Рабочая программа ориентирована на использование учебника География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин.
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
(АОУ ШКОЛА № 10)
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы ___________
Исаева Е.Г.
«__________» 20__ г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по географии
5абвг классы
Составитель: Бурмистрова Галина Николаевна,
учитель высшей категории
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования АОУ школы № 10, с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии и на основе примерной программы и материалов учебно-методического комплекта «География. Начальный курс» И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин
Начальный курс географии - первый системный курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле, как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. Изучение этого курса необходимо для формирования географической культуры и обучения географическому языку; овладения учащимися первоначальными представлениями и понятиями. При обучении географии формируются умения и навыки использовать разные источники географической информации; ориентироваться на местности, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.
Основные цели:
- овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета;
- систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями;
- освоение знаний об основных географических понятиях, явлениях, а также получение знаний о земных оболочках;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения.
В соответствии с Учебным планом АОУ школы № 10, утвержденным приказом по школе от 31.08.2015 г. № 218, на изучение предмета отводится 1 час в неделю. Итого 34 часа за учебный год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Что изучает география
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - да основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы:
Географические открытия древности и средневековья.
Важнейшие географические открытия.
Земля во Вселенной
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета- Земля. Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли ЮА.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли
Стороны горизонта. Горизонт. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.
Практические работы:
Ориентирование по компасу.
Самостоятельное построение простейшего плана.
Природа Земли
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Практические работы:
5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
Составление карты стихийных природных явлений.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Самостоятельная работа, доклад, ответ на уроке, работа на уроке, проект, практическая работа, работа с контурными картами, тест, проверка рабочих тетрадей, домашняя работа, проверочная работа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Наименование разделов и тем
Пр/р
Характеристика основных видов деятельности (на уровне универсальных учебных действий)
Планируемые сроки
Что изучает география (5ч.)
01.09.- 02.10.
1
Мир, в котором мы живем.
Р: ставить учебную задачу, соотносить известное ранее о предмете и неизвестное; определять цели учебной деятельности; называть свои ошибки; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы
П: самостоятельное выделять и формулировать познавательные цели в изучении курса географии 5 класса; познакомиться с разными способами получения и представления информации (вербальным, графическим, аналитическим); уметь выделять сходств естественных наук
К: аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека; умение участвовать в коллективном обсуждении и формулировании познавательной цели курса
Л: проявлять интерес к выполнению различных заданий, к предмету; добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, доводить дело до конца; формировать коммуникативную
компетентность в сотрудничестве
со сверстниками в процессе образовательной деятельности
2
Науки о природе.
3
География наука о Земле.
4
Методы географических исследований.
5
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»
Как люди открывали Землю (5 часов)
05.10.-13.11.
6
Географические открытия древности и Средневековья.
№ 1
Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников; прогнозировать результат усвоения учебного материала темы
П: искать и выделять информацию в учебнике о развитии географических знаний; строить речевое устное высказывание при работе с источниками географической информации учебника и атласа; приводить аргументы
К: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли; уметь вести диалог, вырабатывать общее решение; уметь передавать содержание в сжатом виде
Л: формировать познавательную и информационную культуры, развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному развитию науки; развивать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий теста
7
Важнейшие географические открытия.
№ 2
8
Открытия русских путешественников.
9
Открытия русских путешественников.
10
Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю»
Земля во Вселенной (9ч.)
16.11.-29.01.
11
Как древние люди представляли
себе Вселенную.
Р: прогнозировать результат усвоения учебного материала темы; соотносить известное и неизвестное о формах и размерах Земли; определять цели учебной деятельности; строить логические цепи при выполнении заданий
П: смысловое чтение, определение основной информации о формах, и размерах Земли, солнца; построение логической цепи рассуждений при работе с текстом теста; планироватьсвою деятельность под руководством учителя;выявлять причинно-следственные связи; определяет критерии для сравнения фактов, явлений; объяснять представления древних людей о Вселенной.
К: выслушивать и объективно оценивать другого; вести диалог, вырабатывать общее решение; аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека; добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Л: формировать целостное мировоззрение , соответствующее современному развитию науки; формировать ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планете Солнечной системы; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
12
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
13
Соседи Солнца
14
Планеты-гиганты и маленький Плутон.
15
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
16
Мир звезд.
17
Уникальная Планета Земля.
18
Современные исследования космоса.
19
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
Виды изображений поверхности Земли (5 ч)
01.02.-04.03.
20
Стороны горизонта
Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности; применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь находить основные и промежуточные стороны горизонта; формулировать алгоритм работы с компасом; сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Л:формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; формировать познавательный интерес к предмету исследования; формировать навыки работы по образцу при консультативной помощи учителя
21
Ориентирование на местности.
№ 3
22
План местности
№4
23
Географическая карта
24
Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли»
Природа Земли (10 ч)
09.03.-27.05.
25
Как возникла Земля
Р: выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли; умение характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. выделять различия в гипотезах возникновения Земли.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Л: формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
26
Внутреннее строение Земли
27
Землетрясения и вулканы.
№ 5
28
Путешествие по материкам.
29
Вода на Земле.
30
Воздушная одежда Земли
№ 6
31
Живая оболочка Земли
32
Почва особое природное тело
33
Человек и природа
34
Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература для учащихся
№
Наименование
Авторы
Издательство, год издания
1.
География. Начальный курс
А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова
М.: Дрофа, 2015
2
Географический атлас: 5 класс.
М.: Дрофа, 2015
3
Контурные карты по географии: 5 класс.
М.: Дрофа, 2015
4
География. Начальный курс. Рабочая тетрадь для 5 класса
В. И. Сонин, С. В. Курчина
М.: Дрофа, 2015
Литература для учителя
№
Наименование
Авторы
Издательство, год издания
1
География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие
автор И. И. Баринова
М.: Дрофа, 2015
2
География в таблицах. 6 – 10 кл.:
Справочное пособие
/Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.
М.: Дрофа, 2011.
3
Тематические карты
4
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.)
М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные пособия и ресурсы
1. CD-диск. Электронное приложение к учебнику География. 5 класс
Оборудование
Рабочее место учителя: компьютер, проектор, экран, МФУ
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры гуманитарных дисциплин
от __________ № __
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ___________ (В.Н. Голанцева)
«__________» 2015 г.
13PAGE 15
13PAGE 14915
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315