснить, в какой части доски находится эта картинка?
Примерные вопросы: Этот предмет находится в правом верхнем углу? Этот предмет находится в нижнем левом углу?
6.Упражнение «Задай вопрос к предложению».
- Прослушайте предложение и задайте к нему вопрос.
Пингвины живут в Антарктиде. (Где живут пингвины?) Пингвины питаются
рыбами, моллюсками, раками. (Чем питаются пингвины?) Пингвин пьёт морскую и пресную воду. (Какую воду пьёт пингвин?) Пингвины хорошо плавают и ныряют. (Что хорошо делают пингвины?) Наш детский сад называется «Пингвиненок». (Как называется наш детский сад?)
7.Динамическая пауза.
«Кто на севере живет?»
По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)
Медведица идет.
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени, (руки скрестив над головой – «рога», бегут Им веден путь едва высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
(Автор неизвестен)
8.Игра «Задай вопрос незнакомцу».
- Однажды встретились белый медведь и бурый медведь. Такое может произойти? Где? Когда?
На доске выставляются картинки с изображением бурого и белого медведей.
- Может это один и тот же медведь, только один испачкался в грязи, а другой в белой краске вымазался?
Бурый медведь никогда не видел белого медведя. Очень хотелось бурому медведю узнать как можно больше о жизни белого медведя. Стал он задавать ему вопросы. Какие это будут вопросы?
9. Игра «Почемучкины вопросы».
На доске выставляется сюжетная картина «Животные Севера».
- Наша группа называется «Почемучки». Откуда появилось это название?
На доске выставляется картинка с изображением Почемучки.
- Рассмотрите картину. Подумайте, какие вопросы со словом «почему» можно задать по этой картине. Постарайтесь задавать разные вопросы.
Действует правило: повторяться нельзя!
10.Итог занятия.
- Молодцы! В какой стране вы сегодня побывали? Что это за страна? Где она находится?
Закончите фразу: «Сегодня вечером я расскажу родителям»
Литература:
1.Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников.- Москва, РИПОЛ Классик, 2011.
2.Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.
3.Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
?
?
Объект 115