ПрезентацияКак подготовить ребенка к школе
Подготовка ребенка к школе. «Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.И лучше проводить меня, чем указать мне путь.Глаза умнее слуха — поймут все без труда.Слова порой запутаны, пример же — никогда.Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.И если все мне рассказать, я выучу урок.Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.Должно быть можно верить и умным словесам.Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.Зато пойму как ты живешь: по правде или нет» Вечная детская мудрость КОГДА РЕБЕНКА ОТДАВАТЬ В ШКОЛУ И КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ? На этот сложный вопрос существуют разные ответы. Кто-то однозначно решает отправить своего отпрыска как только ему исполнится 6 лет, а многие даже умудряются уговорить администрацию школы принять их «осеннее» чадо в 5 лет. Более осторожные родители выбирают подождать со своими «весеннее- летними» детьми до 7 летнего возраста. И есть часть родителей, которая ищет совета, как правильно выбрать образовательный путь для их ребенка. На чем основана готовность к школе ? Существует три компонента школьной готовности:Физиологический – физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму.Педагогический – знания, умения и навыки – все, чему научили ребенка.Психологический – совокупность особенностей развития и формирования интеллектуальных, мотивационных и других процессов. Таким образом при поступлении ребенка в школу важно определить его общую школьную готовность, поэтому необходимо пройти комплексное обследование у психолога и врача. . Дошкольная зрелость определяется высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства:Наличие у ребенка учебной мотивации, позволяющей адекватно воспринимать и воспринимать учебные задания.Развитие произвольности (одна из основных причин неуспеваемости в первом классе)- умение сознательно подчинить свои действия правилу; внимательно слушать и точно выполнять задания и т.д.Способность ребенка к взаимодействию с другими детьми.Достаточный уровень интеллекта.Речевое развитие (наличие необходимого словарного запаса)Развитие фонематического слуха.Состояние здоровья и уровень физиологического развития ребенка. Как достичь того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка –дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми.Игры(сюжетно- ролевые, дидактические, игры по правилам);Рисование, лепка, раскрашивание картин, вырезание картинок, аппликации, складывание узоров, пазлы, конструкторы и т.д.И, конечно, слушает рассказы и сказки, которые ему читают взрослые.Главное при подготовке ребенка к школе –это естественность. Можно разбить всех детей по их готовности к обучению на четыре группы: К первой группе относятся дети психологически готовые к школе, так как согласно обследованию по всем параметрам они проходят на высокий и средний уровни развития, но имеют отклонения в соматическом и нервно – психическом здоровье. В этом случае решающим является заключение врача, беседа с медицинским работником детского сада. Ко второй группе относятся дети, физически здоровые, но уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе у которых недостаточный. Нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, недостаточная организованность, ответственность ребенка, неумение общаться, ограниченность кругозора, низкий уровень развития речи, низкая познавательная активность.Вы, родители можете за этим понаблюдать и сами в свободном общении и во время игр с ребенком. Если у вашего ребенка отсутствует интерес к учебным занятиям, и он отдает предпочтение игровой деятельности;Если у него не получается нормального взаимодействия со сверстниками: его постоянно обижают, он беззащитен, замкнут, чрезмерно застенчив или наоборот, сам является источником конфликтов, все делает наоборот и назло, не способен к сотрудничеству;Если ребенок неорганизован, не умеет вести себя в группе, соотносить свои действия с действиями других детей, легко забывает о поручениях, не переживает по поводу того, что не выполняет обещанного;Если ребенок мало задает вопросов;Если вы видите заметные затруднения в речевой деятельности: бедность языковых форм, произносит лишь отдельные слова, почти не используя в своей речи языковые формы, испытывает большие трудности при рассказе по картинке, при характеристике объекта, явления. К третьей группе относятся дети, у которых не сформированы психологические и психофизиологические предпосылки к обучению. Не достаточно сформированы интеллектуальные умения: смотреть и слушать, воспринимать и логически перерабатывать информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать.Например, если прочтения текста или просмотра изображения ребенок не может дать адекватного названия, правильно ответить на вопросы, о чем рассказывается. Передает содержание увиденного, услышанного с искажением существенных связей и зависимостей. Плохо разгадывает загадки, понимает смысл простых пословиц.Недоразвитие произвольного внимания ,слабая произвольная деятельность проявляется в неумении сосредоточиться при выполнении учебных и игровых заданий, удержать поставленную задачу, довести ее до конца, самостоятельно найти и исправить ошибки.Недостаточный уровень развития мелких мышц руки можно проследить в трудностях работы руками, с карандашом, ножницами, пластилином и, как следствие этого, плохое качество рисунков, поделок ребенка.Низкий уровень фонематического слуха проявляется в неправильной речи, искажении при воспроизведении простой мелодии, прохлопанного ритма. К четвертой группе относятся дети, готовые к обучению в школе с шести лет по всем трем параметрам: физического здоровья, социальной и психологической готовности. Затрудненная адаптация, ситуация хронического стресса может быть прогнозирована заранее. Обследовать на должном уровне на собеседовании при приеме в школу, практически невозможно. Только углубленная индивидуальная психолого - педагогическая оценка может определить уровень готовности, поэтому «входная» школьная диагностика проводится в рамках детского сада дошкольным психологом. Она выявляет, насколько полноценно прожит ребенком предыдущий этап развития. Во время оценки дошкольной зрелости можно получить надежную информацию об индивидуальных особенностях ребенка и рекомендации о том, как в соответствии с ними построить обучение. Необходимо серьезно отнестись к рекомендациям врачей при оформлении медицинской карты. Поговорить с наблюдающим ребенка педиатром и психоневрологом, логопедом, медицинским психологом.Заранее будет полезным встретиться с психологом детского сада или обратиться за помощью в психологический центр, к школьному психологу.Одним из осложняющих адаптацию ребенка факторов может быть наличие переживаний, тревожности, конфликтности в восприятии внутрисемейных отношений. Поэтому, дорогие родители, отложите свои разводы и внутрисемейные разборки, не осложняйте и без того напряженный жизненный этап вашего ребенка.Отдельно хотелось бы затронуть тему леворуких детей и их проблемы, связанные с поступлением и адаптацией в первом классе. Серьезных срывов и болезней можно избежать , если соблюдать самые простые правила. ПРАВИЛО 1Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7 – летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой, спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса. ПРАВИЛО 2Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше всего с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. ПРАВИЛО 3 Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи- офтальмологи и невропатологи во всех странах мира. ПРАВИЛО 4 Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у него складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за грязь в тетрадях. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя. ПОМНИТЕ! Последнее слово все равно остается за вами, родителями! Счастья ВАМ, радости, уверенности, поддержки и терпения на жизненном пути рядом с жизнью вашего ребенка.