Краеведение как средство воспитания социально зрелого поколения россиян


Кузьмина А.Д. учитель истории МБОУ «Большешурнякская средняя школа» Елабужского района Республики Татарстан
«Краеведение как средство воспитания социально зрелого поколения россиян»
Реформирование современного российского общества, модернизация государственной власти, новые геополитические реальности настоятельно требуют реструктуризации системы образования подрастающего поколения, которая должна быть направлена на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, воспитание социально зрелого поколения россиян. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. "...Нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями", - писал К.Д. Ушинский. Воспитание этих черт и качеств личности осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной, воспитательной и практической деятельности учащихся в единстве образовательного процесса. Именно сегодня нравственная направленность всего процесса образования актуальна и затребована, так как возникло противоречие между уровнем "обученности" подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры. А культура, по мнению Д.С. Лихачёва, "как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней". Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться рост социальной и духовной культуры всего общества. Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому. Всё собранное и запечатлённое исследователями истории своей малой родины по праву можно считать энциклопедией ушедшей России. Ведь история, по словам великого русского поэта А.С. Пушкина, не давно ушедшее вчера, она есть живая связь времён - тронь в одном месте и отзовётся вся цепь. История огромного государства складывается из жизней конкретных людей, истории конкретных городов, из малейших деталей и подробностей, которые, в конечном счете, формируют самосознание и культуру целого народа. И потому А.С. Пушкин писал: "И дым отечества нам сладок и приятен". Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, записанные на встрече с ними, каждая чудом уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием. Изучение родной истории, память о прошлом - источник чувства гражданственности. В каждом городе - малом или большом, районе, сельском округе - краеведение имеет огромное значение и занимает особое место, поскольку является одним из важнейших факторов развития социально-культурной жизни. В этой связи хотелось бы отметить несколько социокультурных аспектов необходимости развития краеведческой работы. Краеведение - это просветительство. Богатая история и современная жизнь малой родины позволяют и даже требуют её досконального изучения и пропаганды всего, что связано с историей, литературой родного края. И здесь изучение истории родного края обогащает нас новыми знаниями. Совершенно справедливо отмечал Д.С. Лихачёв: "краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень". Краеведение - это связующая нить времён. Многие события, имена - всё, казавшееся совсем недавно забытым, безвестным, канувшим в Лету, воссоединяется с современностью, говорит мудро и просто. Краеведение изучает людей великих и простых, события общие и свои, местные. Краеведение - это важнейший фактор образования подрастающего поколения. Велик образовательно-воспитательный потенциал народного наследия. Огромное положительное влияние оказывает краеведение на пробуждение в душах людей патриотических чувств, интереса и уважения к историческому прошлому Родины, любви к родному краю. "Патриотизм - творческое начало, которое может вдохновить всю жизнь человека, избрание им своей профессии, круг интересов - всё определить в человеке и всё освещать", - писал Д.С. Лихачёв. Сейчас, как никогда, подрастающее поколение нуждается в нравственных ориентирах, взращённых на родной почве, являющимися в то же время частью истории большой Родины. К "патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать...>> - справедливо отмечал Дмитрий Сергеевич. Краеведение - источник социокультурной интеграции. Изучая историю, дети пристально и с любовью вглядываются в свой отчий дом, в родной город, деревню, посёлок, в жизнь дорогих и близких ему людей, осознают причастность своей "малой родины" к великой истории России. И только в этом случае, относясь с бережностью и любовью к истории своей Родины, они способны обогащать её образ, созданный многими поколениями предков, чем-то новым, своим, но не ломая и не разрушая традиции, а продолжая и развивая их. Рассматривая социально-культурную значимость краеведения, нельзя обойти такую грань как воспитание гражданственности в подрастающем поколении, поскольку один из основных источников чувства гражданственности - память о прошлом. "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оное есть постыдное малодушие" - говорил А.С. Пушкин. Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции. Краеведение всем своим содержанием призвано воспитать в человеке чувства национального самосознания и собственного достоинства, что является важнейшими составляющими активной гражданской позиции.