Урок математики Устная нумерация чисел в пределах 1000 (4класс)

Тема: Устная нумерация чисел в пределах 1000.

Цели урока:
Создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Познакомить с образованием чисел из сотен, десятков, единиц; названием этих чисел.
Закреплять умения решать составные задачи; отрабатывать навык деления суммы на число; деление с остатком.
Развитие памяти; внимания к поставленным задачам и их выполнению.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.


Ход урока
Организационный момент (Создание благоприятной рабочей обстановки)

-С каким настроением пришли на урок?
-Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, товарищу. И за работу!

- Посмотрите все в окно.
Там так чудно! Всё бело!
Ну-ка, дети не зевайте!
Время года называйте! (Зима)

-Что вы можете рассказать о зиме?
-В какие игры любите играть?

-Ребята, а хотите, мы с вами построим горку и покатаемся на санках?
-Но, чтобы горка получилась хорошая и большая, нам нужно будет много трудиться, и выполнить много заданий. Готовы?
1


2. Устный счёт

- Мы сейчас будем повторять, задания выполнять.
За каждое задание снежок получать
Чтобы горку строить и не скучать!


-1 задание такое: (на доске ряд чисел:13,17,21)

-Дан ряд чисел, разгадайте правило составления числового ряда.
(Последующие числа на 4 больше)

-Как узнали? Верно! Молодцы!

-Продолжите ряд влево.

-Что будете делать? (Уменьшать каждое последующее число на 4)

-И продолжите числовой ряд вправо. (1 ученик у доски)

-Как будите выполнять? (Увеличивать на 4)

Проверка: ученик объясняет, как образовывал числа, остальные проверяют у себя.

-Кто, верно, справился с заданием. Молодцы! Первый снежок для горки!

2 задание:

-На какие две группы можно распределить эти числа? (Однозначные и двузначные)
Распределите!

2


Проверка: (Самопроверка с доски)

-Такие группы у вас получились?
-Что вы можете сказать о числах первой группы? (Числа однозначные, записаны одной цифрой, состоят из единиц)

-Что вы можете сказать о числах второй группы? (Двузначные числа, записаны двумя цифрами, состоят из десятков и единиц)

-Молодцы! Получаете второй снежок.

-А следующее задание такое.
Даже очень не простое!
Чтоб его выполнять нужно
Хорошо считать!

-Числа 13,17,21,25,29, 33,37 нужно увеличить на 9.

(Выполнение задания - «ручеек»)

-Что значит увеличить на 9?

-Получившиеся числа уменьшить на 1.

(Выполнение задания - «ручеек»)

-Что значит уменьшить на 1?

-Молодцы! Скоро горка будет построена. Ух! Покатаемся!

-Следующее задание.
Не дремайте, таблицу умножения вспоминайте!
Самостоятельно выполняйте!


3
-Посмотрите внимательно на числа, которые у нас получились и подчеркните только те, которые делятся на 5.
(Самостоятельно)

Проверка:25,45.

-У вас такие числа подчёркнуты? Докажите, что вы подчеркнули те числа, которые делятся на 5 без остатка. Верно.

-А теперь ребята вам такое задание:
Укажите сколько в данных числах десятков и сколько единиц.

(Работа в группах)

Первая группа получает число 25, вторая группа число 45.

Проверка: 25 = 2 дес. 5 ед.
45= 4 дес. 5 ед.
(Вывешиваются выполненные задания на доску)

-Проверьте друг друга!

- А кто мне скажет, на каком месте стоят единицы в таблице разрядов класса единиц? Десятки? (Считаются справа налево)

-А читаются? (Слева на право)

- Молодцы! (Снежок для горки на доску прикрепить)

Итог:
-Ребята, мы не только горку строили, но и повторили всё то, что пригодится нам в течение всего урока.

3.Сообщение темы, целей урока

4

-И осталось последнее задание.
«Не зевай на вопросы отвечай»:

-Сколько однозначных чисел вы знаете? (9)

-Сколько двузначных чисел знаете? (99)

-Найдите сумму чисел, если первое слагаемое это самое большое двузначное число, а второе слагаемое самое маленькое однозначное число.
(Сумма чисел 100)

-Что можете рассказать о числе 100?

(Трёхзначное, в записи числа три цифры)

-Кто может назвать тему нашего урока?

(На доску прикрепляется последний снежок от горки, на нём записана тема урока: «Трёхзначные числа»)

- Раньше мы уже встречались на уроке математике с трёхзначными числами?
А хотите, что- нибудь о них узнать? Что хотите узнать о трёхзначных числах?

(Прикрепить к горке запись план урока)

-Мы познакомимся с образованием чисел, научимся их правильно читать.
План:
Как образовать трёхзначное число
Как читать трёхзначное число

4. Работа над новой темой
5
-Вот какие мы молодцы горку из снега построили. А теперьуже можно на ней кататься? Как вы считаете?
-Конечно нет, её нужно залить водой.
-Я вам приготовила ведёрки, на каждом ведёрке свой номер.
Ой! Кажется, я, когда готовилась к уроку, не успела расставить по одной цифре в номерки ведёрок! Как же нам теперь быть?
(Показать их в руке) Где же они? А вот!
-Я кажется, поняла? Посмотрите на одном ведёрке всё в порядке с числом, не успели всё сломать. Давайте-ка мы рассмотрим, что это за число и на его примере восстановим другие числа.

- Что это за число? Мы уже многое о нём сказали, а что мы можем ещё сказать о числе 100? Как оно образовано? Мы во втором классе уже говорили о том, как образовалось число 100.
Давайте наглядно убедимся. (Раздаточный материал)

-Отсчитайте десять палочек.
-Возьмите их в пучок (кучку). Что можете о них сказать? (1 десяток)

На доску:

Итог:
10 ед. = 1 дес.
-Если мы возьмём десять таких пучков то, что получим?
Посчитайте десятками
(10,20,30,40,50,60,70,80,90 и 100)

Или говорим одна сотня. Чему равна 1 сотня при счёте десятками.
Итог:
10 дес.= 1сот.

-Как вы думаете, сколько в одной сотне единиц? (100 ед.)
Итог:
1 сот.= 100 ед.

6
-Давайте рассмотрим, как число 100 представлено в таблице разрядов.

-Какие разряды здесь присутствуют? (Разряд единиц, разряд десятков, разряд сотен)

-Посмотрите у нас в разряде десятков и единиц стоят нули. Что они означают? (Отсутствие единиц и десятков в этих разрядах)

-Что можем сказать о третьем разряде? (Разряд сотен)

-Как теперь иначе можем сказать про число 100? (1 единица третьего разряда)
-На что она указывает? (Показывает количество сотен в числе)

-Сможем теперь восстановить все номера на вёдрах?

(Подставили только цифру в разряд сотен)


-А кто мне их сможет прочитать.

-А вот правильно вы их прочитали или нет, мы узнаем, открыв учебник на странице 95, читаем. Правильно мы читали числа?
Молодцы! Я в вас и не сомневалась!

-Вот вы получили вёдра. Чтобы горка была гладкой и скользкой надо много водички. Если вы выполните счет, верно, то вы донесли своё ведёрко с водой, если ошибётесь, то вы водичку разлили и вам снова придется идти за водичкой. Готовы?

-Давайте посчитаем сотнями:
От 100 до 400; (Кирилл)
От 400 до 700; (Наташа)
От 700 до 900; (Дима)
Отсчитать от 900 до 100. (Вадик)
7
-Молодцы с чем мы сейчас познакомились? (С образованием трёхзначных чисел)

- Давайте уберём нуль из разряда десятков и поставим цифру 2.
-Какое получилось число? Сколько в нём сотен? Десятков? Единиц? Прочитайте число. (Ещё несколько примеров)
-Из каких разрядов класса единиц состоят трёхзначные числа?
- Научились мы читать трёхзначные числа?
-Молодцы! Все справились, никто водичку не разлил.


5.Физминутка
-Горка залита и пока она застывает, мы можем отдохнуть.
Я буду указывать на числа:
Если это число однозначное, то – хлопаем в ладоши.
Если это число двузначное, то – топаем ножками.
Если это число трёхзначное, то и топаем и хлопаем. Договорились?!

5 96 361 783 56 9 35 564 24 278 88

-Молодцы! Отлично отдохнули! Горка застыла и теперь можно кататься!

6.Повторение изученного

- Вот не задача. На чём же будем кататься на горке?
-Ребята, посмотрите санки. Они не простые на них задания на повторение и закрепление. Если мы всё решим, то получим санки. Будем решать?

Санки №1.

Решите задачу. (Текст у каждого)

8
На горке в городском парке каталось 33 девочки, а мальчишек на 34 больше. Сколько всего детей каталось на горке?

-Прочитайте задачу внимательно, подумайте, о чём она, что обозначает каждое число.


Разбор задачи.

- О ком говорится в задаче?
-Что известно?
-Что неизвестно?
-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого нужно найти?
- Во сколько действий задача?

Давайте составим краткую запись к задаче.
Решение задачи.

С каким числом опять встретились?
-Молодцы! Справились. Получайте одни сани! Уедем мы все на одних санях?


Санки №2, №3

Работа в парах.

Игра «Помоги друг другу»

Карточка (Наташа, Кирилл)

(10 +15):5= 16 +25:5=
(20+25):5= 30+45:5=


9
Карточка (Вадик, Дима)

27:5= 29:5=
48:5= 46:5=



Самопроверка (с листа контроля)

-Вот сани вам и вашему другу.
Сани №4

-А сейчас такое задание-игра «Живая нумерация».

Игра «Назови число»
В этом числе 3 сотни 6 десятков 1 единица;
В этом числе 7 сотен 8 десятков 3 единицы.

Игра «Собери число»
Я вам называю трёхзначное число, а вы его должны представить в виде разрядных составляющих.
564, 278
(Числа из физминутки)

7. Итог урока
-У всех у нас санки. А какое у вас настроение? Давайте с хорошим настроением вспомним, чему мы хотели научиться в начале урока? Достигли мы своих целей?
- Что вы узнали о трёхзначных числах?
Ребята, а чтоб горку нам никто не сломал, мы к ней приставим. Угадайте кого?
Он из снега слеплен нами.
Вместо носика морковь,
Вместо шапочки ведёрко
А глаза из угольков.
(Снеговик)
10
На память об уроке я вам дарю снеговиков, которых можно раскрасить.
Оценки
Домашнее задание:
- Подумайте, где в жизни встречаемся с трёхзначными числами.

Стр.35 повторить название чисел при счёте сотнями.





























11
15