Урок на тему: Права человека
Тема урока "Права человека".
7 класс
Тип урока: усвоение нового материала с элементами практической работы:
Форма урока: беседа, рассказ учителя, работа в группах, парах.
Цель: расширить знание о правах человека и познакомить с Конвенцией о правах ребенка.
Задачи:
Учебные:
познакомить учащихся с историей принятия «Всеобщей декларации прав человека»;
продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать "сквозные" вопросы темы урока.,
повышение уровня правовой культуры учащихся;
Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на соотнесение;
совершенствовать мыслительные операции: абстрагирование, классификацию, обобщение;
Воспитательные:
способствовать воспитанию у учащихся умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Оборудование: проектор, компьютер, компьютер, учебники. карточки с заданиями, тестовые задания, материалы из СМИ.
Предварительная подготовка: класс разделить на 4 группы, на столах раздаточный материал для проведения игры; (приложение 1), жетоны за правильные ответы.
План урока:
I. Организационный момент.
II. .Актуализация субъектного опыта.
1.Деятельность учителя.
2. Деятельность учащихся.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление.
V. Итог урока.
Ход урока
Эпиграф (на доске):
Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его" .
Гегель, немецкий философ
I. Организационный момент. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.
II. .Актуализация субъектного опыта
1.Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Слайд 1 и 2Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регулируются законами, правом. А что же такое право? Какие права у человека? Какими документами они гарантированы? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.
2.Учитель спрашивает у учащихся, как часто они слышат слова «право»,
дает задание написать какие ассоциации возникают, когда они слышат эти слова.
Выслушав ответы учащихся, им предлагается самостоятельно дать определение понятиям «право». Заслушав ответы, учитель предлагает сравнить их с наиболее распространенными определениями
( они или проецируются на экран, или распечатываются на карточках) и выбрать те, которые раскрывают понятия наиболее полно:
право – система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством;
право – это совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство;
право – это личная возможность человека, которая гарантируется законом; Слайд 3 и 4
III. Изучение нового материала.
Учитель: людям из различных стран было сложно решить, какие права человека являются более важными, поэтому в 1948 году была организована Комиссия по правам человека, в состав которой вошли представители 14 стран – участниц ООН. Эта комиссия и составила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблее ООН, к тому моменту в ООН было 56 стран-участниц. В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Слайд 5 и 6
С целью повысить его эффективность в 1966 году Генеральная Ассамблея приняла 2 дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Позже были подготовлены другие документы: Конвенция о правах ребёнка (1989г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и т.д. Слайд 7,8,9.
Знакомство со статьями «Всеобщей декларации прав человека».
- гражданские (личные) права – Статьи 1 – 17
- политические права – Статьи 18 – 21. Эти права касаются проблемы свободы и
физической безопасности человека;
- социальные, экономические и культурные права – Статьи 22 – 27.
- заключительные статьи - Статьи 28 – 30 - о пределах осуществления провозглашённых прав и основных свобод.
Зачем нам надо знать свои права? Какой вывод вы сделаете?
Вывод учеников: Знание законов помогает людям в их повседневной жизни, уберегает их от многих неприятностей. Помните, что " незнание законов не освобождает от ответственности"
Вывод учителя: Итак, " право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его"
IV. Закрепление.
Давайте посмотрим, как хорошо вы усвоили эту тему. -
Практическая часть
Учитель раздает карточки с заданиями.
(команды выполняют работу на заранее приготовленных учителем листочках)
Задание №1 на карточках. Найдите случаи нарушения прав в сказках и литературных произведениях (приложение №1
Задание№2 на карточках. Выполнить тестовое задание ( приложении №2) ). Группа которая более подробно ответила за задание получает жетоны.
V. Итог урока.
Подведение итогов игры - подсчет жетонов.
Выставление оценок - команда победителей и активно работавшие дети других команд получают оценку 5.
В 19 веке Ф.М.Достоевский сказал: "Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка" так давайте научимся уважать себя и других. И помните, что с уважением говорят только о тех людях, которые знают законы и живут в соответствии с ними.
Д/з (слайд 10)
Приложение№1
Найдите случаи нарушения прав в сказках и литературных произведениях (задания на карточках для работы в парах):
1. Ш.Перро «Красная шапочка»,
2. Ш.Перро «Золушка»,
3. А.Н.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»,
4. «Царевна-лягушка»,
5.«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
6. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
7.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»,
8.«Руслан и Людмила»,
9. Арабская сказка «Волшебная лампа Аладдина»,
10.«Али-баба и сорок разбойников»,
11. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»,
12. Дж.Свифт «Приключения Гулливера»,
13.Дж. Родари «Чиполлино»,
14. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»,
15. С.Я.Маршак «Багаж».
Ключ к приложению №1
Ключ: 1. Волк съел Красную Шапочку – нарушено право на жизнь, охотники убили Волка – самосуд.
2. Ограничение свободы малолетнего (мачеха не пускала на бал), использование принудительного труда в отношении малолетнего (Золушка убирала, варила, шила одежду и др.).
3. Покушение на убийство с особой жестокостью (Карабас собирался сжечь Буратино, мошенничество – Лиса Алиса и кот Базилио обманом завладели монетами Буратино.
4. Умышленное уничтожение чужого имущества – сожгли кожу лягушки.
5. Использование веществ, вызывающих мутацию – мальчик стал козлёночком.
6. Браконьерство – ловля рыбы, занесённой в Красную книгу (золотая рыбка).
7. Введение в заблуждение (царю сказали, что родила его жена «неведому зверушку»), казнь с особой жестокостью – посадили в бочку кормящую мать с младенцем, закрыли и бросили в море.
8. Похищение человека – у Руслана украл Черномор жену, убийство друга спящего.
9. ограничение свободы и содержание в нечеловеческих условиях – в лампе.
10 . Кража чужого имущества – и у людей разбойники, и у разбойников – Али-Баба.
11. мошенничество – Карлсон выманил у Малыша варенье и съел его.
12. ограничение свободы – посадили в клетку человека и показывали его за деньги другим, лилипуты приковали Гулливера верёвками к земле.
13. Сеньор Помидор незаконно отбирал домики у овощей, садил в тюрьму незаконно без доказательств.
14. Похищение человека жуком, незаконное преследование человека – когда жаба догоняла Дюймовочку, принуждение выйти замуж за жабу.
15. халатность – у дамы в багажном отделении поезда потерялась маленькая собачка, мошенничество – ей дали большую собаку, говоря, что «за время пути собака могла подрасти».
Приложение №2
1.Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного младенца?
а) А. П. Чехову;
б) А. М. Горькому;
в) Ф. М. Достоевскому.
2.В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) в 1948 г.;
б) в 1959 г.;
в) в 1966 г.
3.В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
а) в 1966 г.;
б) в 1982 г.;
в) в 1989 г.
4.Закончите следующее утверждение: «Значение Конвенции о правах ребенка заключается в том, что
а) в ней права ребенка приобретают силу норм международного права»;
б) она является обязательством на будущее»;
в) она впервые описывает права ребенка».
Актуальные проблемы и методики изучения обществознания.
Центр развития и образования г Самара.
Методические разработки урока по обществознанию в 7 классе на тему: «Права человека».
Выполнила: учитель истории и обществознания
Магомедова Саният Раджабовна.
МОУ СОШ школа №3
Самара 2011г.