Урок-игра Путешествие по Древнему миру
Игра для пятиклассников
«Путешествуем по Древнему миру».
Подготовка:
Класс разделен на две команды. Они заранее придумывают названия командам, выбирают капитанов. Ведущий объявляет название игры, знакомит с целями мероприятия.
Ведущий. Дорогие ребята, сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие по Древнему миру. Вы успели очень многое узнать и, сегодня вам предоставляется возможность блеснуть своими знаниями. Итак, мы начинаем.
Конкурс №1. «Знания + внимание».
Проверим, знаете ли вы, что означают слова в левом столбике. Для этого найдите в правой колонке объяснение каждого слова из левой колонки. Например, берем из левого столбика слово под №1 «дельта», в правом находим его объяснение: «устье реки, разделенное на рукава».
1. Дельта а) царь в Древнем Египте
2. Папирус б) служитель богов в храме
3. Крестьянин в) мастер, создававший изображения из глины, камня,
дерева, металла
4. Ремесленник г) растение, из стеблей которого в Египте делали
материал для письма
5. Рабовладелец д) знак-рисунок в письменности Египта
6. Фараон е) группа вьючных животных, перевозивших грузы и
людей7. Чиновник ж) сплав меди с оловом
8. Вельможа з) земледелец, имевший небольшое хозяйство
9. Храм и) человек, владевший рабами
10. Жрец к) ближайший помощник царя
11. Сфинкс л) двухколесная повозка, запряженная лошадьми
12. Бронза м) человек, состоявший на службе у царя
13. Колесница н) статуя существа с телом льва и головой человека
14. Иероглиф о) устье реки, разделенное на рукава
15. Скульптор п) воин, нанявшийся на службу за плату
16. Астрономия р) человек, изготовлявший вручную орудия труда,
оружие, украшения и другие изделия
17. Караван с) здание, где стояли идолы и где люди поклонялись
богам18. Наемник т) наука, изучающая планеты и звезды.
(Ответ: 1 – о; 2 – г; 3 – з; 4 – р; 5 – и; 6 – а; 7 – м; 8 – к; 9 – с; 10 – б; 11 – н; 12 – ж; 13 – л; 14 – д; 15 – в; 16 – т; 17 – е; 18 – п).
Подведение итогов.
Конкурс №2. «Боги и богини Древнего Египта».
У древних египтян было в общей сложности свыше 2 тысяч богов и богинь. Некоторым поклонялись во всем Египте, культ других имел лишь местное значение. Еще в глубокой древности многие божества стали связывать с определенными символами: животными, птицами, растениями. Их даже изображали с головами соответствующих животных. Сопоставьте имена египетских богов и богинь с их символами.
1. Сет – бог пустыни, бурь и непогоды а) павиан
2. Анубис – бог мертвых и бальзамирования б) корова
3. Себек – бог воды в) шакал
4. Хатхор – богиня любви, красоты и радости г) крокодил
5. Тот – бог мудрости д) осел, свинья, гиппопотам
(Ответ: 1 – д; 2 – в; 3 – г; 4 – б; 5 – а).
Подведение итогов.
Конкурс №3. «Заплутавший путешественник».
Кто из нас не мечтает о путешествиях! Новые страны, острова, земли, города! Но путешествия – это не только открытия, это трудности, необходимость быстро решать многие вопросы, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? Это вы узнаете, если правильно подскажите путнику географические названия. Перепутаться могут не только слова, но и буквы в них. Найдите каждой букве свое место и прочитайте слова.
1. Река в Египте а) ФМЕСИМ
2. Древнейшая столица Египта б) ЛНИ
3. Реки, образующие Междуречье в) ВРАФТЕ, РИГТ
(Ответ: 1 – б (Нил), 2 – а (Мемфис), 3 – в (Тигр, Евфрат).
Подведение итогов.
Конкурс №4. «Кто лишний? Что лишнее?»
Перед вами несколько групп слов. В каждой группе есть лишнее слово, которое не подходит по смыслу. Найдите эти слова и объясните, почему вы их убрали.
Древний Восток.
Тутанхамон – Тутмос – Конфуций – Нефертити – Хеопс
Междуречье – Финикия – Ассирия – Карфаген – Урарту
Папирус – клинопись – мумия – сфинкс – пирамида
Раб – фараон – обелиск – жрец – брахман
Иероглиф – папирус – клинопись – скрижали – писец
Фараон – вельможа – раб – брахман – жрец
Междуречье – Вавилон – Ниневия – Иерусалим – Карфаген
(Ответ: 1. Конфуций вместо Китая попал в Египет к фараонам.
2. Карфаген находится в Африке, остальные – в Азии.
3. Клинопись – Древнее Междуречье, остальное – Египет.
4. Обелиск – мемориальное сооружение, остальные – люди.
5. Писец – человек, остальное – неодушевленные предметы.
6. В отличие от раба все остальные – независимые люди египетского
общества.
7. Карфаген расположен в Африке, остальные – в Азии).
Подведение итогов.
Конкурс №5. «Крылатые выражения»
Общая оценка – 5 баллов (правильно назвать – 1 объяснить, что означает и в связи с чем возникло – 3 балла, объяснить смысл употреблений сегодня – 1 балл).
«Кануть в Лету».
(Ответ: Летой называлась подземная река Ада, отделявшая живой мир от царства умерших. Воды реки несли забвение. «Кануть в лету» означает «исчезнуть из памяти, подлежать забвению»).
Подведение итогов игры.