Доклад на тему:Современные педагогические технологии как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС ООО
Сидорова О.В.
Современные педагогические технологии как составная часть системы обучения в рамках
реализации ФГОС ООО
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики я сегодня буду говорить об образовательных технологиях.
Сегодня перед учителем стоит непростой вопрос: каким образом можно получить новый результат? Новые стандарты требуют от учителя организовать деятельность учеников таким образом, чтобы обеспечить им прогресс в личном развитии, научить их способности самоорганизации в решении поставленных задач, развить умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.
Базовые технологии стандартов нового поколения включают:
-технологии ИКТ,
-технологии, основанные на создании учебной ситуации,
- технологии основанные на реализации проектной деятельности
-технологии основанные на уровневой дифференциации обучения
-проблемно-диагностические технологии.
Более подробно я остановлюсь на тех технологиях, которые, на мой взгляд, являются наиболее интересными и не похожими на ранее используемые.
Современные педагогические технологии:
-педагогические мастерские,
- кейс-стади-коучинг-модерационные семинары
- образ и мысль
-- образовательный туризм
-дебаты
- ИКТ-технологии
1.Педагогические мастерские-личностно-ориентированная модель обучения
Цель –совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей;
- «включение» эмоциональной сферы ребёнка, - необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;
- совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися;
- подача необходимой информации учителем малыми дозами;
- исключение официального оценивания работы ученика;
- самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию.
Эта технология была создана в 20-х гг. ХХ века французскими психологами.
Важнейшие принципы «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.Этапы проведения:
Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя. Индуктор — образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия,рисунок — все, что может разбудить чувство, Предлагается неожиданное,в чем-то загадочное и обязательно личностное задание.
«Деконструкция» — работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий.«Социализация» — соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача — дать самооценку и провести самокоррекцию.
«Реконструкция» — создание своего мира, текста, гипотезы, проекта, решения.
«Афиширование» — вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомлениес ними: все ходят, читают, обсуждают, или зачитывает вслух автор, другой ученик, мастер.«Разрыв» — кульминация творческого процесса: новое видение предмета, явления, Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер, множество заданий информационного содержания.«Рефлексия» — отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской.
2. КЕЙС- СТАДИ
Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. К кейс- технологиям относятся:
метод инцидента;
метод разбора деловой корреспонденции;
метод ситуационного анализа.
Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности.
На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки. Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике
– Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Школьники определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ? Согласны ли вы с утверждением Драгунского о том «что всё тайное становится явным»?
– Вторая степень сложности: есть практическая ситуация – найди её решение Например, есть художественный текст и реальная информация о писателе, герое как личности. Сравнить, найти точки соприкосновения и различия.
– Третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи проблему и найди пути решения (например после просмотра видеосюжета)
3. Коучинг.
Коуч (партнер, фасилитатор, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы.
Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.
Коучинг - диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектирования и 4 вопросов планирования и реализации урока.
1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).
2. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.
3. Этап реализации плана( приверженность цели).
4. Этап завершения (рефлексия).
Применение в процессе индивидуальных коуч-сессий – специальных техник, обеспечивающих визуализацию целей, ценностей, рефлексии удовлетворенности своим состоянием и достижениями: Колесо жизненного баланса, Шкала удовлетворенности продвижением к цели «от 1 до 10», Линия времени и др
4. Модерационные семинары- правильная организация коллективного обсуждения
Цель: обобщить групповой профессиональный и личный опыт, привлечь творческий потенциал каждого участника обсуждения и в довольно сжатые сроки разработать конкретные реализуемые предложения, нацеленные на решение поставленной проблемы
Базовая структура проведения модерации : концентрация,
сбор идей,
ранжирование,
проектная работа,
формулирование плана действий.
5. ОБРАЗ И МЫСЛЬ
Технология не ставит задачу передать конкретную сумму знаний, но ориентирована на создание условий для накопления и совершенствования опыта выстраивания когнитивных систем, что приводит к постепенным и многоплановым изменениям в способах мышления. Ценность программы «Образ и мысль»в том, что она создаёт условия для развития ребенка в процессе общения сискусством, помогает формировать целостную личность, способствуетсоциализации детей. Работа по этой технологии увлекает, развивает рефлексию и помогает самому педагогу в личностном росте.
6.Образовательный туризм
Цель - формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства.
В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:
Выездные лагеря
Туристические поездки
Комплексные проекты
Исследовательские проекты
Занятия в музеях
Многодневные экскурсии
Заочные экскурсии
Многодневные погружения в образовательную среду стран изучаемого языка.
Образовательный туризм – это и высокоэффективная технология обучения и одновременно форма организации учебного процесса. Сегодня концепция образовательного туризма в России базируется на ценностях открытого образования – культурной грамотности, образовательной мобильности, индивидуальной траектории развития
7.Дебаты
Часто ли вам приходится отстаивать собственную точку зрения? Практически ежедневно: в школе, дома, на работе. Умеем ли мы грамотно вести полемическую беседу? Вряд ли большинство из нас ответит утвердительно, хотя от умения убедить своего собеседника зависят успех дела и личная карьера. Эта технология будет полезна всем: ученикам и учителю.
Дебаты– это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды.
По мнению доктора пед. наук Е.О. Галицких, дебаты - форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.
Закончить свое выступление мне хочется словами Адольфа Дистервега «Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.», которые как нельзя лучше раскрыват необходимость применения в нашей работы новых пелагогических технологий, с которыми не только ученикам, но и вам будет интереснее организовывать совместный труд на уроках.