Интеграция педагогической деятельности воспитателя и учителя – один из способов достижения оптимальных результатов в вопросах преемственности


Интеграция педагогической деятельности
воспитателя и учителя – один из способов достижения оптимальных результатов в вопросах преемственности
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня
то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так
писал В. А. Сухомлинский о знакомстве детей со школой
в дошкольном обучении.
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем современного образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встаёт задача "выравнить" их знания. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.
Подготовка к школе – сложный период и в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально. Поэтому, преемственность между дошкольным и начальным школьным звеном мы рассматриваем как построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, а также сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.
Психологи выделяют общую и специальную готовность как два больших блока, составляющих готовность детей к школе. К общей готовности относятся физическая, личностная (отношения с окружающими людьми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе) и интеллектуальная. К специальной – подготовка к усвоению предметов курса начальной школы, общее развитие, подготовка к чтению, письму. (Е. А. Журова, Л. Н. Невская, Н. В. Дурова)
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Поэтому немаловажна роль учителя и в работе с родителями дошкольников. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций у ребёнка может быть предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. А иногда родители используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут! », «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках будешь отвечать? ». Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушать ему: «Ты сможешь все, если немного постараешься».
Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.
Если мы говорим о преемственности, то со стороны детского сада преемственность выражается в подготовке детей к обучению с учетом требований современной начальной школы. Соблюдение преемственности со стороны школы состоит в использовании того, что ребенок приобрел в детском саду для обучения на более высоком уровне.
Таким образом, условием успешного осуществления задачи подготовки детей к обучению в школе является наличие преемственности в работе детского сада и школы – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая , с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.