Дополнительная общеразвивающая программа Занимательная робототехника


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Бокситогорский центр дополнительного образования»
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
Протокол от «31» 08.2015г. №1 УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора
МБОУ ДО «БЦДО»
от «31» 08.2015 г. № _____
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Занимательная робототехника»
(новая редакция)
Срок реализации программы: 1 года
Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа – 6,5-10 лет
Разработчик программы:
Юдина Евгения Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Бокситогорск
2015 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Тип Модифицированная
Направленность Техническая
Срок реализации 1 год
Возраст обуч-ся 6,5-10 лет
Дата разработки программы 2014
Изменения, вносимые в программу
Дата Вносимые изменения
август 2015 г. Внесены изменения в пояснительную записку, в календарно-тематическое планирование, в КИМ.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
№ п/п Дата Наименование мероприятия Результат
2015г Районный конкурс творчества по безопасности дорожного движения «Дорога и мы» Диплом 1 степени
2015 Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» Диплом 3 степени
2015 Всероссийский дистанционный конкурс «Ты-гений» Диплом 2 степени
2015 Международный дистанционный конкурс «Ты-гений» Диплом 2 степени
2015 Общероссийский конкурс с международным участием «Безопасность на улицах» Диплом 1 степени
2015 Областной конкурс детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорога и мы» Диплом 1 степени
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная робототехника» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75, п. 4. 273-ФЗ);
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки новых федеральных требований);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы».
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная робототехника» - техническая.
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная робототехника» является модифицированной (авторской) программой. При её разработке была использована авторская программа по «Робототехнике» Илюшкиной Т.В., М., 2013 г.
Актуальность данной программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию социально полезной деятельности воспитанниками объединения. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.
Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии.
Педагогическая целесообразность Внедрение разнообразных Лего-конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста помогает решить проблему занятости детей, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка.
Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Одна из задач курса заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой «на ты», познакомить с профессией инженера.
Отличительные особенности программы
Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Обучающиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Поэтому вторая задача курса состоит в том, чтобы научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
Цель:
Социализация и развитие личности, творческого потенциала и креативности детей с помощью технического творчества
ПервоРоботWeDo предоставляет педагогам средства для достижения целого комплекса образовательных целей:
Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.
Установление причинно-следственных связей.
Анализ результатов и поиск новых решений.
Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
Проведение систематических наблюдений и измерений.
Использование таблиц для отображения и анализа данных.
Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.
Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.
Написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с первоначальными знаниями по устройству робототехнических устройств;
научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;
изучить общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
познакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств.
Развивающие:
развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
развивать способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей;
развивать любознательность у учащихся, как основу развития познавательных способностей;
формировать творческое воображение, как направление интеллектуального и личностного развития детей;
развивать коммуникативность, как одно из необходимых условий учебной деятельности.
Воспитательные:
вырабатывать терпение и самостоятельность;
воспитывать интерес к технике;
воспитывать коллективизм и толерантность;
воспитывать творческое отношение к учению, труду, жизни;
Обучающие, развивающие и воспитательные задачи направлены на формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Соотношение этих групп УУД с группами планируемых результатов и задачами программы представлено в таблице ниже:
Универсальные учебные действия Планируемые результаты
Задачи программы
Личностные
- Создание комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики и при работе с конструктором, умение организовать свое рабочее время,
- Создание устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,
- Умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,
- умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий и конструктора в процессе обучения и самообразования».
Личностные
учащиеся получат представление:
об информации как одном из основных понятий современной науки,
об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
о моделировании как методе научного познания;
о компьютерных моделях и приемах сборки моделей и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;
об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях;
- о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
о программном принципе работы компьютекомпьютера – универсального устройства обработки информации;
о направлениях развития компьютерной техники;
о возможностях технического творчества
о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий. Воспитательные
вырабатывать терпение и самостоятельность;
воспитывать интерес к технике;
воспитывать коллективизм и толерантность;
воспитывать творческое отношение к учению, труду, жизни;
Регулятивные
умения:
определять и формулировать цель деятельности;
составлять план действий по решению проблемы (задачи);
осуществлять действия по реализации плана;
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.Познавательные
умения:
извлекать информацию;
ориентироваться в системе знаний, осознавая необходимость новых;
перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата для создания нового продукта;
умение применятьосновные приемы сборки и программирования робототехнических средств для создания новых моделей;
Коммуникативные умения:
доносить свою позицию до других, владея приёмами речи;
понимать другие позиции (взгляды, интересы);
договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. Метапредметные
Использование методов и средств информатики и техники для моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
Владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации;
Формирование запросов на выяснение того, что еще не известно;
Умение планировать учебную деятельность: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
Умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
Умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи;
Способность к моделированию в форме перехода от объекта к знаково-символической модели; к изменению модели с целью адекватного представления объекта, моделирования;
Умение представлять знаково-символические модели в естественном, формализованном и формальном языках; Преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи. Развивающие
- развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
- развивать способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей;
- развивать любознательность у учащихся, как основу развития познавательных способностей;
- формировать творческое воображение, как направление интеллектуального и личностного развития детей;
- развивать коммуникативность, как одно из необходимых условий учебной деятельности.
-
Предметные
Освоение основных понятий и методов технического творчества;
Представление об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
Умение выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях, находить сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
Умение оценивать информацию с позиций интерпретации ее человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
Умение строить модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств;
Умение проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей;
Освоение основных конструкций языка программирования;
Освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов;
Вычисление логических выражений; построение таблиц;
Знание основных терминов для технического творчества; понимание функциональных схемы его устройства;
Умение использовать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
Обучающие
Познакомить с первоначальными знаниями по устройству робототехнических устройств;
Научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;
Изучить общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- Познакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств.
Материально-техническое обеспечение
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа – 6,5 – 10 лет.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение –6,5 лет.
Условия отбора учащихся на обучение по данной программе.
На обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная робототехника» принимаются все желающие, достигшие возраста 6,5 лет. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (или законных представителей).
Наполняемость группы:
1 год обучения - не менее 15 человек;
Организационно - педагогические условия реализации программы
Срок реализации программы: 1 года
Количество учебных часов по программе: 140 часов.
Форма обучения: очная.
Форма проведения занятий: аудиторные занятия.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная или индивидуально-групповая формы организации занятий.
Формы аудиторных занятий:
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекция, беседа, рассказ, проблемное изложение материала, практическая работа за компьютером, соревнование, проект.
- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
- количество учебных часов за учебный год:
1 год обучения – 140 часов.
- количество занятий и учебных часов в неделю:
1 год обучения – 2 занятия по 2 часа;
- продолжительность занятия – 45 мин.
Материально-техническое обеспечение
11. Помещение для занятий – компьютерный класс 42,8 м2 (12 столов, 15 стульев, 12 компьютеров.)
2. Оборудование: доска, стеллаж узкий -2 шт, стеллаж широкий -1 шт, шкаф-тумба, стол учительский, стол ученический-12шт, стул 15шт , конструктор lego wedo – 8 шт, ресурсный набор – 8 шт.
3. Технические средства обучения (проектор, переносной, ноутбук, компьютеры -12 шт.)
4. Учебно-методический материал (дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная грамотность», поурочное планирование к программе «Компьютерная грамотность», диагностика результативности обучения по программе «Компьютерная грамотность», личная результативность обучающихся, КИМ.)
Система оценки результатов освоения программы
Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости и промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Текущий контроль учащихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам) дополнительной общеразвивающей программы.
Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется педагогом по каждой изученной теме.
Достигнутые учащимися умения и навыки заносятся в диагностическую карту.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера;   срезовые работы;  вопросники, тестирование; защита творческих работ, проектов; соревнование.
Промежуточная аттестация учащихся проводится с целью повышения ответственности педагогов и учащихся за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ каждого года обучения; за степень усвоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы в рамках учебного года.
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени – полугодие, год.
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется администрацией Учреждения.
Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.
Промежуточная аттестация учащихся может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера; срезовые работы;  вопросники, тестирование;  защита творческих проектов; соревнование;
Итоговая аттестация учащихся проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы.
Итоговая аттестация учащихся проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе.
Итоговая аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.
Итоговая аттестация учащихся осуществляется комиссией по аттестации учащихся, в состав которой входят представители администрации Учреждения, методисты, педагоги дополнительного образования, имеющие высшую квалификационную категорию.
Итоговая аттестация учащихся может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера; срезовые работы;  вопросники, тестирование;  защита творческих работ, проектов; соревнование.
Учащимся, полностью освоившему дополнительную общеразвивающую программу, и успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается свидетельство о дополнительном образовании.
Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим неудовлетворительные результаты выдаётся справка об обучении или о периоде обучения.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у учащегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины;
- программу не освоил - учащийся овладел менее чем 20% объёма знаний, предусмотренных программой.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
- программу не освоил - учащийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой объёма умений и навыков.
Планируемые результаты освоения программы
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
- создавать  модели  при  помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
-уметь критически мыслить.
Кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу является участие школьников в различных в лего- конкурсах и олимпиадах по робототехнике.
3.Учебно - тематический план
№ п/п Тема Кол-во часов
всего теория практика
Введение в робототехнику. Инструктаж по ОТ, ТБ и ППБ в компьютерном классе и учреждении. Введение в курс: ознакомление с целями и содержанием курса. 1 0,5 0,5
Тема 1 Первые шаги в робототехнику
Идея создания роботов. История робототехники. Применение роботов в современном мире. 3 3 0
Что такое робот. Виды современных роботов. Соревнования роботов. 2 2 0
Мультфильм «История лего»
Знакомство с конструктором ЛЕГО-WEDO 3 0,5 2,5
Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета 3 0,5 2,5
Исследование «кирпичиков» конструктора 3 0,5 2,5
Исследование «формочек» конструктора и видов их соединения. Шипы и трубки 3
0,5 2,5
Мотор и ось
2 0,5 1,5
ROBO-конструирование 2 0,5 1,5
Зубчатые колёса
3 0,5 2,5
Понижающая и повышающая зубчатая передача 6 1 5
Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo. 3 0,5 2,5
Перекрёстная и ременная передача. 3 0,5 2,5
Снижение и увеличение скорости 3 0,5 2,5
Коронное зубчатое колесо 3 0,5 2,5
Червячная зубчатая передача
3 0,5 2,5
Кулачок и рычаг 3 0,5 2,5
Блок «Цикл» 3 0,5 2,5
Блоки «Прибавить к Экрану» и « Вычесть из Экрана», 3 0,5 2,5
Блок «Начать при получении письма» 3 0,5 2,5
Тема 2. Работа с комплектами заданий «Забавные механизмы»
1Танцующие птицы 3 0,5 2,5
2 Умная вертушка 3 0,5 2,5
3. Обезьянка-барабанщица 3 0,5 2,5
Тема 3. Работа с комплектами заданий «Звери»
1. Голодный аллигатор 3 0,5 2,5
2. Рычащий лев 3 0,5 2,5
3. Порхающая птица 3 0,5 2,5
Тема 4. Работа с комплектами заданий «Футбол»
1 Нападающий 3 0,5 2,5
2 Вратарь 3 0,5 2,5
3 Ликующие болельщики 3 0,5 2,5
Тема 5. Работа с комплектами заданий «Приключения»
1. Спасение самолёта 3 0,5 2,5
2 Спасение от великана 3 0,5 2,5
3 Непотопляемый парусник 3 0,5 2,5
Тема 6. Работа с ресурсным набором ЛЕГО-WEDO 8595
1 Кран 4 0,5 3,5
2 Колесо обозрения 4 0,5 3,5
3 дом на колесах 4 0,5 3,5
4 машина 4 0,5 3,5
Гоночная машина 4 0,5 3,5
Машина Бэтмана 4 0,5 3,5
Танк 4 0,5 3,5
Военный вертолет 4 0,5 3,5
Спасательный вертолет 4 0,5 3,5
27 Тема 7. Составление собственного творческого проекта. 4 0,5 3,5
Демонстрация и защита проектов. 4 0,5 3,5
28 Итоговое занятие 2 0,5 1,5
Итого =SUM(ABOVE) 140 =SUM(ABOVE) 25,5 =SUM(ABOVE) 114,5
Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации
№ п/п Год обучения Формы проведения промежуточной аттестации Формы проведения итоговой аттестации
1 1 год обучения Тест, практическая работа Тест, проект
Содержание программы.
Введение в робототехнику .
Инструктаж по ОТ, ТБ и ППБ в компьютерном классе и учреждении. Введение в курс: ознакомление с целями и содержанием курса.
Теория
Знакомство с правилами поведения в учреждении, Уставом учреждения, инструкцией по ОТ, ТБ и ППБ №6.
Тема 1 Первые шаги в робототехнику.
1.1 Идея создания роботов. История робототехники. Применение роботов в современном мире.
Теория
Демонстрация передовых технологических разработок, представляемых в Токио на Международной выставке роботов.
История робототехники от глубокой древности
Применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок.
1.2 Что такое робот. Виды современных роботов. Соревнования роботов.
Теория
Определение понятия «робота». Классификация роботов по назначению. Соревнования роботов.
Знакомство с конструктором ЛЕГО-WEDO.
Теория
История возникновения лего.
Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора.
Практика
Построение простейших фигур.
1.4 Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета.
Знакомство детей с конструктором с ЛЕГО-деталями, с цветом ЛЕГО-элементов.,.
Практика
Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога.
Построение простейших фигур.
Исследование «кирпичиков» конструктора.
Продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря.
Практика
Умение отличать кирпич от пластины, определять размер деталей.
Построение простейших фигур.
Исследование «формочек» конструктора и видов их соединения.
Продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на формочки, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-словаря.
Практика.
Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога. Построение простейших фигур.
Мотор и ось.
Теория.
Знакомство с мотором.
Практика.
Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка поворота изображений и подсоединения мотора к ЛЕГО-коммутатору.
ROBO-конструирование.
Теория.
Знакомство детей с панелью инструментов, функциональными командами; составление программ в режиме Конструирования.
Практика.
Отработка навыка составления программ для различных движений.
Зубчатые колёса.
Теория.
Знакомство с зубчатыми колёсами.
Практика.
Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы.
Понижающая и повышающая зубчатая передача.
Теория.
Знакомство с понижающей и повышающей зубчатыми передачами.
Практика.
Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения. Понятие ведомого колеса.
Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo.
Теория.
Структура и ход программы. Датчики и их параметры:
Датчик поворота;
Датчик наклона.
Практика.
Построение и программирование модели с датчиками
«Перекрёстная» и «ременная» передача.
Теория.
Знакомство с перекрёстной и ременной передачей
Практика.
Построение модели, показанной на картинке. Сравнение данных видов передачи.
Снижение и увеличение скорости.
Теория.
Знакомство со способами снижения и увеличения скорости.
Практика.
Построение модели, показанной на картинке. Сравнение поведения шкивов в данном занятии и в занятиях.
Коронное зубчатое колесо.
Теория.
Знакомство с коронными зубчатыми колёсами.
Практика.
Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы. Сравнение вращения зубчатых колёса в данном занятии с тем, как они вращались в предыдущих занятиях: «Повышающая зубчатая передача» и «Понижающая зубчатая передача».
Червячная зубчатая передача.
Теория.
Знакомство с червячной зубчатой передачей.
Практика.
Построение модели, показанной на картинке. Сравнение вращения зубчатых колёс в данном занятии с тем, как они вращались в
предыдущих занятиях: «Зубчатые колёса», «Промежуточное зубчатое колесо», «Повышающая зубчатая передача», «Понижающая зубчатая передача» и «Коронное зубчатое колесо».данных видов передачи.
Кулачок и рычаг.
Теория.
Кулачок. Рычаг как простейший механизм, состоящий из перекладины, вращающейся вокруг опоры. Понятие «плечо груза».
Практика.
Построение модели показанной на картинке.
Блок «Цикл».
Теория.
Знакомство с понятием «Цикл». Изображение команд в программе и на схеме. Сравнение работы Блока Цикл со Входом и без него?
Практика.
Отработка программирования моделей с циклом и без него.
Блоки «Прибавить к Экрану» и « Вычесть из Экрана».
Теория.
Знакомство с данными блоками. Построение модели, показанной на картинке.
Практика.
Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы.
Блок «Начать при получении письма».
Теория.
Знакомство с блоком «Начать при получении письма». Назначение данного блока.
Практика.
Использование блока «Начать при получении письма» в качестве «пульта дистанционного управления» для запуска другой программы, или для одновременного запуска нескольких различных программ.
Тема 2 Работа с комплектами заданий «Забавные механизмы»
Танцующие птицы
Умная вертушка
Обезьянка-барабанщица
Практика
Сборка и программирование действующей модели.
Демонстрация модели. Составление собственной программы, демонстрация модели. Использование модели для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.
Закрепление навыка соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога.
Тема 3. Работа с комплектами заданий «Звери»
Голодный аллигатор
Рычащий лев
Порхающая птица
Практика.
Сборка и программирование действующей модели.
Демонстрация модели. Составление собственной программы, демонстрация модели. Использование модели для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.
Закрепление навыка соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога.
Тема 4. Работа с комплектами заданий «Футбол»
Нападающий
Вратарь
Ликующие болельщики
Практика.
Сборка и программирование действующей модели.
Демонстрация модели. Составление собственной программы, демонстрация модели. Использование модели для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.
Закрепление навыка соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога.
Тема 5. Работа с комплектами заданий «Приключения»
Спасение самолёта
Спасение от великана
Непотопляемый парусник
Практика.
Сборка и программирование действующей модели.
Демонстрация модели. Составление собственной программы, демонстрация модели. Использование модели для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.
Закрепление навыка соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога.
Тема 6. Работа с ресурсным набором ЛЕГО-WEDO 8595. Творческие проекты
Кран
Колесо обозрения
Дом на колесах
Машина
Гоночная машина
Машина Бэтмана
Танк
Военный вертолет
Спасательный вертолет
Практика
Сборка и программирование действующей модели.
Демонстрация модели. Составление собственной программы, демонстрация модели. Использование модели для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.
Закрепление навыка соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога.
Тема 7 .Составление собственного творческого проекта. Демонстрация и защита проектов.
Практика.
Сборка и программирование действующей модели.
Демонстрация модели. Составление собственной программы, демонстрация модели. Использование модели для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.
Закрепление навыка соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога.
Теория.
Защита проекта.
Итоговое занятие
Методическое обеспечение.
№ Тема Формы проведения занятий Методы, используемые на занятиях Дидактический материал Формы
подведения итогов
Вводное занятие.
Инструктаж по ОТ, ТБ и ППБ в компьютерном классе и учреждении. Введение в курс: ознакомление с целями и содержанием курса. Мини-лекции
Словесный
Наглядный Инструкции
Презентации Опрос, тестирование
Тема 1 Введение в робототехнику .
Мини-лекции
Словесный
Практический
Наглядный
Инструкции
Файлы – исходники
Презентации опрос
Тема 2 Первые шаги в робототехнику.
Мини-лекции
Практическая работа
Словесный
Практический
Наглядный
Инструкции
Файлы – исходники
Презентации Опрос, тесты
Тема 3 Работа с комплектами заданий «Забавные механизмы»
1.Танцующие птицы
2. Умная вертушка
3. Обезьянка-барабанщица Лекции
Практическая работа
Соревнования
Словесный
Практический
Наглядный
Инструкции
Файлы – исходники
Презентации Соревнования
Тема 4. Работа с комплектами заданий «Звери»
Голодный аллигатор
Рычащий лев
Порхающая птица
Лекции
Практическая работа
Соревнования
Словесный
Практический
Наглядный
Инструкции
Файлы – исходники
Презентации Соревнования
Тема 5. Работа с комплектами заданий «Футбол»
1 Нападающий
2 Вратарь
3 Ликующие болельщики
Лекции
Практическая работа
Соревнования
Словесный
Практический
Наглядный
Инструкции
Файлы – исходники
Презентации Соревнования
Тема 6. Работа с ресурсным набором ЛЕГО-WEDO 8595. Творческие проекты
Кран
Колесо обозрения
дом на колесах
машина
Гоночная машина
Машина Бэтмана
Танк
Военный вертолет
Спасательный вертолет
Лекции
Практическая работа
Соревнования
Словесный
Практический
Наглядный
Инструкции
Файлы – исходники
Презентации Соревнования
Тема 7.
Составление собственного творческого проекта. Демонстрация и защита проектов.
Лекции
Практическая работа
Словесный
Практический
Наглядный
Инструкции
Файлы – исходники
Презентации Защита проектов
Итоговое занятие Практическая работа
Практический
Контрольная работа

Список литературы, использованной педагогом
Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р).
Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией и показатели деятельности образовательной организации, подлежащей прохождению процедуры самообследования (в соответствии с п.3 2 части статьи 29 ФЗ об образовании в РФ) (Приказ Минобрнауки России от 14.07.2013 № 462)
Положение о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008) 5. Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19 ноября 2013 года № 191-01-39/06-ГИ).
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».
Федеральная целевая программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы)
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Живой журнал LiveJournal - справочно-навигационный сервис.
Статья ««Школа» Лего-роботов» / / Автор: Александр Попов.
[Электронный ресурс] — Режим доступа:свободный.
http://russos.livejournal.com/817254.html,— Загл. с экрана
Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа:, свободный http://robotics.ru/.— Загл. с экрана.
Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/porogramma-po-legokonstruirovaniyuПервоРобот LEGO® WeDoTM - книга для учителя [Электронный ресурс].
Аленина Т.И., Енина Л.В., Колотова И.О., Сичинская Н.М., Смирнова Ю.В., Шаульская Е.Л. под рук В.Н. Халамова
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: свободный http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/index.php/2012-07-07-02-11-23/posobiyaЗайцева Н.Н., Зубова Т.А., Копытова О.Г., Подкорытова С.Ю., подрук В.Н. Халамова Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие [Электронное пособие]. – Режим доступа: свободный http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/index.php/2012-07-07-02-11-23/posobiyaСписок литературы, рекомендуемой для учащихся
1. КАТАЛОГ: Образовательные конструкторы : ЛЕГО: Мир вокруг нас М.. - 2013 г. 2. Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO М., 2012 г. 3. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. Вопросы психологии. 2000 г. Интернет-ресурсы: 1.http://2kubika.ru/tehnologia-lego.htm 2.http://www.razvitierebenka.net/index/vlijanie_konstruktora_na_razvitie_rebjonka/0-889 3. www. lego.com 4. www. education.lego.com/ru
Диагностическая карта

п/п ФИО учащегося Тема 1Первые шаги в робототехнику. Промежуточная контрольная работа Тема 2 Танцующие птицы Тема 3 Голодный аллигатор Тема 4 Вратарь Тема 5 Непотопляемый парусник Тема 6 Модель транспорт Тема7 Собственный проект Итоговая контрольная работа Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень