Выступление психолога «Семейная педагогика»
Выступление на родительской конференции 24.01.2014
На тему: «Семейная педагогика»
Мне бы хотелось начать свое выступления с анализа семейных анкет, которые мы проводили для детей и их родителей. Вопросы касались отношений в семье, эмоциональной близости родителей и детей, роли семьи в жизни ребенка.
Результаты в некоторой степени порадовали тем, что родители беспокоятся и заботятся о своих детях, занимают активную жизненную позицию, а с другой стороны показали, как много проблем существует в семьях! И соответственно в отношениях родителей, детей и школы.
Посмотрите на экран, вы видите
Педагогические советы родителям.
1. Старайтесь прийти к согласию.
Вы созданы для того, чтобы проявить друг к другу любовь, а не своенравие и злобу. Если вы не сдержаны дома, позволяете себе что-то бросить, крикнуть, а то и поломать, будьте уверенны, что в школе дети поведут себя так же. И потом нет смысла удивляться плохому поведению или конфликтным взаимоотношениям детей в школе, потому что они проецируют семейные ситуации на коллектив.
2. Детские годы и сила привычки.
Родители, помните: очень трудно обучать и исправлять недостатки ребенка, его характер после наступления половой зрелости. Как показывает опыт, даже если усилия приведут к некоторым изменениям, в конечном итоге это будет абсолютно бесполезно. Он может, вероятно, изменить что-то в своем поведении сегодня, но скоро все забудет и вернется к привычному для себя образу действий. Следовательно, заложить твердый фундамент личности необходимо еще в раннем детстве. Пока ветвь зеленая и гибкая, ее можно легко выпрямить. Как этот тоненький прутик гнется и сворачивается в любую сторону, так и наши детки поддаются воспитанию в раннем школьном возрасте, до 3-4 класса, потом это уже полусформированнные личности, как вот эта палочка, которую вы можете согнуть, но очень легко и поломать, то есть воспитанию поддается подросток гораздо сложнее. И нужно быть предельно осторожными в словах и действиях. А теперь смотрите – это старшеклассники. Такие настоящие палки! Это их характер, который вам уже практически не сломать, не изменить! Задумайтесь сегодня, как действовать в отношении своих сокровищ, своих детей
3. Слова и дела родителей – пример для ребенка.
Дорогие родители, не окажитесь среди тех, кто дает хорошие советы, но не следует им сам. Не только дело, но и слова формирует отношения людей. Мы видим соринку в глазу у соседа, но свои недостатки не замечаем в упор! Сдерживайте свой негативный словесный фонтан. Не употребляйте нецензурную лексику, не обсуждайте при детях их учителей или ситуации в школе, этим вы убиваете доверие ребенка к учителю, он грубит, не реагирует, игнорирует его, ребенок безрадостно проводит время в школе, хотя мог бы наслаждаться этими годами.
4. Самоконтроль.
Воспитание ребенка должно быть настолько высоко (что ему было бы легче), чтобы ему даже в голову не пришло оклеветать человека или дать волю своему гневу. Начните с себя! Контролируйте собственные эмоции, слова и действия! Ведь ребенок свято уверен, что если мама и папа так делает, значит это правильно! Думайте заранее, о том, как поступит ваш ребенок!
5. Держите слово, данное детям.
Доверие, есть единственная дорога, ведущая к спокойствию и уверенности. Через доверие обретается стабильность в любом деле. Если уж что-то сказали или пообещали, то обязательно выполняйте обещанное! Сказали, что поедите в зоопарк в выходной день или в кино, езжайте обязательно, обещания – это святое! И тогда ребенок будет вам доверять свои дела, секреты, проблемы, и даже когда вырастет, не станет искать поддержки в сложных жизненных ситуациях на стороне, а придет к вам за советом!
6. Не обманывайте детей.
Честность есть основа всех добродетелей. Вы должны воспитывать детей таким образом, чтобы не возникла необходимость во лжи. Говорите детям правду и не ставьть себя в сложное положение при их неожиданных вопросах. Дети болезненно переживают отсутствие доверия со стороны взрослых. Поэтому в жизни семьи не должно быть места обману, жульничеству, хитрости.
7. Общайтесь с ними!
Дарите им минуты радости совместного времяпрепровождения! Даже если вы очень заняты, находите несколько минут, чтобы обнять ребенка, поинтересоваться его делами в школе, его интересами, проблемами. А чтобы ваши встречи были еще и полезны, делайте вместе домашние задания! Не за него, а вместе с ним! Вы готовите кушать или убираете, пусть ваше чадо читает вам историю или географию, пусть декламирует вам стихотворения или готовит иллюстрации по заданным темам! Это не сложно, а очень приятно, вы сблизитесь с сыном или дочерью и узнаете много нового! И сейчас я передаю слово моей коллеге Носенко Людмиле Георгиевне, которая расскажет как же увлекательным может быть процесс выполнения домашних заданий.
Практический психолог
Володарской гимназии «София»
В.Н. Ушмодина
2013-2014 уч. год
15