Урок Обобщение и систематизация изученного о причастии и деепричастии

МБОУ «Кустовская СОШ
Яковлевского района Белгородской области»




Обобщение и систематизация изученного о причастии и деепричастии
План-конспект открытого урока
русского языка в 7 классе






Учитель Симонова Е.В.







Цель урока: обеспечить условия для
1)обобщения и систематизации изученного о причастии и деепричастии;
2)совершенствования употребления деепричастия в речи, навыков постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах, навыков морфологического разбора причастий и деепричастий; навыков правописания причастий и деепричастий;
3)воспитания любви к природе, стремления к ЗОЖ
Оборудование: учебник, доска, карточки с текстами, тесты
Тип урока: урок обобщения и систематизация изученного материала
Ход урока
1.Орг.момент.
2.Этап целеполагания.
3.Этап обобщения и систематизация изученного материала.
1)Активизация познавательной деятельности уч-ся.
2)Фронтальная беседа
Сравните причастия и деепричастия: что в них общего, чем отличаются?(ОБЩЕЕ: образованы от глаголов, имеют вид, бывают возвратными и переходными; ОТЛИЧИЕ: граммат.значение, деепричастие не изменяется, причастие –по родам, числам и падежам, синтаксической ролью)
Таблица «Различия причастия и деепричастия»
ПРИЧАСТИЕ
ДЕЕПРИЧАСТИЕ

КАКОЙ? Что делающий? Что сделавший? Что сделанный? Что делаемый?
Примеры
Развивающийся, запомнивший, написанный, двигаемый
КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? Что делая? Что сделав? Что сделавши?
Примеры
Развивая, запомнив, написавши

Признаки
ГЛАГОЛ+ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Признаки
ГЛАГОЛ+НАРЕЧИЕ

Относится
Относится к имени существительному (местоимению)
Относится
Относится к глаголу (сказуемому)

Суффиксы
Настоящего времени:
-ущ-(ющ), -ащ-(ящ) – действительн.
-ем-, -им- – страдательные
Прошедшего времени:
-вш-, -ш- – действительные
-нн-, -енн-, -т- – страдательные
Несовершенного вида (наст. времени):
а-, -я-
Совершенного вида (прош.времени):
-в-, -вши-, -ши-


Обороты
Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами
Обороты
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами

Примеры: На крыльце стоял человек, занимавшийся вооружением людей.
Примеры: Вернувшись домой, Наташа доложила о том, что горит Москва


3)Работа с текстом:
Я остановился на опушке. Когда стоишь так один, не шевелясь, то овладевает странное чувство Все окружающее кажется необычным и полным тайны.
Деревья, окутанные в свои белые ризы, стоят в неподвижном величии. Ветер, мягко проносящийся по островкам матово-зеленой ржи, перебегает в осины. Иногда снежное облако, сговорившееся с ветром, срывается с сережек осины и падает, шурша и цепляясь за другие ветки4. Заволновавшиеся осины шепчутся, вздрагивая листьями
(По В.Вересаеву)
О каком времени года идет в тексте? Докажите. Какова основная мысль этого текста?(показать таинственность, необычность зимней природы)
Прочитайте, объясните знаки препинания.
Выполните синтаксический разбор указанного предложения.
Вы любите зиму? С чем у вас ассоциируется это время года? (праздники, каникулы, зимние виды спорта)
4)Физкультминутка.
Немножко отвлечемся и попробуем отгадать загадки о зимних видах спорта:
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом? ... (Лыжи)
Он на вид – одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется (Сноуборд)
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? ... (Коньки)
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!".
Веселая игра ... (Хоккей)
Камень по льду я в “дом” запущу,
И щёткой дорожку ему размету. (Кёрлинг)
Мы с бараньими рогами
Вниз под горку мчимся сами,
А как на гору взбираться,
Начинаем упираться. (Санки)
Танцевать на лёд пойдём,
Музыку мы заведём.
О каком виде спорта идет речь в этой загадке? (фигурное катание)
Любите ли вы заниматься зимними видами спорта? Важно ли это?
5)Графический диктант.
а)Тишина леса (,) (не) потревоженная ничем (,) зачаровывает (,) успокаивая.
б)Прозрачный воздух (,) напоённый лесным ароматом (,) застыл в морозном молчании.
В)(Не) пуганые птицы опустились на занесённые снегом ветки.
Г)(Не) замечая нас и (не) спеша (,) движется лосиная семья.
Д)Лесная сказка удивляет (,) вызывая радостное волнение.
6) Исправьте ошибки в построении предложений. Чем вызваны эти речевые ошибки?
Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр.
Закончив хоккейный матч, зрители долго не могли разойтись.
Возвращаясь домой, началась метель.
Вратарь, который выставил клюшку вперед, отразил удар, который нанес ему нападающий.
7)Вспомните, как образуются причастия и деепричастия – работа в парах
Образуйте причастия и деепричастия от указанных глаголов:
1 группа ЧИТАТЬ – глагол НСВ
Читающий – активное причастие Читаемый – пассивное причастие
настоящего времени настоящего времени
Читавший – активное причастие прошедшего времени Читая – деепричастие
2 группа ИСПОЛНЯТЬ – глагол НСВ
Исполняющий – активное причастие Исполняемый – пассивное причастие
настоящего времени настоящего времени
активное причастие прошедшего времени Исполняя
3 группа АНАЛИЗИРОВАТЬ – глагол НСВ
Анализирующий – активное причастие Анализируемый – пассивное причастие
настоящего времени настоящего времени
Анализировавший – активное причастие прошедшего времени Анализируя
4 группа ПРОЧИТАТЬ – глагол СВ
Прочитавший – активное причастие прошедшего времени
Прочитанный – пассивное причастие прошедшего времени Прочитав
5 группа ИСПОЛНИТЬ – глагол СВ
Исполнивший – активное причастие прошедшего времени
Исполненный – пассивное причастие прошедшего времени Исполнив
6 группа ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ – глагол СВ
Проанализировавший – активное причастие
Проанализированный – пассивное причастие Проанализировав
7 группа написать – глагол СВ
Написавший – действит.причастие прошедшего времени
Написанный – страдательное причастие прош.времени написав
8 группа отправлять – причастие НСВ
Отправляющий, отправлявший, отправляемый отправляя
8) При изучении причастий и деепричастий мы узнали много орфограмм.
Объяснительный диктант
Посеребренные инеем деревья, не замерзающий зимой ручей, земля усыпана, нетронутый снег, издаваемый метелью, барабанящий дождь, не срывая с крыш, неистовствуя на улице.
9)Творческая работа
Составьте несколько предложений с причастиями (ПО) и деепричастиями (ДО) по картине.
10)Тестирование
1 вариант
2 вариант

1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.
А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.
3. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А) увидев деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б) наткнувшись деепричастие совершенного вида, возвратное;
В) вспоминая деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г) расставаясь деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
4. В каком ряду все слова являются причастиями?
А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый
Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный
В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено
Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая
5. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?
А) закрутить-закрутивший, Б) решать –решенный; В) возвращаться возвращающийся; Г) изучать изучавший

1. Найти предложения, в которых есть деепричастие.
А) Мама сидела, откинувшись в кресле.
Б) Я открыл окно и залюбовался видом.
В) Разложив игры, дети сели в кружок.
Г) Уставшая, она не хотела идти домой.
2. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
А) 2; Б) 3; В) 4; Г) 5.
3. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А) увидев деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б) наткнувшись деепричастие совершенного вида, возвратное;
В) вспоминая деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г) расставаясь деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
4. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?
Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.
А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 5
5. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?
А) убранный страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени
Б) бегущий действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени
В) принятый страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени
Г) слышавший действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.



7.Этап д/з: Придумайте и напишите текст так, чтобы одни из вас доказали, что вам нравится зима, другие - что нет, используя причастия и деепричастия.
Как красив снег, искрящийся на солнце. Вышедшие во двор друзья лепят снеговика. Никаких ссор – даже укутанный малыш работает - тащит морковку. Озабоченные родители в выходной день резвились, как дети, спускаясь на санках с горки. А вечером я каталась на коньках, представляя себя участницей «Ледникового периода». Не кутаясь, стараюсь больше двигаться, играю в снежки. И только зимой получается
^ Не люблю обжигающий зимний мороз. Ветер, сдувающий с ног и сносящий шапки с прохожих, меня не радует.
Утром, высунув нос в форточку, вижу, что зимний дождь льет, не переставая. Укутанной иду в школу. Промокнув на горке, возвращаюсь домой.
^ Лучше нарисую заснеженный лес, сидя в кресле. Чаще болея зимой, лишний раз на улицу не выхожу.
8.Рефлексия.
Сегодня на уроке мы повторили
Сегодня на уроке мы поняли
Теперь я умею

15