Критериальное оценивание предметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО на уроках русского языка
«Критериальное оценивание предметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО на уроках русского языка».
Система оценивания в учебно-образовательной структуре уникальна, так как является тем самым гибким инструментом в руках опытного педагога, тем фактором, который двигает весь школьный процесс, это, по сути, механизм осуществления диагностической связи между учеником, учителем и родителями. Зачем нужна реформа системы оценивания сегодня?
В последние годы не только в российской, но и в западной педагогике идет процесс переосмысления системы оценки достижений учащихся в школе. Главную роль приобретает развитие мотивации достижения успеха, то есть формирование ключевых компетенций учащихся.
Всех волнует вопрос, как сформировать в ученике такие способности, которые позволят выпускнику школы легко влиться в социум, а позднее быстро найти работу в нашем современном обществе и приносить пользу стране.
В последнее время всё чаще мы слышим о так называемом критериальном оценивании, который пока идёт как эксперимент в отдельно взятых школах страны. Чтобы понять, что такое критериальное оценивание, проведём мысленный эксперимент. Условно разделим традиционный результат обучения в школе, наши знаменитые ЗУНы, на три части. В одной окажутся только знания, которые приобрёл школьник за все годы учёбы в школе; в другой – только умения, которыми он овладел; в третьей – только навыки, которые у него сформировались. Знания будем оценивать по некоему критерию А, умения – по критерию Б, а навыки – по критерию С.
Критерий представляется как цель, как ожидаемый результат образования, а оценивание по любому критерию – это определение степени приближения ученика к данной цели. Кроме того в каждой предметной области есть и другие цели обучения, которые также могут стать критериями (например критерий D-навыки презентации, словесного и материального оформления и представления какой – либо работы) и т.д.
Критериальное оценивание позволяет формировать у учащихся положительные эмоции к учебному процессу.
Констатирующее (итоговое) оценивание. Оно позволяет определить уровень сформированности учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Констатирующая работа выставляется по всем критериям, каждый из которых отмечается баллами. По каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в пятибалльную.
Выделяют некоторые особенности и свойства технологии критериального оценивания:
1. Это общественный договор. В начале на первых уроках учитель должен договориться с учениками, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году,
когда будут проводиться итоговые работы по каждой тем, в какой форме (тест, эссе, исследование) и по каким именно критериям они будут оцениваться.
2.Рубрики - это инструкции по оцениванию работ. Такие рублики, без сомнения, позволяют и ребёнку, и даже родителям увидеть, почему была поставлена учителем та или иная оценка, избежать споров и проблем, когда родители не довольны оценками своих детей. В рубриках указано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Например, отметка «3» по критерию может быть прочитана следующим образом: «вы показали незначительные способности в применении необходимых умений и навыков. Ваша работа, хотя и носит в основном описательный характер, но с отсутствием глубокого анализа».
3.Своевременная работа над ошибками и промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы: какие у него успехи и где недочёты. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить свой результат. А неудовлетворительные оценки – сигнал, что что-то он не доработал, но так как оценки за них в журнал не выставляются, у ученика есть возможность подтянуться по тому или иному предмету или какой-то запущенной теме. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ.
4.Самооценивание. Критериальное оценивание позволяет самому ученику понимать, насколько он должен заработать, чтобы получить «3», « 4» или «5».
Методом самооценки может стать заполнение в течение урока следующей таблицы, которая демонстрирует устойчивое развитие во время урока.
Основные понятия
Знал до изучения темы Узнал
Могу применить
В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Поэтому любое улучшение в достижениях ученика фиксируется в баллах. Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.
5.Итоговое оценивание: по каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5 –балльную.
В заключении хочется сказать, что методика критериального оценивания является действенным средством мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику. Хватит ориентироваться на средних учеников, подходить ко всем детям с одинаковыми мерками! При внедрении данной педагогической технологии действительно каждый ребёнок-школьник сможет достигнуть определённого уровня в развитии и уж точно не получит двойку, поскольку сама технология направлена на движение учащегося вперёд, на самореализацию ученика.
Список литературы:
Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом. 6 класс. Просвещение. Москва, 2001г
Красноборова А.А. Критериальное оценивание в школе. Пермь, ГПТУ, 2010г.
Назарбаев А.О. Методические пособия. Интеллектуальные школы по критериальному оцениванию. Астана, 2012г.
Шнейдер М.Я. Оценка качества образования в школах международного бакалавриата.// Вопросы образования, 2005г.