Лекция для родителей первоклассников Адаптация первоклассников
Государственная бюджетная образовательная организация города Севастополя
«средняя общеобразовательная школа №44 имени В.В.Ходырева»
ФГОС
Адаптация
первоклассников
к процессу обучения
составила: Андрианова С.Л.
учитель начальных классов,
учитель 1 категории
2014г.
Задача современной образовательной системы – не напичкать ученика фундаментальными знаниями, а сформировать навыки
успешной социальной адаптации, способности
к самообразованию...
А.М. Кондаков
(доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, руководитель разработки Федеральных государственных образовательных стандартов)
Сегодня одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
С 1 сентября 2014-2015 учебного года учителя начальных классов нашей школы включились в процесс внедрения ФГОС. Основным требованием к учителям, реализующим ФГОС, стала их профессиональная готовность. С этой целью все учителя школы I ступени прошли курсы повышения квалификации, участвовали в научно-практических конференциях, методических и практических семинарах.
« Адаптация первоклассников к процессу обучения», так как в настоящее время актуальна проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Что же такое преемственность?
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008) (слайд)
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Обучение первоклассников в школе начинается с адаптационного периода, к организации которого сегодня также предъявляются новые требования в соответствии с ФГОС и СанПином. Рассмотрим значение слова
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
В школе созданы психолого-педагогические условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению по следующим направлениям:
организация режима школьной жизни первоклассников;
организация оздоровительно-профилактической работы;
организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
организация внеурочной деятельности первоклассников;
изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Восемь недель адаптационного периода должны способствовать положительному настрою детей для успешного обучения в школе, должны запомниться своей новизной. Для лучшей адаптации детей в 1-х классе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.
В первые дни периода адаптации в основном учебные занятия проводятся в игровой форме, в форме экскурсии, обучающего маршрута и т.д. В нашей школе с удовольствием и активно дети участвуют в игровых программах. В играх дети лучше узнают своих одноклассников, учатся соблюдать правила игры, умению самоконтроля и взаимодействия. Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются особенности первоклассников. В уроке представляем несколько структурных элементов: оргмомент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока. Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС.
Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителями физкультуры, психологом, родителями учащихся. Для родителей разработан цикл мероприятий (родительские собрания, лектории, беседы, памятки), направленный на просветительскую деятельность по предупреждению заболеваний в адаптационный период, укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни.
Для учащихся оздоровительно-профилактическая работа проводится по следующим направлениям:
классные часы по темам: «Здоровое питание», «Режим дня первоклассника», «В здоровом теле здоровый дух» и т.д.;
проведение физкультминуток на уроках;
организация подвижных игр и динамических пауз на переменах;
организация четвертых уроков в форме различных экскурсий, игровых соревнований и т.д.;
В 1 классе обучается 20 учащихся, из них 9 девочек и 11 мальчиков. Все учащиеся были зачислены в класс в 2014 году. До поступления в школу 12 детей воспитывались в детском саду, 8 человек воспитывались дома. При медицинском осмотре всего лишь 11 детей были признаны практически здоров.
Есть дети, которые уже владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Некоторые дети не умеют считать, писать цифры, не знают букв; путаются в отношении «право-лево». При прохождении двухнедельного курса «Введение в школьную жизнь» практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. Но есть и такие дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места . Но такое поведение свойственно детям этого возраста и в силу того, что они желают быть в центре внимания. Есть и такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно. Такое поведение тоже свойственно детям этого возраста, но это не мешает им все воспринимать и правильно отвечать на вопросы.
Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса(11 учащихся)
В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал.(5 учащихся).
И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроке, хотя на переменах общительны(2 учащихся).
Есть и такой ребенок, который все воспринимает, все понимает, что от него требуется, но инициативы не проявляет и считает, что это ему и не очень-то нужно («Я все знаю») – Но во время ответов очень рассудителен, правильно оценивает ситуацию, только ему постоянно надо напоминать, что надо все делать вовремя (2 учащихся).
В классе только 5 читающих детей . Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода.
Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но есть и те, кто предпочитает занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел в классе.
Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. На собрание некоторые родители ходят вдвоем.
В этом году предстоит большая работа по успешной адаптации детей к школьной жизни, а также по формированию коллектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества.
для успешной организации периода адаптации первоклассников к школьному обучению:
- сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;
пересмотр учителем форм воздействия на ребенка, чтобы они не контрастировали со стилем общения ребенка со взрослыми до школы;
формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
учет индивидуально-психологических особенностей, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.
«Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». В.А.Сухомлинский.
«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы выше на голову самого себя». Л.С.Выготский.