Реферат на тему:«Понятие об адаптации ребенка к условиям ДОУ. Педагогические условия адаптации ребенка к ДОУ»


Реферат
на тему «Понятие об адаптации ребенка к условиям ДОУ. Педагогические условия адаптации ребенка к ДОУ»
Содержание
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Основная часть………………………………………………………... 5
Определение понятия адаптация, фазы и виды адаптации……. 5
Особенности успешной адаптации детей к условиям ДОУ……. 10
Педагогические условия адаптации детей в ДОУ……………… 15
Заключение……………………………………………………………….. 19
Список использованной литературы…………………………………… 21

Введение
Большинство детей испытывает адаптационный стресс при поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ).
Резкое поступление ребенка в другие общественные условия и продолжительное нахождение в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития, так как адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены.
Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Морозова Е.И. отмечала: «Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно – психическом развитии ребенка».
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи: Аксарина Н.М., Тонкова – Ямпольская Р.В., Шмидт – Кольмер Е. и др.
Теплюк С. проанализировала деятельность дошкольных учреждений в период адаптации выявила, что эта проблема – одна из плохо решаемых. Воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотного построения взаимоотношений с родителями новичков.
В связи с этим, она советует, методисту и психологу усилить работу с персоналом в этом направлении: систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка (Г.М. Лямина), этапы развития общения взрослого с ребенком (С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева), практическое применение этих знаний в условиях адаптации (Н.Д. Ватунина), диагностическая методика адаптационного профиля (Е.И. Морозова).
Действительно, когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.
Основная часть
Определение понятия адаптация, фазы и виды адаптации
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь меняется координальным образом: строгий режим дня, новое помещение, отсутствие родителей или других близких людей, новые требования к поведению, постоянное присутствие сверстников и т.д.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, отказ от еды и т.д.) В связи с этим, процесс адаптации ребенка к условиям детского сада, является весьма актуальной и важной проблемой и по сей день [6, с.18].
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность) или негативным (стресс) результатам.
Термин «адаптация» применяется в медицине, естествознании, психологии, социологии, педагогике и охватывает широкий круг явлений.
Согласно определению, данному в Большой советской энциклопедии, адаптация (adaptation) понимается как процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) к условиям среды [12, с.33].
В Российской педагогической энциклопедии социальная адаптация определяется как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Адаптация социально-психологическая (Е.С.Кузьмин, В.Е.Семёнова) - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива, самоутверждается.
В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловленно тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организама происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка [8, с.18].
Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
Психологи выделяют три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длиться в среднем месяц);
2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длиться 3-5 месяцев);
3. Фаза компенсации сопровождается убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития [4, с.123].
Три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).
2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отддельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).
3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации [5, с.98].
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
Отличительной особенностью модели является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению - одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет оказываются неготовыми к детскому саду. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями - дети начинают непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические реакции, обостряются психосоматические явления и пр. Однако, какой-либо специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению в настоящее время не ведётся. Если подготовка ребёнка к школе многократно и тщательно проработана и является одной из главных задач воспитания, то переход ребёнка из семьи в детское учреждение, который является ничуть не менее резким и травмирующим событием, остаётся без внимания педагогов и психологов. Очевидно, что этой проблеме необходимо уделить специальное внимание [14, с.11].
Одной из форм организационных форм адаптации ребёнка к детскому учреждению являются группы кратковременного пребывания или «адаптационное» группы.
Специальной задачей психологической службы в адаптационных группах является работа с трудными случаями и поиск адекватного подхода для разных групп детей. Сложность этой задачи в том, что здесь невозможно предложить единый для всех метод адаптации - каждый ребёнок нуждается в особом подходе. Единственным общим моментом является завоевание доверия и расположение малыша. Без такого доверия к новому взрослому нормальное эмоциональное самочувствие ребёнка невозможно [9, с.8].
С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться [10, с.38].
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.
Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях.
Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы нервной высшей деятельности.
Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям [2, с.24].
Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
В связи с этим встает вопрос о создании более благоприятных условий для более успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Особенности успешной адаптации детей к условиям ДОУ
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребёнок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: “Ты меня любишь?” Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребёнок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослым, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором малыш находит доброго близкого человека [7, с.32].
Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь в первые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство. Если ребёнок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребёнком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребёнок начинает обращать внимание на окружающее. После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.
Как видно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу. Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации) [7, с.58].
К первой группе относятся дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Ко второй группе – дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях.
Если до поступления в детский сад ребёнок постоянно находился только с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, он с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день. Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребёнка не развита потребность общения с посторонними. При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, так как опыта общения с посторонними не имеют. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит привыкание ребёнка в детском саду [9, с.10].
Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребёнок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы при воспоминании о близких.
У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми. В практике нередки случаи, когда ребёнок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.
Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребёнком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребёнок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту. Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д. [3, с.50].
В процессе привыкания ребёнка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трёх этапов:
I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях [6, с.78].
Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев). Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребёнка ко второму этапу привыкания. С переходом на второй этап для малыша более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, на сколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.
Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребёнок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребёнка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы, конечным этапом является первый, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10дней) [6, с.83].
Если не будут соответствующим образом организованы общение и игровая деятельность вновь поступившего ребёнка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребёнка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение малыша, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру [11, с.15].
К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат детей играть, учиться, трудиться и очень редко учат их общаться. Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания – в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т.д. – на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребёнком, поручение и т.п. – на втором этапе.
Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребёнок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе [2, с.94].
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребёнка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Педагогические условия адаптации детей в ДОУ
Педагогические условия - это обстановка созданная целенаправленно, в которой представлены в тесном взаимодействии в совокупности психологических и педагогических факторов, позволяющих педагогу осуществлять учебную или воспитательную работу.
Процесс введения ребенка в детский сад осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе усилия педиатрической службы, работников дошкольного учреждения и родителей направлены на облегчение биологической адаптации, подготовку организма к жизни в новых условиях:
- режим дня ребенка максимально приближается к режиму дня детского учреждения;
- приучение его к активному участию в режимных процессов;
- использование комплекса закаливающих процедур;
- необходимой для повышения работоспособности детского организма, увеличение двигательной активности [12, с.34].
Вместе с тем, условием реализации этих требований является педагогическое просвещение родителей и установление их контактов с воспитателями. Через индивидуальные беседы, памятки родителям по организации жизни ребенка в подготовительный период. Через памятки они знакомятся с методикой кормления, сна, получают советы по формированию навыков самообслуживания, развитию предметных и игровых действий, расширению опыта общения.
В свою очередь, воспитатели посещают ребенка на дому, знакомятся с условиями его жизни, узнают о привычках, любимых игрушках малыша, устанавливают первый эмоциональный контакт с ребенком в привычной для него обстановке.
Приобщение ребенка к требованиям новой среды в условиях детского учреждения осуществляется последовательно. Ребенок в детском саду в течение первой недели находится не более 2-3 часов. Постепенно время это увеличивается в зависимости от его эмоционального состояния.
Одним из ведущих педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению является организация игровой деятельности, особенно если она организована вместе с матерью. С позиции Е.О. Смирновой и В.Г. Утробиной игра - это естественная жизнь детей, жизнь, преломленная сквозь психику ребенка. По мнению Д.Б. Эльконина, в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней [10, с.52].
С первых дней знакомства с дошкольным образовательным учреждением ребенок должен наблюдать, как играют взрослые и дети. У него должно создается впечатление, что этот незнакомый дом создан для игры и игрушек, что помогает установить индивидуальный эмоциональный контакт ребенка со взрослыми и сверстниками в группе. Играя с детьми раннего возраста, необходимо ставить только простые, знакомые детям игровые цели, не вызывающие особых сложностей при их достижении. В данный момент важно не выполнение ими правильного игрового действия, а установление доброжелательного, доверительного отношения с воспитателями и детьми.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация взрослым развивающей среды, в которой живет ребенок, является одним из ведущих педагогических условий успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению. По мнению Т.В. Лаврентьевой, в окружении ребенка должны находиться стимулирующие материалы, используемые в процессе специально организованного обучения, и так называемые "свободные", т.е. предоставляющие возможность применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах. Среда в детском саду - это, прежде всего, социальная среда со своими требованиями и разновидностями отношений между взрослым и детьми, между ребенком и остальными детьми. Поэтому адаптация к детскому саду - это, прежде всего, процесс усвоения данного социального опыта [1, с.76].
Воспитатель должен помочь детям и в новой обстановке. При этом нельзя раздражаться по поводу их медлительности. Надо настойчиво и спокойно учить детей действиям с предметами и игрушками, терпеливо закреплять приобретенные навыки и формировать новые. Впервые дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время для усвоения нового, для знакомства с окружающим. Нетерпеливый подход воспитателя может привести к осложнениям в его поведении, к затруднениям в адаптации.
Основная причина, осложняющая и затягивающая социальную адаптацию у многих детей, является разлука с близкими, незначительный опыт общения с другими людьми (Н.Д. Ватутина). Поэтому впервые дни пребывания ребенка в учреждении присутствие матери в группе допустимо, которая помогает освоиться в незнакомой обстановке, установить контакт с воспитателем и затем сотрудничество. Внимание, ласковое обращение, периодическое пребывание на руках, похвала со стороны воспитателя создают доверие и положительное отношение к нему, служат основой для налаживания контактов с другими детьми и взрослыми. Благодаря этому у ребенка формируется интерес, и желание общается со сверстниками.
В период подготовки к поступлению в детский сад целесообразно психологически настраивать самого малыша, заинтересовывать его посещением детского учреждения, знакомством с детьми, игрушками. Ни в коем случае не пугать детским садом [13, с.95].
В период привыкания к детскому саду нужно ограничить новые впечатления, уменьшить нагрузку на нервную систему ребенка, не принимать гостей и не ходить в гости самим, прекратить посещение театров, цирка, кино. Обстановка в семье должна быть спокойна, обращение взрослых с малышом ласковое и участливое. Необходимо предупреждать появление у него отрицательных эмоций.
Малышу можно разрешить принести с собой в группу любимые игрушки, книжки или предметы с которыми он не расстается дома. Это также поможет ребенку легче и безболезненнее привыкнуть к ДОУ.
Эффективным фактором успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является посещение профильной группы или кратковременного пребывания. Адаптационная группа позволяет ребенку в наиболее щадящем режиме привыкнуть к новой среде обитания, новым людям, новым требованиям. Присутствие в группе матери или других близких взрослых помогает преодолеть ребенку страх перед детским садом, способствует плавному отрыву от родителей.

Заключение
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребёнок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребёнка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.
Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Аксарина Н.М., Тонкова – Ямпольская Р.В., Шмидт – Кольмер Е. и др. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, а также, дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей.
Задача воспитателя успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребёнка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Список использованной литературы
Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2005. – 176с.
Адаптация ребенка к условиям детского сада [Текст]: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2010. – 188 с.
Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – С.49-53.
Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / М.Н. Аксарина. – М.: Медецина, 2007. – 304с.
Белкина, В.Н., Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / В.Н.Белкина, Л.В.Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Н.Д. Ватутина. – М.: Просвещение, 2003. – 104с.
Давыдова, О.И., Майер, А. А. Адаптационные группы в ДОУ [Текст]: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. С.18 – 21.
Желеску, Р. Психологические условия адаптации [Текст] // Дошкольное воспитание – 2012. - № 6. С.7 – 11.
Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] / О.Г.Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
Калинина, Р., Семёнова, Л., Яковлева, Г. Ребёнок пошёл в детский сад [Текст] //Дошкольное воспитание. – 1998. - № 4. – С.14-16.
Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1 – С.34-37.
Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова.- М.: Академия, 2009.- 232 с.
Шапошникова, Т.Е. Общественные и личностные функции семьи [Текст] // Психотерапия.- 2007.- № 10(58).- С. 10-13.