Сценарий урока биологии в 11 классе по теме :Доказательства эволюции

Сценарий урока биологии в 11 классе по теме
«Доказательства эволюции»
(учитель биологии МБОУ СОШ № пгт.Тымовское Манько И.А.)

Тема урока: «Доказательства эволюции»
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок
Место урока: Раздел «Эволюционное учение», тема «Доказательства эволюции»
Цель урока: достижение планируемых результатов:
предметных: знакомство учащихся с фактическими доказательствами эволюционного процесса.
личностных: развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности; развитие умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели; формирование культуры общения, коммуникативных качеств.
метапредметных: овладение элементами самостоятельной учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.
 Ведущая педагогическая идея: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии в старших классах
Методы обучения: словесные, наглядные, работа в группах.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи: литература (фрагмент произведения А.К.Дойля «Собака Баскервиллей»
Оборудование: мультимедийная презентация, инструктивные карточки, листы формата А4, таблицы, гербарии растений с примерами гомологичных органов. 
УМК: учебник «Биология. Общая биология. Базовый уровень : учеб.для 10 -11кл.общеобразовательных учреждений / В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова. Дрофа, 2009.
Структура урока:
Орг.момент (приветствие)- 1 мин.
Актуализация знаний учащихся – 5 мин. Ребята, что означает понятие эволюция? Кем была сформулирована первая эволюционная теория? А научная эволюционная теория? Чем теория Ч. Дарвина отличалась от теории Ж.Б. Ламарка? Что помогло Ч.Дарвину вскрыть движущие силы эволюции? (наблюдения и фактический материал).
А что, по вашему мнению, факты и для чего они нужны?
Одному из учеников предлагается прочитать выписку из словаря
Факт  ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Factum  свершившееся)  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в широком смысле может выступать как синоним [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.
Я предлагаю вам послушать отрывок из главы произведения одного из моих любимых писателей Артура Конан Дойля «Собака Баскервиллей», где известный английский сыщик Шерлок Холмс высказывается о личности человека, оставившего в его передней трость: «скорее всего это весьма симпатичный человек лет тридцати, нечестолюбивый, рассеянный и нежно любящий свою собаку, которая, как я приблизительно прикидываю, больше терьера, но меньше мастиффа.»
После изумлённого вопроса доктора Ватсона как он узнал про собаку? Холмс ответил: Хм Трость. собака брала её посередине и крепко сжимала зубами, следы которых видны совершенно отчётливо. Судя по расстоянию между отметинами, для терьера такие челюсти слишком широки, а для мастиффа узки. Возможно, что Боже мой! Ну, конечно, кокер-спаниель!»
Конечно, Холмс был прав. Что в данном случае было фактом? Наличие отметин на трости, а что могло послужить доказательством правоты Холмса? Если бы они реально увидели человека, оставившего трость с со своей собакой.
Таким образом, факты - это основа для построения теории. Теория – это система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел.
Но теория требует доказательств. И доказательства требуются и для эволюционной теории. Где вы слышали слово «доказательство»? Где используются доказательства?  Как выглядит процесс доказательства? )Скорее всего, учащиеся установят ассоциативную связь с криминальной тематикой, доказательством вины и невиновности).
В процессе обсуждения надо подвести учащихся к мысли, что доказательство – это логический аргумент подтверждающий истинность умозаключения (теории, правила и проч.) с одной стороны, а с другой – процесс установления истины.
Постановка проблемы: Исходя из того, что мы сейчас с вами  обсудили, и учитывая пройденный нами темы по биологии, сформулируйте название сегодняшнего урока?
Какова цель урока? Используя уже имеющиеся у вас знания, постарайтесь привести как можно больше доказательств в пользу того, что эволюционный процесс действительно существует, что все организмы произошли от одного общего древнего предка, а значит, имеют родство между собой.
3.Усвоение новых знаний. Работа в группах. Пользуясь инструктивными карточками, информацией учебника и приложениями к тексту вы в течение 15 минут подготовите информационные сообщения, в которых будут собраны доказательства эволюционного процесса.
1 группа работает по теме «Эмбриологические доказательства»
2 группа тема «Морфологические доказательства»
3 группа тема «Биогеографические доказательства»
4 группа тема «Палеонтологические и генетические доказательства»
Прослушивание сообщений, выступление групп.
5. Закрепление материала при помощи слайдов презентации.
6. Подведение итогов, рефлексия.
Достигли ли мы цели урока? Что было для вас трудным? Что не вызвало затруднений? Как вы оцениваете работу групп? Можно ли рассказать кому –либо о нашем уроке?
7. Домашнее задание: параграф 4.13. стр. 254-262 читать, пересказывать.












ПРИЛОЖЕНИЕ
Инструктивные карточки

Инструктивная карточка для работы по теме “Палеонтологические и генетические доказательства
1. Прочтите текст учебника и приложения.
2.Дайте определения ключевым понятиям: палеонтология, генетика, филогенетические ряды, переходные формы, цитология.
3. Какая наука лежит в основе палеонтологических доказательств?
4.Приведите примеры переходных форм и филогенетических рядов, что они доказывают?
4. Рассмотрите коллекцию “Формы сохранности ископаемых видов растений и животных.
5. Назовите ученного, обнаружившего последовательные ряды ископаемых форм. Расскажите об истории развития лошадей .
6. Определите значения ископаемых остатков, как доказательств эволюции.
7. Какая наука лежит в основе генетических доказательств? Приведите примеры, , позволяющие судить о степени родства сравниваемых организмов.Что доказывает биохимическое единство жизни?
8.Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, подготовьте сообщение “Палеонтологические и генетические доказательства эволюции”.
9.Сделайте вывод о роли палеонтологических и генетических материалов в доказательстве эволюции.
Инструктивная карточка для работы по теме “Морфологические доказательства”.

1. Прочтите текст в учебнике
2. Дайте определения ключевым понятиям: сравнительная анатомия, гомологичные органы, дивергенция, аналогичные органы, конвергенция, рудиментарные органы, атавизмы.
3. Рассмотрите коллекции с гомологичными и аналогичными органами, таблицы “Схемы строения системы органов кровообращения позвоночных”, ”Схемы строения головного мозга позвоночных”, модели головного мозга позвоночных.
4. Сравните строение кровеносной системы, головного мозга позвоночных, а также строение растений от водорослей до покрытосеменных. Сделайте вывод об усложнении в строении различных систем органов живых организмов. Что это доказывает?
5. Дайте определения ключевых понятий, приводя примеры гомологичных, аналогичных, рудиментарных органов и атавизмов.
6. Определите их значения, как доказательств эволюции.
7. Сформулируйте вывод о роли данных сравнительной анатомии в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.
8. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, подготовьте сообщение по теме “Морфологические доказательства”.
Какая наука лежит в основе морфологических доказательств?
Сделайте вывод о роли сравнительно-анатомических данных в доказательстве эволюции.

Инструктивная карточка для работы по теме «Биогеографические доказательства

1. Прочтите текст.
2. Дайте определения ключевым понятиям, ответьте на вопросы:
3.Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом.
4. Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком.
5.Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?
6.Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных
7.Почему океанические острова очень бедны по сравнению с материковыми островами?
8.Сформулируйте вывод о роли данных биогеографии в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.
9.Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, подготовьте устный ответ сообщение по теме “Биогеографические доказательства».

Инструктивная карточка для работы по теме “Эмбриологические доказательства»
1. Прочтите текст учебника и приложения.
2.Дайте определения ключевым понятиям: эмбриология, онтогенез, цитогенетический закон.
3. Какая наука лежит в основе эмбриологических доказательств?
4.Приведите примеры органов, которые в онтогенезе позвоночных доказывают общность их происхождения.
5.. Рассмотрите макет «Сходство эмбрионов позвоночных на ранних стадиях развития»“
5. Назовите ученного, сформулировавшего закон зародышева сходства.
6.Определите значение биогенетического закона как доказательства эволюции.
7. Расскажите о работе А.Н. Северцова
7. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, подготовьте сообщение “Эмбриологические доказательства эволюции”.


Дополнительная информация
Генетические доказательства
Дарвин опубликовал «Происхождение видов» почти за 100 лет до расшифровки структуры ДНК. Новые знания, полученные с тех пор, могли бы однозначно опровергнуть эволюционное учение, если бы оно было ложно. Вместо этого анализ ДНК дает нам убедительнейшие доказательства теории эволюции. Сам факт наличия наследственной изменчивости необходим для эволюции, и если бы оказалось, что ДНК устойчива к изменениям, это означало бы конец теории. Но ДНК постоянно мутирует, порождая генетическое разнообразие, которое служит материалом для отбора. При этом, обычно чем больше генетических различий между организмами, тем сильнее различается и их строение 
Расшифровка молекулярной основы наследственности (ДНК) и  генетического кода на самом деле была важнейшим "моментом истины" в истории эволюционного учения. "Вещество наследственности" вполне могло оказаться разным у разных видов (например, у человека - ДНК, а у шимпанзе - какой-нибудь другой биополимер). Генетический код тоже мог оказаться разным. В обоих случаях эволюционное превращение одного вида в другой, как и их происхождение от общего предка, стало бы принципиально невозможным, и эволюционная теория была бы опровергнута. Но и "вещество наследственности" (полинуклеотиды ДНК и РНК), и генетический код оказались одинаковыми у всех без исключения форм жизни - от вирусов и бактерий до человека включительно. Правда, в генетическом коде изредка встречаются вариации, но они очень невелики и обычно затрагивают только некоторые второстепенные, "избыточные" кодоны.
Сравнительный анализ нуклеотидных последовательностей позволяет судить о степени родства сравниваемых организмов. Это обстоятельство широко применяется на практике (в частности, для установления отцовства). Например, недавно на основе анализа ДНК из человеческих костей, обнаруженных под Екатеринбургом, удалось доказать, что это останки семьи последнего российского императора Николая II. При этом для сравнения был использован генетический материал ныне живущих родственников царской семьи.
Биохимическое единство жизни
Носителем наследственной информации во всех клетках являются молекулы ДНК, у всех известных организмов в основе размножения  репликация этой молекулы. В ДНК всех организмов используются 4 нуклеотида (аденин, гуанин, тимин, цитозин), хотя в природе встречаются не менее 102 различных нуклеотидов. Кроме того, в природе встречается 390 различных аминокислот, но белки всех организмов составляются из одного и того же набора, в котором всего 20 "основных" аминокислот и пара "дополнительных". 

Биографические доказательства.
По этому вопросу выступают два ученика с сообщениями, заостряя внимание на основных положениях доказательств и делая вывод об их роли, как доказательствах эволюции.
Останавливаясь на фауне островов, следует подробнее рассказать о наблюдениях Ч. Дарвина, сделанных на Галапогосском архипелаге, и значении их в создании теории о происхождении видов.
Морфологические доказательства.
В основе морфологических доказательств лежат данные науки сравнительной анатомии.
 Сравнительная анатомия – наука, изучающая и сравнивающая внутреннее и внешнее строение  живых организмов.
К доказательствам эволюции этой группы относятся:
 1) наличие в современной флоре и фауне переходных форм, являющихся родоначальниками нескольких систематических групп и сочетающих в себе признаки этих групп организмов
 Переходные формы свидетельствуют о преемственности в эволюции и о том, что низшие дали начало высшим;
2) наличие в пределах класса, типа гомологичных органов, образований, сходных друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза.
 Гомология связана с наличием у разных видов одинаково действующих наследственных факторов, доставшихся от общего предка.
3) Известно, что Дарвин придавал особенное значение рудиментам и атавизмам, как наиболее убедительным доказательством происхождения  организмов от общих предков
Эмбриологические доказательства.
Факт единства происхождения живых организмов был установлен на основе эмбриологических исследований, в основе которых лежат данные науки эмбриологии.
Эмбриология – наука, изучающая зародышевое развитие организмов.
К данным эмбриологии, являющимися доказательствами эволюции, относятся:
1. Все многоклеточные организмы, способные к половому размножению, развиваются из одной оплодотворённой яйцеклетке (зиготы).
2. Закон зародышевого сходства Карла Бэра.
 Сходство зародышей свидетельствует об общности происхождения организмов К. Бэр обнаружил, что в ходе эмбрионального развития сначала появляются общие признаки типа, затем последовательного класса, отряда, наконец, вида.
3. Биогенетический закон Геккеля - Мюллера, указывающий на связь индивидуального (онтогенеза) и исторического (филогенеза) развития.  
Биогенетический закон Геккеля-Мюллера описывает наблюдаемое в живой природе соотношение - онтогенез, то есть персональное развитие каждого живого организма, в определенной степени оно повторяет филогенез - историческое развитие всей группы особей, к которой он относится. Закон сформулировали, как понятно из названия, Э. Геккель и Ф. Мюллер в 60-е годы XIX века независимо друг от друга, и установить первооткрывателя теории сейчас почти невозможно. Очевидно, что биогенетический закон не был сформулирован сразу. Биогенетический закон подвергался критике со стороны морфологов, генетиков и представителей экспериментальной эмбриологии. Однако, работе Мюллера и Геккеля предшествовало создание теоретической базы для закона в виде уже обнаруженных явлений и других установленных закономерностей природы. В 1828 году К. Бэр сформулировал так называемый закон зародышевого сходства. Суть его заключается в том, что эмбрионы особей, относящихся к одному биологическому типу, имеют множество схожих элементов анатомического строения. У человека, например, на определенной стадии развития у зародыша имеются жаберные щели и хвост. Характерные отличительные черты в морфологии видов возникают только в ходе дальнейшего онтогенеза. Закон зародышевого сходства во многом определил биогенетический закон: раз эмбрионы различных организмов повторяют стадии развития других особей, они повторяют стадии развития всего типа вообще.
Считая, что критики оказались не в состоянии опровергнуть теорию рекапитуляции и теорию ценогенеза Геккеля, отечественный биологи А.Н. Северцов попытался шире подойти к биогенетическому закону, разработав Теорию филэмбриогенеза теорию, согласно которой эволюция совершается путём изменения хода онтогенеза, то есть наследственные изменения строения органов животных, нарушающие течение исторического хода развития и изменяющие строение взрослых особей, проявляются в эмбриональном развитии. По данным автора, филогенез это совокупность онтогенезов генетического ряда поколений и всех тех наследственных преобразований, которые происходят на различных этапах индивидуального развития животных в ряде поколений.
.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Тест “Доказательства эволюции”
1. Какие доказательства эволюции основываются на данных палеонтологии?
Морфологические.
Эмбриологические.
Палеонтологические.
Биогеографические.
2. Какие организмы являются переходными формами?
Кистепёрые рыбы.
Семенные папоротники.
Археоптерикс.
Прыткая ящерица.
3. Какие органы лошадей претерпевали наибольшие изменения?
Конечности.
Сердце.
Пищеварительный тракт.
Размеры тела.
4. Кто установил филогенетические ряды?
А.Н.Северцев.
В.О.Ковалевский.
Ж.Б.Ламарк.
К.Ф.Рулье.
5. Назовите гомологичные органы?
Передние конечности позвоночных.
Крыло бабочки и крыло птицы.
Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
Многососковость у человека.
6. Назовите аналогичные органы?
Передние конечности позвоночных.
Крыло бабочки и крыло птицы.
Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
Многососковость у человека.
7. Назовите рудиментарные органы?
Передние конечности позвоночных.
Крыло бабочки и крыло птицы.
Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
Многососковость у человека
8. Назовите атавизмы?
Передние конечности позвоночных.
Крыло бабочки и крыло птицы.
Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
Многососковость у человека.
9. Какие доказательства эволюции основаны на данных сравнительной анатомии?
Островные фауна и флора.
Единства происхождения органического мира.
Морфологические.
Эмбриологические.
10. На каких этапах развития зародыши позвоночных обнаруживают наибольшее сходство между собой?
На ранних этапах развития.
На поздних этапах развития.
На протяжении всего эмбриогенеза.
Не обнаруживают никакого сходства.
11. Кто сформулировал биогенетический закон?
Ч.Дарвин.
А.Н.Северцев.
Мюллер и Геккель.
К.Линней.
12. Какие доказательства эволюции основаны на данных эмбриологии?
Островные фауна и флора.
Единства происхождения органического мира.
Морфологические.
Эмбриологические.
 
 
Домашнее задание: стр. 188-189; приготовиться к фронтальному опросу о доказательствах эволюции
 
Список литературы, использованной при подготовке урока:
 
1.   Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. - М.: ВАКО, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).
2.   Трайтак Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: пособие для учащихся 6 - 7 классов общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 1998. - 272 с.
3.  Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: сборник задач и упражнений. 6 (7) кл. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 2002. – 160  с.
4.   Цимбал В.А. Растения. Параллельный мир. -  Фрязино: «Век 2», 2009. - 144 с. научный редактор С.В.Наугольных
 
Сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Оригинал публикации: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

















Факт ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Factum  свершившееся)  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в широком смысле может выступать как синоним [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.









биогенетический закон формулировка15