Конспект урока по чтению для 4 класса С.Я. Маршака Кот и лодыри
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа –интернат
станицы Ленинградской
Конспект урока чтения
в 4 « б классе
С. Я. Маршак
«Кот и Лодыри»
учитель начальных классов
Радионенко Ольга Анатольевна
ст-ца Ленинградская
2016г.
Урок чтения 4 класс.
Тема: С.Я. Маршак «Кот и лодыри».
Цели:
1. Продолжить знакомство с творчеством С.Я. Маршака;
2.Развивать навыки выразительного чтения;
3.Воспитывать трудолюбие, чувство ответственности за свои дела, поступки.
Оборудование: Учебник «Чтение 4 класс», мультимедийная презентация урока, песочные часы, простые карандаши.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно
На урок торопит нас
Урок чтения у нас.
Настрой на работу.
Урок чтения. Сегодня на уроке у нас много гостей. Все они пожелали посмотреть, как вы можете работать на уроке. Мы гостям очень рады и с удовольствием покажем, как мы можем работать на уроке. Вначале проведём разминку по чтению.
2. Разминка. (Слайд)
Каждый из вас по очереди будет подходить к доске и на скорость читать эти слова. Посмотрим, кто прочитает больше всех слов. Проверять будем по песочным часам. (Запись веду на доске.) Молодцы. На 1 месте - …. На 2 месте - …(Если слово прочитано не правильно при подсчёте отнимем его из общего количества слов)
Сегодня на уроке вам предстоит не только читать без ошибок и целыми словами, но вы должны показать, как можете выразительно читать.
Выполним следующее упражнение: (Слайд)
Слова в скобках вам будут подсказывать, с какой интонацией вам надо читать следующие предложения. Читать будем по цепочке.
3. Сообщение темы и цели урока. (Слайд)
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством известного вам поэта. Его зовут …(чтение с доски хором С.Я. Маршак 4. Изучение нового материала .
1.Биография С.Я. Маршака
С.Я. Маршак очень любил детей и написал очень много стихов для вас. Посмотрите, дети, с портрета на нас смотрит добрый, мудрый дедушка С.Я.Маршак.(сообщения детей о его биографии)
Самуил Яковлевич Маршак родился 4 ноября 1887года в городе Воронеже в большой, но дружной семье, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербургской гимназии. Завершил своё образование в Англии.
Маршак написал очень много разных стихотворений. Его стихи способны доставить много радости и удовольствия и взрослым, и детям. Он любил очень работать над своими произведениями . С утра садился он к письменному столу, и до самой ночи работал. Произведения С. Я. Маршака интересны как детям так и взрослым.
С.Я. Маршак прожил 77 лет, 50 из них он отдал детям. Он был награждён двумя орденами Ленина и другими наградами. Его книги отмечены Государственными премиями.
2. Знакомство с произведениями
За это время он написал так много стихов, песен, загадок, что если мы даже захотим их только перечислить, и то потребуется много-много времени.
На нашей выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я. Маршак, но все эти книги вам с детства знакомы
Вот некоторые произведения Маршака. Посмотрите на них. Это:…(читаем названия). Я сейчас буду читать строчки из произведений, а вы попробуйте отгадать из какого они произведения. (Слайд)
Вот один иль единица
Очень тонкая как спица
А вот это цифра два-
Полюбуйтесь какова.
( Весёлый счёт)
Принесла овсяной кашки –
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски –
Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала.
Говорит котёнок: - Мало! ( Усатый полосатый)
Мой весёлый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый , красный, голубой,
Не угнаться за тобой! ( мяч)
Тили – бом, тили – бом.
Загорелся Кошкин дом. ( Кошкин дом)
Вместо шляпы на ходу он надел сковороду. (Вот какой рассеянный)
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка. («Багаж»)
3.Работа над стихотворением « Кот и лодыри». (Слайд)
Сейчас мы познакомимся с новым произведением С.Я. Маршака
« Кот и лодыри».
Откройте учебник на стр.97.
Послушайте аудиозапись этого произведения.
Чтение стихотворения диктором .Проверка восприятия.
Понравилось ли стихотворение? Кто герои этого произведения?
Кто такие лодыри? Как можно сказать по другому?
Чтение стихотворения учащимися про себя. Цель: научиться читать целыми словами и подумать: как автор относится к этим
героям. Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните трудные слова.
Словарная работа: лодырь, ранец, грамота.
Работа над содержанием
Куда собирались лодыри? А куда попали?
Случайно ли они оказались на катке? Почему?
Кого они встретили? Какой был кот? Почему он такой?
На что жаловался кот? Почему коту плохо жилось без грамоты? Найдите ответ в тексте.
Что ответили лодыри коту?
Коту понравился их ответ? Как он его воспринял? Что он им ответил? Зачитайте.
Для чего нужно учиться?
Рассмотрите 1 иллюстрацию к стихотворению. Какой момент запечатлён на ней?
Повторное чтение стихотворения вслух, по цепочке.
Сейчас это стихотворение будем читать вслух, по цепочке.
Постарайтесь читать целыми словами. Попробуйте передать при чтении интонацию героев, кота, передать отношение автора к героям. Давайте подумаем, как это выразим при чтении. Какой темп чтения выберем при чтении начала стихотворения? Каким голосом будем читать за кота? (жалобным).А ответ лодырей? (С ленцой).
4.Физминутка
Подготовка к чтению по ролям.
Возьмите в руки простой карандаш и при чтении стихотворения отметьте слова автора, кота, лодырей.
Для чтения по ролям отметим, кто за кого будет читать.
Автор –
Кот –
Лодыри –
Чтение по ролям стихотворения.
5.Работа с пословицами
Прочитайте пословицы, подберите те , которые подходят к нашему произведению.
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Учение – путь к умению.
-Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
-Чтение – вот лучшее учение.
Инсценировка произведения «Кот и лодыри»
6.Итог урока.
Какой урок можно извлечь из этого стихотворения? Чему оно нас учит? К чему приводят пропуски уроков?
Вывод: нельзя пропускать уроки по пустякам. Можно остаться не грамотным.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
7.Рефлексия.
-Ребята, зимой нам так не хватает солнца ,тепла. Я предлагаю вам добавить к нашему солнышку лучики. Если вам урок понравился, вы хорошо поняли смысл стихотворения, то вы прикрепляете лучики – жёлтого цвета, а если вы считаете, что урок был не интересным, вы были не активны –голубого цвета. Почему?
8. Домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям.
9.Оценки за урок: